8 мин.

Виллаш-Боаш и контрреволюция

Крылатая фраза Широкова, текущая оценка «халкозависимости» и «свидание с бывшей» Витселя - блог «Инженерный подход» подводит итоги выступления «Зенита» на групповом этапе Лиги чемпионов и пытается взглянуть в ближайшее будущее.

Вспоминая Широкова

По старой и не очень-то доброй традиции декабрьские матчи Лиги чемпионов даются «Зениту» с превеликим трудом, да и наблюдать за ними – удовольствие ниже среднего. В прошлом сезоне команда Виллаш-Боаша провалила экзамен на топ-пригодность в Монако (0-2), в позапрошлом еще при Спаллетти была выпотрошена «Аустрией» (1-4), вот и нынешний вояж в Бельгию оказался безрезультатным и, откровенно говоря, довольно бессмысленным.

Доживем до пересдачи. Как «Зенит» провалил экзамен на «топ-пригодность»

По большому счету, только Дзюба слетал в Гент не напрасно, в то время как остальные, по меткому выражению современного футбольного классика Р.Н. Широкова, «могли бы и дома сидеть».  Однако же такой привилегией смогли воспользоваться только Халк, Витсель и травмированный Смольников, а Шатова хоть и взяли в Бельгию до кучи, но только лишь в качестве «старшего по лавке» для надзора за радимовской пионерией из «Зенита-2».

Таким образом, привычный ударный квинтет был представлен только Дзюбой и Данни, посильную помощь которым должны были оказывать Рязанцев с Юсуповым. Как следствие, атакующий потенциал команды оказался урезан не только качественно, но и количественно, а потому внятной комбинационной игры у «Зенита» не получилось. Лишь одна по-настоящему хорошая коллективная атака за полтора часа игры – слишком мало, даже с учетом потерь в составе и отсутствия турнирной мотивации.

Не подвергая сомнениям справедливость тезиса «запоминается последнее», матч с Гентом все-таки следует рассматривать как исключение из этого правила. А потому предлагаю подвести итоги выступления «Зенита» на групповом этапе Лиги чемпионов и выделить несколько факторов, за счет которых команде Виллаш-Боаша удалось выступить на уровне главных европейских грандов. 

Суперэффективность

Оценивая сводный баланс атакующей активности и оборонительных рисков, нетрудно заметить, что преимущество «Зенита» над соперниками по группе было обусловлено не только лучшей количественной продуктивностью в атаке (5,0 против 3,5 моментов за матч, 42% в относительном выражении), но и максимальной эффективностью (43,3% против 28,6% реализации). Для сравнения год назад на групповом турнире «Зенит» в среднем создавал 4 голевых момента в среднем за матч, показав лишь 16,7% реализации.

При этом на внутренней арене, где зенитовцы на правах записного фаворита атакуют чаще и создают больше (имеют в среднем почти вдвое больше голевых возможностей, чем соперник), в завершающей стадии они действуют куда как расточительнее.

Из всех игроков ударной группы только у Данни реализация оказалась на привычном для него невысоком уровне (25%), тогда как усредненная эффективность трио Шатов – Халк – Дзюба составила почти 62%!.

«Стандарты» про запас

Опять же, в прошлом сезоне Лиги 8 из 24 голевых моментов (33%) были созданы в результате розыгрыша «стандартов», однако этой осенью это оружие «Зенит» так и не расчехлил. В то же время доля острых коллективных атак увеличилась с 59% до 80%, а чисто индивидуальными голевыми подвигами отметились Халк (дома с «Лионом») и Дзюба (в гостях с «Гентом»).

Еще одним явным признаком повышения качества коллективных взаимодействий стало и резкое увеличение доли опасных многодовок (с участием 4 и более игроков) – с 28% до 63%!

Контрреволюция

Еще одним важнейшим слагаемым успеха «Зенита» на групповом этапе оказалась своего рода «наступательная контрреволюция», организованная командой Виллаш-Боаша.

Насмешка грустного клоуна. Как Виллаш-Боаш ухитрился всех околпачить

Не стесняясь отдавать мяч и территорию в чужое владение даже на своем стадионе, зенитовская группа атаки раз за разом наказывала соперников, используя их мелкие оплошности и свободное пространство. Соотношение острых контратак к позиционным в этих шести матчах составило 67% к 33%, тогда как во всех остальных поединках сезона – 35% к 65%.

Вполне ожидаемо главным контрреволюционером в составе питерцев оказался Халк, поучаствовавший в 9 из 10 результативных контратак, но Дзюба и Шатов тоже старались не отставать от бразильца (по 7).

