9 мин.

«В «Зените» даже дяденька с улицы сможет в воротах сыграть». Нигматуллин, Черчесов, Сметанин – о современных вратарях

Три известных в прошлом российских вратаря зажигательно пообщались о тех, кто их сменил. Материал из декабрьского номера журнала PROспорт.

Фото: РИА Новости/Игорь Руссак

В этом сезоне 13 из 16 клубов премьер-лиги делают основную ставку на отечественных вратарей. Нам не хочется думать, что это связано исключительно с лимитом на легионеров, но, даже если и так, российский футбол получил целый ряд интересных голкиперов, а мы – повод заговорить о существовании и возрождении русской вратарской школы. PROспорт встретился с Юрием Лодыгиным и Михаилом Кержаковым, которые защищают ворота лучшего и худшего клубов премьер-лиги, а также попросил лучших вратарей России недавнего прошлого оценить игру тех, кто занимает место в воротах сейчас не только по праву гражданства.

Руслан Нигматуллин, диджей.

Станислав Черчесов, главный тренер «Амкара».

Андрей Сметанин, тренер «Спартака»-2.

Уверенная и многолетняя игра Игоря Акинфеева помогает расти другим российским вратарям или, наоборот, лишает их перспективы (в ЦСКА и сборной России)?

Нигматуллин: Радости уж точно не добавляет. Да и Игорю отсутствие конкуренции тоже не идет на пользу. Но сейчас ситуация может поменяться. Игорь много пропускает и из-за этого находится не в лучшем психологическом состоянии. При этом прекрасно выступают Лодыгин и Абаев. Лично я жду, что именно Лодыгин и Абаев — ну и Акинфеев, конечно, — поедут в Бразилию. Для Капелло главное, как Абаев сейчас играет, а играет он превосходно. То, что ему уже 32 года, не имеет значения: Капелло из страны, где Дзофф в 41 год выиграл чемпионат мира.

Черчесов: В каждом поколении есть лидер. В моем этим лидером был Дасаев. В нынешнем — Акинфеев. Вопрос только в том, как к этому относиться. Лидер задает определенный уровень, устанавливает планку, а остальные вратари уже ориентируются. Кто-то смотрит на эту планку и думает: «Нет, все-таки очень высоко, не допрыгну». А другой, наоборот, тянется к ней, жилы рвет, хочет догнать и перегнать. Я всегда выбирал второй вариант.

Сметанин: Если человек, который называет себя вратарем, думает, что Акинфеев будет играть вечно, он ошибается. Дай бог всего хорошего Игорю, но и другим надо играть в своих коман-дах, показывать, что они достойны внимания.

Лимит заставляет клубы активно искать вратарей с российским паспортом. Это здоровый процесс или искусственный?

Черчесов: Я как-то об этом не задумывался. В «Спартаке» у меня основным вратарем был Стипе Плетикоса. Играл он хорошо, и я даже не думал о том, что он иностранец и мне нужно искать русского вратаря. При формировании команды учитываются разные факторы. Если у меня сильные полевые игроки, но слабый вратарь, то я позову иностранца, если такой есть на рынке и мы с ним сходимся по условиям. Если у меня есть сильный русский вратарь, то будет играть он. 

Нигматуллин: Я за еще большее ужесточение лимита. За пропорцию 50 на 50. Если бы в свое время наши клубы так же активно, как сейчас, привозили второразрядных хорватов, то у меня не было бы шансов в 19 лет заиграть в высшей лиге. Я каждую неделю провожу тренировки в своей школе вратарей и могу сказать, что с талантливыми ребятами у нас в стране проблем нет. 

Сметанин: Я всегда говорил, что вратари в нашем чемпионате должны быть только российские. Потому что школа у нас очень хорошая.

Почему Юрий Лодыгин так уверенно заиграл в «Зените» после года в клубе-середняке греческой лиги и почему никто, кроме Станислава Черчесова, не интересовался этим вратарем раньше?

Черчесов: Вы мне льстите. Но глаза и уши у меня есть, не буду отрицать. В свое время, когда я только начинал тренерскую карьеру в австрийском клубе «Куфштайн», мне позвонили греческие агенты и предложили вратаря Майера. Я сказал, что вратаря с такой вратарской фамилией я возьму. Парень приехал на просмотр, понравился, мы с ним подписали контракт, и он стал основным. Эти же агенты мне позвонили и по поводу Лодыгина. Это был 2008 год, я только закончил работу со «Спартаком» и находился в творческом отпуске. Я не поленился, сел на самолет и полетел его смотреть. Посмотрел, как он работает, поговорил с Юрой после тренировки. И хоть потом мне не удалось подписать Юру в «Терек», мне приятно сейчас осознавать, что, когда еще ему было 17 лет, я с первого взгляда и разговора в нем не ошибся.

