7 мин.

Страна тысячи дерби

Летний перерыв – самое подходящее время для исправления недоразумений. Колумнист ESPN Ули Хессе из своего нового дома в футбольной пустоши предлагает взглянуть на Германию с географической точки зрения. Самый футбольный регион мира, требования заказчиков, автобиография, «аисты» и потребители «Баварии» - в переводе блога «Quinta columna». Юрген Клопп, Рурская область и земля Шлезвиг-Гольштейн прилагаются.  

Около девяти лет назад некто по имени Эндрю отправил мне письмо по электронной почте с предложением стать колумнистом ESPN, речь шла о немецком футболе, что, конечно же, меня поразило. Также Эндрю добавил, что в идеале содержание статьи должно отвечать двум условиям. Во-первых, они должны быть по-футбольному актуальными и своевременными. Во-вторых, статьи должны рассказывать зарубежным читателям о мистической стране известной как Германия, ее обычаях, ритуалах, племенах и местности.

Эндрю давно уже покинул здание ESPN ради того, чтобы повидать мир, а я продолжаю работать. И вот 240 колонок спустя я все также стараюсь следовать его рекомендациям. Я уверен, что соблюдал первое условие, несмотря на упоминание кибер-вандализма, Дэвида Хассельхоффа и историй о происхождении некоторых фамилий. А вот по поводу второго условия я не уверен.

Иногда я надеюсь, что мои отсылки к американскому прошлому, английским писателям, сосланным в Италию, и скабрезным голландским рок-группам не превзошли числом попытки познакомить вас с тевтонскими традициями. Если так, то середина летнего перерыва – самое подходящее время, чтобы исправить это недоразумение. Позвольте рассказать немного о географии Германии и культурных различиях между несколькими частями страны.

Это тема не так искусственна или случайна, как вам могло показаться. Всю жизнь я провел в одном из самых футбольных регионов Германии (а может и мира), и теперь готовлюсь к переезду в пустошь (лучшее слово, подходящее для описания этого места). Место, с футбольной точки зрения, столь заброшенное и неплодородное, что там, к сожалению, удастся найти только болельщиков мюнхенской «Баварии».

Но давайте обо всем по порядку. Я родился в Рурской области в земле Северный Рейн-Вестфалия, самом западном регионе Германии, граничащим с Голландией и Бельгией. Мой дом всегда был здесь, а ближайший стадион не дальше чем в двадцати милях. Напоминаю, что это было много лет назад, когда дортмундская «Боруссия» выступала во втором дивизионе. Я пошел в школу в Унне, самом восточном уголке Рурской области. Так получилось, что стадион «Бохума» оказался ближе всех. За последние двадцать лет дистанция выросла всего на пять миль.

Если ограничить описание только крупными местами, то вы, должно быть, слышали, что Рурская область – самый густонаселенный и индустриализованный регион между Дуйсбургом на западе, Дортмундом на востоке, Реклингхаузеном на севере и Виттеном на юге. По размеру и количеству населения это сопоставимо с Большим Лондоном, только с большим количеством автострад, пересекающих область по вертикали и горизонтали. Последний аспект очень важен, потому что, несмотря на большие расстояния, вы легко и быстро можете пересечь Рурскую область (не в час пик, конечно). И это означает, что в округе базируется семь клубов, имеющих или имевших отношение к бундеслиге. По субботам в восьмидесятые моя команда часто играла на выезде, и я решил сходить на другой матч. Выйдя из дома в 14:45, я успевал добраться до стадиона «Бохума» к 15:30. Такой же маневр проходил и в Дортмунде, и в Гельзенкирхене, где достать билет в те времена не составляло никакого труда.

Кроме известных клубов в Рурской области бесчисленное количество маленьких команд, чьи названия до сих пор пропитаны мистикой, потому что это древняя слава в чистом виде. Много ленивых воскресений я провел, наблюдая за такими командами, как «Шварц-Вайсс Эссен», «Вестфалия» и «Ванне-Эиккель». Концентрация клубов в одной области приводит к неизбежному соперничеству, вот почему книга об этой части Германии называется «В стране тысячи дерби». Отсюда следует, что футбол в здешних местах важен. Очень важен.

Когда я беседовал с главным тренером «Боруссии» Юргеном Клоппом, он сказал, что это была одна из причин, побудивших его подписать контракт с «Дортмундом». «Мне понравилось, что футбол здесь на первом месте. Это самый эмоциональный футбольный регион в Германии, чрезвычайно отличающийся от всех других», - сказал Клопп. Он сделал небольшую паузу и, кивнув, продолжил: «Наибольшие различия, я полагаю, есть с землей Шлезвиг-Гольштейн», - засмеялся тренер, а пресс-атташе «Боруссии», присутствовавший на интервью, широко улыбнулся.

