8 мин.

Киан и Склеп Хаоса

Два десятка лет назад старина Жан-Марк Босман совершил революцию в мировом футболе, в результате которой произошло тотальное перераспределение сил. Игроки перестали быть товаром, а их агенты начали устанавливать новые правила игры. Дальнейшая судьба самого бельгийского футболиста - наглядное подтверждение финальной части знаменитого высказывания о том, что «итогами революций пользуются проходимцы». Он остался без работы, разорился, развелся, был вынужден переехать к родителям, пристрастился к алкоголю и существует на пожертвования Международной федерации ассоциаций профессиональных футболистов. В то же время некоторые игроки получают миллионы, периодически путешествуя по маршруту Манчестер - Турин и попадаясь на применении запрещенных препаратов.

Вся эта предыстория здесь не случайна. Нынешней зимой другой бельгийский спортсмен, уже велогонщик, пытается пошатнуть вековые патриархальные устои в своем виде спорта. Далее краткая история о том, как противостояние Киана Эйдтебрукса и Bora-hansgrohe раскололо велосипедную общественность на два лагеря.

В последнее время у главы UCI Давида Лапартьена немало хлопот. Победный хет-трик Jumbo-Visma на «Вуэльте» заставил скептиков и недругов выразительно вскинуть бровь и потянуться за смартфоном, придумывая едкие комментарии. Нидерландской команде начали припоминать и кетоны, и «Рабобанк», и прочие старые обиды, бросая таким образом тень на весь Союз и возможное попустительство (или покровительство) его руководителя.

Далее уже сами голландцы начали метаться в поисках нового щедрого спонсора, заигрывая то с арабами, то с «КвикСтепом», гонщики которого по-волчьи взвыли от перспективы такого объединения. Здесь все вроде бы обошлось относительно благополучно - веломиру был представлен новый флагман Королевской армады Visma|Lease a Bike. Со старой грозной пиратской командой на борту во главе с флегматичным датчанином.

Впрочем, одного Морского волка там все же не досчитались. По-прежнему пребывающйи в режиме бегущего по лезвию Примож Роглич обоснованно решил, что в прежней системе координат добраться до вожделенной желтой майки ему не удастся, и, полюбовно расторгнув соглашение, перебрался в Bora-hansgrohe. На этом Лапартьен, казалось бы мог выдохнуть, но именно данное событие стало катализатором его новой головной боли.

20-летний бельгиец Киан Эйдтебрукс оказался, кхе-кхе, не в восторге от появления нового капитана. Для тех, кто не следит за велоспортом и потянулся сюда почуяв, что где-то у кого-то основательно подгорает - самого Киана считают едва ли не главным талантом своего поколения. В 2022 году он выиграл Тур де Лавенир (что-то вроде молодежного ТДФ), а в прошлом сезоне на дебютном для себя гранд-туре, «Вуэльте», стал восьмым. Понять логику вундеркинда тоже несложно: в команде и до Роглича уже были Джей Хиндли и Александр Власов, которые пришли в Bora-hansgrohe явно не для того, чтобы опекать и заботиться о Киане.

Неделю назад бахнула новость о том, что Эйдтебрукс переходит в Visma|Lease a Bike и подписал новое четырехлетнее соглашение. Спортивный директор новой команды бельгийца Мерейн Зееман не скупился на комплименты: «Мы следили за Кианом с тех пор, как он выступал в юниорах. Мы без колебаний подписали его, когда 1 декабря возникла такая возможность. Киан идеально вписывается в нашу команду. Он хочет развиваться во всех областях. Мы рады, что он выбрал нас и наш подход. В ближайшие годы сосредоточимся на его росте и совершенствовании. Он сможет учиться у наших топовых гонщиков, таких, как Йонас Вингегор, Ваут ван Арт, Сепп Кусс. Мы видим в Киане будущего лидера».

Однако всю эту идиллию омрачил один факт - на руках у Bora-hansgrohe остается действующее соглашение с Эйдтебруксом до конца 2024 года. И там текущие телодвижения «очередного Эдди Меркса» немного не поняли. Соответствующий пресс-релиз был выкачен сразу после пафосного заявления голландцев. Велосипедная общественность моментально потянулась за попкорном. Все понимают - для разрыва контракта должны быть основания. Это может быть невыплаченная зарплата или падение команды в более низкий дивизион. Или необходимо соглашение между гонщиком, его нынешней командой и его будущей командой (см. кейс Роглича). Или вляпаться на уровне менеджмента в допинговую лужу, на худой конец.

На самом деле даже удивительно, что в велоспорте с его закостенелостью таких серьезных прецедентов раньше не было. Например, в футболе в контрактах игроков четко прописаны отступные, а сами клубы часто стремятся избавиться от своих лидеров чтобы, поторговавшись, получить за них неплохие деньги и в итоге навариться на трансфере. В велоспорте большинство гонщиков подписываются свободными агентами, а большинство соглашений ограничены одним или двумя годами. То есть генеральные менеджеры за десятилетия просто привыкли получать спортсменов бесплатно. В данном случае, видимо, нет понимания того, за какую сумму контракт можно выкупить и как вообще это делается, и обе стороны уперлись лбами, а доброжелатели заботливо подкидывают хворост и доливают керосин.

Представляющее интересы Эйдтебрукса агентство «A&J All Sports» опубликовало стерильный пресс-релиз: «Соглашение между Кианом Эйтдебруксом и Bora-hansgrohe было расторгнуто 1 декабря 2023 года. Киан уже начал судебное разбирательство. UCI знает о расторжении соглашения. Киан уверен в итоге предстоящего процесса и пока воздерживается от комментариев. Конечно, Киан с большим нетерпением и радостью ждет будущего сотрудничества с командой Visma|Lease a Bike, начиная со следующего сезона». Сам UCI, как в меме про собачку в горящем доме, все это время горделиво отмалчивается в надежде, что ситуация сама по себе рассосется. Но пока что атмосфера только лишь накаляется.

Руководителю Visma|Lease a Bike Ричарду Плюгге припомнили эпизод, когда Ваут ван Арт разорвал контракт со своей предыдущей командой Veranda’s Willems-Crelan. Пикантность ситуации добавляет следующее обстоятельство - Плюгге возглавляет Ассоциации команд профессиональных велогонщиков (AIGCP). Громче всех бушует генменеджер «Кофидиса» Седрик Вассер: «Что это за президент AIGCP. Ты должен уважать правила и немедленно уйти в отставку. Убирайся».

Патрик Лефевр, который имеет свою точку зрения по-любому вопросу, тоже не остался в стороне. Он открыл пункт сбора претензий в адрес немецкой команды, припомнив пируэты вокруг Ремко Эвенепула двухгодичной давности: «21/1/2021 я встретил Ральфа Денка (глава Bora-hansgrohe) в Брюсселе. Мы пришли к соглашению, что он не будет делать предложение Ремко Эвенепулу, по крайней мере, до конца марта, после того, как я освобожу моих гонщиков, если не смогу сохранить команду. 8 марта он написал отцу Ремко предложение о контракте. Так что, сейчас не плачь».

В эти дни Эйтдебрукс тренируется в черной форме, чтобы не вписаться в будущем разборки со спонсорами. На одном из выездов он встретился с командой Israel-Premier Tech. Крис Фрум не смог не позубоскалить: «Приятно, что Киан Эйтдебрукс присоединился к нам сегодня во время тренировки команды».

Пока авторитетный суслингньюс стыдливо помалкивает и делает вид, что его ничего не касается, в голландские и бельгийские СМИ утекает множество разных слухов. Одни утверждают, что Visma|Lease a Bike планирует решить вопрос, выплатив Bora-hansgrohe годовую зарплату Эйтдебрукса. По другим данным, немецкая команда очень хочет получить в десять раз больше. Видимо, два образовавшихся лагеря уступать друг другу не намерены, и дело дойдет до суда.

Спортивный директор Bora-hansgrohe Рольф Альдаг к этому готов: «Для внешних наблюдателей это дело похоже на приятное развлечение в межсезонье, за которым любопытно следить онлайн с попкорном. Оно привлекло гораздо больше внимания, чем обычно, потому что сейчас мало спортивных событий. Но быть в центре событий всей командой не слишком приятно. Мы уже составили план, подогнали все детали, что входит в мои обязанности. Мы получили велосипеды и все оборудование и предполагали, что Киан будет в составе нашей команды в 2024 году. И вдруг эта новость, которая стала громом среди ясного неба... Давайте представим наши факты в зале суда, а Киан представит свои, и посмотрим, что получится. Этот итог будет важен для велоспорта. Обычно контракт есть контракт. Можно от него избавиться, но только при достижении согласия всеми сторонами. Если контракт больше не имеет ценности, то у нас в велоспорте начнутся  проблемы. Каждый, кто высказывается по этому поводу, должен это осознавать».

P.S. В первой половине прошлого века американский новеллист Роберт Говард подарил миру Конана-варвара и всю Хайборийскую эру. В 90-е годы книги Говарда и его последователей потекли в СНГ благодаря фильмам с Арни и издательству «Северо-Запад Пресс». Самих оригинальных романов для переводчиков было не так много (писалось в эпоху Великой Депрессии), а спрос оставался, поэтому российские авторы под западными псевдонимами начали дополнять эту вселенную своими сочинениями. Так появился писатель Олаф Бьорн Локнит (Андрей Леонидович Мартьянов, скончался 30 октября 2022 года). Среди его произведений - история о том, как Конан встретился с драконом, заключенным в тело человека из-за проклятия одного мага. Само заклинание именовалось «Склеп Хаоса», так как внутри обычного обитателя Хайбории был вынужден находиться и мириться с окружающим миром непокорный и величественный зверь.

Ситуация с Эйтдебруксом обнажила в велоспорте проблему, которая в футболе спровоцировала «дело Босмана». Авторитарные и одиозные руководители команд не стремятся прислушиваться к велогонщикам и нынешним реалиям. Для многих из них велоспорт такой же, как он был полвека назад - суровый мир крепких духом мужчин с беспрекословной субординацией. Да, появились новые методики тренировок, научные исследования, новые пути достижения результата. Но сам мировой пелотон оказался заточен в «Склепе Хаоса», когда (за исключением больших звезд) находящиеся по 300 дней вне дома велогонщики за небольшие по меркам профессионального спорта деньги едут гонку за гонкой, зачастую даже без разрешения попыться что-то выиграть. И как показывает ситуация с бельгийцем - без понятного алгоритма действий, если ты решил уйти из команды до истечения срока контракта.