Сметанин: А я пока еще вратаря Лодыгина не знаю. В каждой его игре бывают моменты, когда видишь, что он сыграл неправильно. Если посмотреть на все мячи, которые ему залетают, заметно, как он не до конца отрабатывает ногами. Пробел из детского этапа подготовки. Думаю, тренер вратарей «Зенита» Бирюков поможет ему. Хотя если в ворота вернется Малафеев, он будет не хуже, а даже лучше. Да и вообще в «Зените» такая команда, что даже дяденька с улицы сможет в воротах сыграть.

Нигматуллин: Всему свое время. Можно только похвалить селекционную службу «Зенита» и Спаллетти, который, оставшись перед Лигой чемпионов без основного вратаря, не стал настаивать на покупке дорогостоящего и опытного иностранца на эту позицию, а увидел потенциал в Лодыгине и сделал ставку на него. И «Зенит» на долгие годы получил классного вратаря с российским паспортом. Тем более что, как я слышал, у Славы Малафеева конфликт со Спаллетти.

Когда получат шанс заиграть на высшем уровне вратари — герои юношеских турниров: Мирослав Лобанцев и Антон Митрюшкин?

НигматуллинЕсли будет разумный лимит на легионеров, то скоро. Оба — талантливые ребята с хорошей вратарской школой и физическими данными. Но они оба еще растут, учатся, и пока нельзя точно спрогнозировать, что из них получится. 

Черчесов: Надо понимать, что ребята играют в командах, где тренерам результат нужно давать уже сегодня, а не послезавтра. Мне трудно сейчас оценить Лобанцева и Митрюшкина, потому что я их не вижу в деле. Не вижу, кто их тренирует и как. Есть такие уникальные вратари, как Дима Харин и Игорь Акинфеев, которые стали играть в основном составе уже в 17 лет. А вот я начал играть в 25–26 лет, но при этом от меня ничего не убежало. Надо работать, а не бежать впереди паровоза. 

Сметанин: Думаю, Митрюшкин еще далеко, а Лобанцев уже поближе. 

Лидерство Сергея Песьякова по количеству сухих минут — это знак его прогресса, следствие порядка в обороне «Спартака» или стечение обстоятельств?

Сметанин: Порядка в обороне я вообще не вижу. Но практика — это лучшее, что может быть. Сергей играет, играет, играет и постепенно прибавляет.

Черчесов: Любой вратарь, который имеет способности, при постоянной практике будет прогрессировать. Другой вопрос — как прогрессировать и куда. Я никогда не заостряю внимание на нулях, а смотрю на качество игры. Можно допустить несколько ошибок, после которых нападающий с двух метров не попадет в пустые ворота, и отстоять на ноль. Но это ведь не говорит, что вратарь отыграл хорошо. Это говорит о том, что его простили. Конкретно игру Песьякова я оценивать не могу, потому что для этого нужно видеть много материала с его работой, а у меня такого количества материала нет.

Нигматуллин: Сейчас много говорят о Песьякове. Это логично, учитывая, за какой клуб он выступает. Я смотрю на Песьякова во время матчей и вижу тот же страх и ту же неуверенность, которая была у меня в 20 лет, когда я стал играть за «Спартак». Пока он выглядит немного потерянным. Но если бы он был плохим вратарем, то он не лидировал бы в премьер-лиге по количеству сухихминут и не провел бы так много матчей на ноль. Но для того чтобы стать железно основным вратарем «Спартака», Сергею надо стать более уверенным в себе. Данные у него — рост, прыгучесть, игра ногами — прекрасные.

Какого уровня может достичь Александр Фильцов, который уже заметно вырос после перехода из «Локомотива» в «Краснодар»?

Нигматуллин: Высокого. Я думаю, что даже тренеры и руководители «Краснодара», приобретая Фильцова, не ожидали, что он так стремительно начнет прогрессировать. В «Локомотиве» Фильцову не особо доверяли, он мало играл и фактически не имел возможности проявить себя. И он большой молодец, что не стал цепляться за контракт с московским клубом, а собрал вещи и поехал в Краснодар доказывать, что он отличный вратарь и уж точно не хуже Крешича, которого Билич привел на его место. «Краснодар» в этом сезоне борется за попадание в еврокубки, и в этом большая заслуга Фильцова.

Сметанин: Видно, что должен получиться хороший вратарь. Игру читает.

Черчесов: Я с ним не знаком, но со стороны видится уверенность в себе, стабильность. Плюс к этому Фильцов оказался в хорошей футбольной среде, в прогрессирующем клубе.

К чему приведет конкуренция Владимира Габулова и Антона Шунина в «Динамо»?

Сметанин: Самое главное, что команде надо вернуть в тренеры вратарей Николая Гонтаря. Тот человек, который сейчас находится на этой должности, я про него не хочу говорить, плохой он или хороший, но мы видим, что ни один, ни второй вратарь не играет. 

Нигматуллин: Ой… Мне кажется, что Габулов наступает на те же грабли. Он с облегчением ушел в «Анжи», проиграв конкуренцию Шунину. И прекрасно играл за «Анжи». Но, вернувшись в «Динамо», почему-то снова стал ошибаться. Я совсем не удивлюсь, если Габулов уже этой зимой снова уйдет из «Динамо». Ну не получается у него в этом клубе! При этом я бы хотел отметить Рому Березовского, которым затыкали дыры, когда это было необходимо, а теперь снова посадили на скамейку. В последние годы он играет сильнее и Шунина, и Габулова.

Черчесов: В таких ситуациях я всегда говорил, что если есть свои амбиции, которые ты любишь и уважаешь, то ты должен уважать и амбиции конкурента. Я и в сборной, и в клубах всегда конкурировал с прекрасными вратарями, и у меня всегда было одно правило: до минуты, когда тренер назвал состав, мы конкуренты, после этой минуты мы коллеги и друзья. Надеюсь, что у Габулова и Шунина будет такое же отношение друг к другу.

С чем связан спад в игре Александра Беленова за «Кубань»?

Нигматуллин: Ничего страшного не происходит. Беленов допустил несколько ошибок, одну грубую — в матче Лиги Европы против «Валенсии», когда он зачем-то выбежал из штрафной, а потом еще и упал. Но это может произойти с каждым. Беленов два года был одним из лучших вратарей России, и его спад связан с общим спадом в игре «Кубани». Совсем скоро он вернется на свой высокий уровень, я в этом даже не сомневаюсь.

Сметанин: Когда «Кубань» была на первых местах — ему дифирамбы пели. Сейчас команда сама по себе сдулась, и вратарь в этом тоже помогает. Но у него есть задатки вырасти в хорошего вратаря. 

Черчесов: Это нормальное явление. Такое бывает с каждым. Я Беленова хотел видеть в «Жемчужине». Он играл за белгородский «Салют», в котором работал прекрасный в прошлом вратарь Дима Тяпушкин, который очень хорошо с Беленовым поработал и многое ему дал. Но в тот же момент Беленова позвал «Спартак», и его решение при выборе между «Спартаком» и «Жемчужиной» не стало для меня сенсацией. В прошлом году в опросе «Лучший вратарь чемпионата России» я поставил Беленова на первое место. Надо понимать, что есть лучший вратарь России — Игорь Акинфеев, а есть лучший вратарь чемпионата. Лучшим вратарем чемпионата, на мой взгляд, был Беленов. Да, недавно он провел несколько неудачных матчей, пропустил несколько мячей, которые мог и не пропускать, но, повторюсь, через это проходит каждый. Класс вратаря во многом определяется тем, как он проходит и выходит из таких ситуаций. Кстати, и Лодыгину, и Фильцову, про которых мы уже поговорили, через такие ситуации только предстоит пройти.

Девушки в теле - чтобы увидеть Ирину Шадрину в купальнике, не надо дожидаться, пока Бухаров забьет пять голов.

Жена футболиста Воронина в купальнике

«Кучук немного сумасшедший даже». О тренере «Локомотива» говорят люди, с которыми он работал  

Юрий Лодыгин: путь из второй греческой лиги в первую российскую сборную

«Волейболист не хуже вратаря премьер-лиги сыграет». Интервью волейболиста Алексея Спиридонова

Подпишитесь на PROспорт бесплатно:

ВКонтакте Facebook Twitter

Читать PROспорт на iPad