Выраженный центризм

Наиболее перспективным направлением развития атак оказалось центральное (доля острых атак – 52%), причем эта векторная «центростремительная» тенденция стала характерной для «Зенита» именно в этом сезоне во всех турнирах. Так по итогам минувшего сезона после атак через центр Халк и компания забили 19 мячей в 48 поединках, тогда как в нынешнем – 27 в 27!

Связано ли это каким-то образом с рокировкой «наконечников» зенитовского нападения – по сути, единственным кадровым изменением по сравнению с минувшим сезоном? Чтобы ответить на этот вопрос, предлагаю оценить степень векторного влияния Дзюбы и Рондона на атакующую игру команды.

Продукт симбиоза. Как Дзюба и Халк нашли друг друга

Как мы видим, из 26 коллективных голевых атак с участием Рондона только 6 развивались по центру (23%) и еще 20 через фланги (77%), тогда как у Дзюбы аналогичное соотношение составляет 12 к 16 (43% на 57%). Тем не менее, по количеству опасных/результативных атак через центр со своим участием Дзюба  – лишь четвертый в команде (30/12), уступая Халку (40/19), Шатову(33/15) и Данни (32/14).

В то же время, из 19 результативных фланговых атак «Зенита» в этом сезоне Артем лично поучаствовал в 16 (84%!), что лишний раз характеризует его как форварда куда как более разностороннего, чем тот же венесуэлец. К слову, и в лигочемпионских матчах сохраняются приблизительно те же пропорции.

Роль личностей в истории

Роль личностей в этой незаконченной лигочемпионской истории, как вы понимаете, очень весома и значима. Халк на фоне партнеров, конечно, несколько выделяется, но не настолько, как это было годом ранее. Как ни странно, именно тогда «халкозависимость» команды находилась на пиковых отметках, тогда как сейчас креативная нагрузка между игроками атаки распределяется гораздо более равномерно.

Так, например, атакующая активность Халка в прошлогодней ЛЧ (КАА 1,42) была чуть ли не вдвое выше, чем у его ближайшего преследователя Шатова (КАА 0,86), и почти втрое, чем у замыкающего пятерку «главных активистов» Витселя (КАА 0,50).

На сей раз отрыв от Дзюбы относительно небольшой – около 17% в относительном выражении, от Шатова – чуть менее 50%, а от Витселя и Данни – в районе 80%.

Теория атакующей активности

Кроме того, год назад только Халку удалось если не полностью, то хотя бы отчасти продемонстрировать свой атакующий потенциал, сыграв на 80% от условного «внутреннего» максимума (снижение активности в ЛЧ по сравнению с остальными матчами –  с КАА1,78 до 1,42).

В этой ЛЧ только Данни значительно не добрал до собственного внутрироссийского показателя активности (КАА 1,13 против КАА 1,68, 67% от максимума), тогда как Дзюба с Витселем в определенной степени прыгнули выше головы (114% и 102%), а показатели Халка и Шатова остались в рамках допустимой 10%-й погрешности.

Следует отметить, что бельгиец весь нынешний сезон проводит на порядок сильнее, чем предыдущий, так что решение клуба не расставаться с ним минувшим летом на сегодня выглядит более чем оправданным.

«Свидание с бывшей»

...А в свете предстоящих поединков с «Бенфикой» так и подавно, ведь именно два «свидания со своей бывшей» Аксель может записать себе в альбом приятных воспоминаний по итогам прошлогоднего группового этапа Лиги. На сей раз задача у «Зенита» будет посложнее, но есть как минимум три обстоятельства, позволяющих с оптимизмом смотреть сквозь метели и вьюги.

Во-первых, трижды подряд проходя предсезонку с Виллаш-Боашем, «Зенит» отлично выглядел физически как минимум в течение первого месяца. Другой вопрос, что дальше, как правило, следовал спад, но к дебютному раунду плей-офф эта проблема не будет иметь отношения.

Во-вторых, наконец-то приведут здоровье в порядок Шатов и особенно Смольников, который на групповом этапе по медицинским показателям играл немного и относительно себя здорового крайне пассивно.

Чем так крут Игорь Смольников

В-третьих, излюбленная выжидательная тактика вполне может сыграть и против не склонных к осторожности португальцев.

Что же касается усиления, вроде как анонсированного зенитовским тренером, пока в эти предания верится с трудом, хотя с нынешней длиной скамейки любые травмы и дисквалификации команде явно противопоказаны. Контрреволюция Виллаш-Боаша опиралась только на «старую гвардию»,  а время радимовской пионерии, к сожалению, пока еще не пришло.

Спасибо всем, кто не пожалел плюса и не поленился сделать репост!

Подписывайтесь на блог и следите за обновлениями.