Я не уверен, но моя улыбка была небрежной, возможно кислой, я думал, а не экстрасенс ли Клопп? Откуда он, черт возьми, это знал? У меня это было написано на лбу? Или это действительно была шутка, которую собирался произнести я?

Шлезвиг-Гольштейн – самая северная земля в Германии, граничащая с Данией и Балтийским морем. Это одна из самых маленьких и менее населенных наших областей. В Берлине проживает больше людей, чем во всей земле Шлезвиг-Гольштейн. И это одна из так называемых «старых федеральных областей» - частей бывшей Западной Германии – которая никогда не имела своего клуба в бундеслиге.

Два самых знаменитых клуба земли Шлезвиг-Гольштейн – «Киел» и «Фленсбург-Хандевитт». Если вы никогда не слышали о них, то только лишь потому, что это гандбольные гиганты. Что качается футбола, то есть два известных клуба «Хольштайн», по прозвищу «аисты», и «Любек». Оба когда-то играли во второй бундеслиге, но сейчас обитают в четвертом дивизионе. «Хольштайн» был чемпионом Германии в 1912-м и проиграл финал в 1910-м и 1930-м. Лучший результат «Любека» на все времена пришелся на 1969 год, когда команда участвовала в квалификации за право выхода в бундеслигу, проиграв семь матчей из восьми.

Шлезвиг-Гольштейн станет моим новым домом. Это значит, что в будущем я буду жить в восьмидесяти милях от ближайшего стадиона бундеслиги. Предвидя ваши вопросы, отвечаю – туда я еду по собственной инициативе и очень жду этого переезда. Хотя стоит отметить, что и медицинские показатели играют важную роль.

В старой колонке «Парадокс «Кельна» я рассказывал, как в Кельне в восьмидесятые меня поражало отсутствие на бамперах автомобилей футбольных наклеек и вымпелов в окнах. Во второй части колонки я объяснял, как сильно изменился Кельн с тех времен, превратившись в настоящий футбольный город.

Шлезвиг-Гольштейн напоминает мне один большой Кельн восьмидесятых. Ты можешь ехать весь день и не встретить ни одной машины хоть с какой-нибудь клубной символикой. Летом, конечно, сюда стекаются туристы из Рурской области, желающие покупаться в море. Однако мне все же удалось заметить один флаг в саду – флаг «Гамбурга».

«Гамбург» (HSV) воспринимают здесь как местный клуб, потому что команда проводит домашние матчи всего в девяноста минутах езды. Но это не значит, что вокруг много фанатов «Гамбурга». Во-первых, я подозреваю, что здесь вообще не так много футбольных болельщиков. При ознакомлении с местностью новый сосед сказал мне: «Я ничего не знаю о футболе, он меня совсем не волнует». В Рурской области вам придется долго и упорно искать человека, который не только придерживается таких взглядов, но и осмелится заявить об этом.

Во-вторых, большинство жителей земли Шлезвиг-Гольштейн, которые хоть немного интересуются игрой с мячом, предпочитают поддерживать «Баварию». Да, я знаю, что это избитый стереотип. И я ваш первый свидетель, когда нужно будет доказать, что старые утверждения – «У «Баварии» нет фанатов, у нее есть потребители» и «Болельщики «Баварии» не живут в Баварии» - мусор. Мне довелось делить трибуну с настоящими и посвященными болельщиками «Баварии», и я не понял ни слова из их речи, таким сильным оказался их баварский акцент.

Но по-прежнему правда то, что во всех домах, осмотренных мной в поисках лучшего для покупки, комнаты мальчиков украшали плакаты «Баварии», а не «Гамбурга» или «Вердера», и забудьте про «Хольштайн», «Любек» и «Ганзу». Это все клубы, базирующиеся поблизости, но я сомневаюсь, что местные подростки видели хотя бы одну профессиональную игру. Вместо этого они симпатизируют команде, играющей за четыреста миль от них и которую всегда можно увидеть по телевизору. Вам покажется это прискорбным, но преданность гламурным клубам – главная мировая тенденция в регионах, где, как выражается Клопп, футбол не на первом месте.

Будет интересно посмотреть, насколько сильным окажется культурный шок. Несколько раз мы были в земле Шлезвиг-Гольштейн, и это походило на короткие каникулы, когда все необычное кажется милым, а не раздражающим. Потрясения, я не сомневаюсь, теперь ждут меня и в повседневной жизни.

В Рурской области легче всего в мире заговорить с незнакомцем. Все что нужно сделать, это вспомнить вчерашний футбольный матч. Но как это сделать на севере? Мне придется много читать о гандболе. Или о мореплавании. В любом случае я буду держать вас в курсе, если вы не возражаете.

P.S. «Хольштайн» и «Любек»:

ВИДЕО

ВИДЕО 2

Занимательные картинки:

Подписаться на блог можно, нажав (в зависимости от предпочтений) на фото Ули Хессе или маскот блога гусыню Люси из Оберхаузена: