13 мин.

Кири лица

Лучший баскетболист России Андрей Кириленко отказался уезжать в НБА. Корреспондент PROспорт отправился на встречу с ним, чтобы понять мотивы

АКтивность

Первый день Старого нового года. В спорткомплексе на Ленинградском проспекте гостит северостоличный «Спартак», выигравший у ЦСКА три предыдущих матча. Спартаковцы и в этот раз дерзят на армейском паркете, как мало кто себе там позволяет, но вянут на финише и про­игрывают дюжину очков. Оскорбительно долгую безвыигрышную серию ЦСКА в противостоянии со «Спартаком» прерывает дабл-дабл лучшего воспитанника питерского баскетбола последней четверти века.

С конца встречи минует десяток минут, и журналистов в армейскую раздевалку набивается больше, чем баскетболистов. Люди, вооруженные камерами, диктофонами и фотоаппаратами, пухлой нестройной дугой окружают двухметрового блондина, застрельщика армейской победы. Видя, что вход в массажный кабинет заблокирован, Андрей Воронцевич восклицает:

— Ох, сколько же вас здесь! Ребят, а кто последний?

Смиренно понурив голову, Андрей Кириленко вязнет в паутине вопросов, выпутаться из которой помогает импортированная из Штатов политкорректность: «Спартак» был хорош. Мы играли не очень здорово (Казлаускас на пресс-конференции говорит конкретней — «играли как балерины»), да и своей игрой я не вполне доволен, но для победы этого хватило». Правая нога главного героя вечера практически полностью окутана льдом, что не мешает ему выдерживать брифинг длиной с баскетбольную четверть.

Швед и Лавринович, Понкрашов и Соколов уже балагурят в вестибюле армейского спорткомплекса в компании друзей, подруг и детей, а АК-47 все доигрывает в раздевалке пятый период. Когда корреспонденты наконец расступаются, Андрей, морщась, разгибает поврежденную ногу и неспешно встает. Ощущая себя законченным садистом, я предлагаю Кириленко провести в УСК ЦСКА еще пару четвертей.

— Хорошо-хорошо. Давайте я только оденусь и выйду в фойе.

А. Карванен

Возвращение Кириленко в российский чемпионат предвкушалось еще в июле, когда НБА окончательно накрыло локаутом, но фактом стало лишь по окончании Евробаскета. Два месяца Кириленко размеренно контактировал с руководителями своих прошлой и позапрошлой команд: с Андреем Ватутиным, которого знал еще во времена ватутинской журналистской карьеры, и со спортивным директором «Спартака» Алексеем Карваненом. Сентябрь менеджеры «Спартака» посвятили поиску средств на контракт звездного воспитанника, и в самый разгар этих отчаянных исканий Кириленко снялся с автоматом наперевес в презентационной фотосессии в УСК ЦСКА. В тот же день удрученный Карванен выказал прессе всю глубину своего разочарования: «Сердцем он хотел играть за «Спартак», но в пользу ЦСКА сыграла Евролига».

Возвращение Кириленко случилось в день традиционной встречи ЦСКА с болельщиками, ежегодно предваряющей старт сезона. В Golden Palace свободных мест не оказалось не только в зрительном зале, но и на сцене — до того бойко Ватутин провел летний шопинг. Самое свежее приобретение скромно ютилось на заднем ряду среди полутора десятков игроков. Когда посреди мероприятия Кириленко наконец вырос перед болельщиками, Ватутин посчитал нужным объяснить:

— После двухмесячного анализа я не вижу минусов в приглашении Андрея. Смотрите, у нас сильный состав, с приходом Андрея он становится еще сильнее. Если он все же решит отправиться в НБА, мы просто вернемся к сильному составу. Но самое главное, что мы увеличиваем интерес к клубу, привлекаем новых болельщиков. Мы осознаем все риски и идем на них. Мне кажется, что лучший российский баскетболист должен играть в лучшем российском клубе.

Зал, где обычно проходят съемки Comedy Club, накрыло волной аплодисментов.

— Я очень рад вернуться в родной клуб, — заявил Кириленко. — В связи с локаутом у меня есть уникальная возможность поиграть для своих болельщиков, — и, предваряя новую волну оваций, добавил: — Родных моих болельщиков.

Кириленко спросили, много ли изменилось в ЦСКА за 10 лет, что он провел в «Юте».

— Вроде состав поменялся немного, — подсказал Ватутин.

АКклиматизация

С одной стороны, Кириленко вернулся домой, с другой — впервые за долгие годы сменил не только команду, но и клубного тренера. Спустя 10 лет работы под началом Джерри Слоуна — члена Зала славы, никогда не получавшего приз Рэда Ауэрбаха, — Андрей поступил в распоряжение Йонаса Казлаускаса, выигравшего Евролигу с «Жальгирисом», но не бравшего клубных титулов почти с тех пор, как Кириленко уехал в Солт-Лейк-Сити.

— У меня никогда не было очень уж серьезных разногласий с Джерри Слоуном, — рассказывает Андрей, переодевшись и выйдя из раздевалки. — Поэтому я не предвидел никаких проблем и с Йонасом, тем более что он очень интеллигентный и знающий человек. Но если сравнивать европейских тренеров с американскими, то мне кажется, что они больше нервничают. Во время каждой игры в такой команде, как ЦСКА, ты будто на электрическом стуле. Здесь ты не имеешь права на поражение. В НБА у тренеров все-таки больше возможностей для маневра.

Интеграция в новый коллектив произошла мгновенно — возможно, потому, что новым он был лишь формально.

— У меня нет проблем в общении, коммуникабельности, тем более что с большинством ребят я был знаком по сборной. Все говорят либо на русском, либо на английском, так что сложностей не возникало. К тому же в ЦСКА более сплоченный коллектив, чем в «Юте». Все-таки в России немножко другой менталитет — здесь баскетболисты активно общаются на небаскетбольные темы, встречаются за пределами площадки. В Америке такое тоже случается — но гораздо реже. Единственное, к чему я так и не привык, — это то, что в разных турнирах мы постоянно играем разными мячами.

Расчет Андрея Ватутина оказался верным — посещаемость баскетбольного ЦСКА действительно немного увеличилась, но, разумеется, не настолько, чтобы напомнить Кириленко о 20-тысячной EnergySolutions Arena.

— О да, после битком набитых американских залов нелегко привыкать к пустотам на наших трибунах. Но ничего не поделаешь — значит, мы должны играть лучше, чтобы народ подтягивался. Зато мне очень понравилось в Каунасе и Вильнюсе — литовцы болеют просто невероятно круто, и в такой обстановке всегда приятно играть. Лично мне все равно, как именно люди болеют — эмоционально, как в Греции или Литве, или как в Штатах, где люди приходят на баскетбол словно на шоу — чтобы развлечься и получить удовольствие. Суть в том, что хочется играть для кого-то, а не для пустых трибун. Даже если люди болеют не слишком громко, ты хотя бы видишь их глаза, их реакцию.

Самые скверные воспоминания Кириленко сохранил от посещения самарской «МТЛ-Арены». Да и то не из-за трибун. Кириленко прибыл в Самару в статусе октябрьского MVP Евролиги и вообще в приподнятом настроении. Однако в первой же четверти после столкновения с Федором Лихолитовым Андрей настолько неудачно упал на паркет, что сломал нос и рассек бровь. На следующий день супруга Андрея Маша написала в своем блоге на Sports.ru: «К концу игры Андрей сам уже очухался и позвонил из раздевалки. Знаете, мы с ним так устроены, что если что-то случилось, если больно, стараемся смягчить новость. Шутим, смеемся. И чем больнее, тем больше иронии. Так вот из разговора с Андреем понимаю, что он слишком весел. Значит, дело худо. Бровь, плечо, рука, нос. Только сотрясения не оказалось. Сказал, что едет в клинику в Самаре. И настойчиво попросил не встречать в аэропорту».

Возвращение Кириленко в строй совпало с окончанием локаута по другую сторону океана. Стремление подписать Андрея так или иначе обозначили 16 клубов НБА, но 31 декабря в исполнении АК-47 неожиданно прозвучало: «Я остаюсь».

— Мы все решения принимаем, предварительно посоветовавшись в семейном кругу, — подчеркивает Кириленко. — Но в данном случае решение было достаточно очевидным: очень неудобно все бросать посреди сезона, тем более в НБА сейчас страшно травмируются игроки — даже такой столп, как Леброн, который вообще никогда не ломается, — из-за того, что готовились в сжатые сроки, а теперь проводят максимальное количество матчей за небольшой отрезок времени. Я подожду следующего года.

АКценты

Кириленко уверяет, что ни 10 лет жизни в Солт-Лейк-Сити, ни получение гражданства США не сделали его хоть сколько-нибудь американцем.

— Ну да, бывает, что какие-то слова проще сказать по-английски, чем по-русски, — просто потому что так быстрее. А американское гражданство я получил только потому, что это снимает очень много головной боли. Это никак не связано с выступлением за другие сборные. Мне удобнее иметь два паспорта, чтобы спокойно передвигаться по миру и чувствовать себя комфортно. При этом я родился русским и умру русским. Другое дело, что Америка научила меня чаще улыбаться, помогать людям и быть профессионалом в деле, которым занимаешься. Не так, как у нас — все профессионалы во всем и все всё могут, — а быть профессионалом именно в той стезе, которую ты выбираешь.

Еще одна сфера, в которой Кириленко выглядит американцем, — благотворительность. Его фонд «Кириленко — детям» оказывает помощь детским домам, интернатам, больницам и спортивным школам как в Америке, так и в России.

— Я считаю, что о благотворительности необходимо говорить. Нужно, чтобы люди видели пример, шли и помогали. Не обязательно кричать об этом на каждом углу, но ты должен это позиционировать. Пускай 10 человек скажут: «Да все это ради пиара!» — зато двое скажут: «О, здорово!» — и пойдут помогут. Многие спортс­мены занимаются благотворительностью, не афишируя своих поступков, — это здорово, но я считаю, что если человек мало-мальски известен, он должен призывать к этому, чтобы за ним тянулись люди.

Об остальном лучший баскетболист России рассуждает, как герой балабановских фильмов: предпочитает старые советские мультики американским («Дети смотрят всю эту чушь — «Спанч Боб» и иже с ними. А я просто ненавижу это. С утра встаешь на тренировку, а там белиберда эта. Гипнотизируют, зомбируют людей»), спокойно воспринимает московские пробки («в Лос-Анджелесе, Нью-Йорке или Чикаго перемещаться по городу не намного легче») и смотреть предпочитает не бейсбол, а что-то попривычнее:

— Я ходил чаще всего на хоккей — на Сашку Овечкина и Илью Ковальчука. Давно с ними дружу — мы же более-менее одного возраста. Когда приехал Ковальчук, это вообще был мой второй или третий год в Штатах. У Сашки Овечкина мама была баскетбольным тренером — мы с детства постоянно пересекались.

— А соккер?

— Лет пять или шесть назад мы всей командой посетили матч мадридского «Реала» — с Зиданом, Бекхэмом, Раулем. В Чикаго проходил благотворительный турнир, в котором принимала участие «Юта», а «Реал» играл предсезонный матч с «Чивасом». Мы сидели почти на первом ряду. Колоссальное впечатление произвело, как Зидан одним голеностопом убирал двух-трех человек. Фантастическое зрелище!

Лишь с одним в Москве Кириленко смириться никак не может — с неразвитостью интернет-торговли:

— Мы же ленивые, в Америке все что угодно заказывали в сети — и уже на следующий день это доставляли домой. В России это невозможно. Думаешь: «Хочу вот это — блин, надо на «Горбушку» ехать».

Наше интервью прерывается раз пять — Андрея беспрестанно одолевают желающие сфотографироваться болельщики. Упускать такой шанс с их стороны и впрямь преступно: летом Кириленко, скорее всего, снова уедет в Америку, к переполненным Дворцам, попкорну на трибунах и Джеку Николсону у паркета — и еще непонятно, когда вернется и вернется ли вообще. А пока в опустевшем фойе УСК ЦСКА мимо нас проходит здешняя уборщица:

— Мандарины тут побросали, смотрю.

— Это не я, — искренне заявляет Андрей.

Поймав на себе испытующий взгляд, зачем-то добавляю:

— И не я.

Уборщица уходит, а ответ на один из следующих вопросов Кириленко начинает неистребимой мантрой: «Как я уже говорил, я родился и умру русским…»

Фантастическая четверка: в погоне за супер-Новаком

Впечатленный итогами австралийского шлема, PROспорт предвкушает небывалый в истории тенниса сериала о противостоянии сразу четырех супергероев и предугадывает его сценарий.

Норвежский бес

Он одинаково легко выигрывает спринт И убегает от соперников на финише тридцатки. Его зовут Петтер Нортуг, сейчас он самый быстрый лыжник в мире. PROспорт разбирает, как он устроен.

Все в сборе

В январе в ОАЭ съехалась половина команд «большой восьмерки» футбольного чемпионата России. На протяжении недели PROспорт отслеживал, чем они там занимались.

Налетчики

Корреспондент PROспорт тремя самолетами налетал вместе с хоккейным «Амуром» 7500 км за 16 часов и из последних сил написал этот текст.

Магомед идет к горе

Молодой полузащитник «Локомотива» Магомед Оздоев – о босоногой юности, невероятных передачах Лоськова и встрече с конкурирующими «горцами» «Атлетика» из Бильбао.

Всегда стоит

Писатель Вячеслав Курицын специально переехал из Петербурга в Москву, чтобы посмотреть на «Зенит» со стороны.

Спусковой крюк

Олимпийский горнолыжный комплекс в Сочи построен чуть менее чем полностью. Накануне этапа Кубка мира PROспорт мысленно прокатился по маршрутам скоростного спуска и, втихомолку потирая ушибленные места, рассказывает о том, что увидел.

Техпаспорт: Милош Теодосич

PROспорт салютует победному маршу ЦСКА по баскетбольной Европе и выдвигает на оранжевый «Оскар» атакующего защитника, разыгрывающего из себя разыгрывающего.

Лоха трон

Все, что интересно узнать о санном спорте накануне чемпионата мира, где у Демченко нет шансов против Лоха.

Надобно старше

Приглашая болельщиков на матчи футбольного Кубка легенд, PROспорт рекомендует к просмотру и другие ветеранские турниры.

Где баобабы вышли на склон

Королевский Кубок по поло на слонах проводится в Таиланде с 2001 года. фотографы Reuters послонялись по стадионам 10-го, юбилейного турнира одного из самых молодых видов спорта.

Акционервы

PROспорт решил купить себе футбольный клуб и приступил к делу с трех вопросов.

Великий постер

Подборка работ художников (от слова «худо»), рисующих плакаты (от слова «плакать»).