5 мин.

Владение шайбой: просто, как все гениальное – 2

Первая часть статьи доступна по ссылке.

Вход в чужую зону

Примечательно, что Пингвины откроют сезон матчем против команды, оригинальное название которой – «Mighty Ducks», потому что теперь Питтсбург использует прием, долгое время ассоциировавшийся с формацией из одноименного фильма студии Дисней. Игрок, владеющий шайбой, выдвинут вперед, остальные четыре хоккеиста его сопровождают.

Ну, это, конечно, не точно такая формация, но общие черты имеются. Джонстон требует, чтобы игрока, владеющего шайбой, поддерживало два-три игрока в непосредственной близости.

Новичок Каспери Капанен отлично это прокомментировал: «Я либо тот, кто владеет шайбой, либо тот, кто рядом с тем парнем. Если он захочет поменять направление атаки, он всегда может найти меня. Если он решит играть сам, и что-то пойдет не так, я его прикрою».

Он усмехнулся, когда я спросил, игру какой команды это напоминает ему больше всего. 

«Ага, Финляндии».

Точно. Во время Олимпийского турнира в Сочи я часто отмечал, как финны мастерски управляют шайбой на широком льду из-за того, что все их пасы были не длиннее 5-6 метров. Они будто размечали коробку на сектора.

«Что ж, это работает», сказал Олли Мяатта. Он был в команде, которая принесла своей стране с населением в пять миллионов человек бронзу Олимпиады. «И, кажется, мы делаем то же самое здесь. Игроки располагаются близко друг к другу. Мы поддерживаем друг друга. Защитники включаются в эпизод. Суть в том, что это отличная система для команды, у которой достаточно навыка и таланта, чтобы играть накоротке, видеть площадку. И у нас этого достаточно». 

Раньше Пингвины пытались разрезать лед дальними передачами, зачастую от своей линии ворот до синей линии соперника. И, опять же, когда это срабатывало, это было замечательно. Но зато, когда пасы не проходили, или подводило качество льда – привычная ситуация для домашней арены Питтсбурга – или их перехватывал быстрый игрок соперника, это выглядело печально.

В прошлом сезоне был прекрасный пример в плане изменения этого элемента игры, в Виннипеге. Под руководстом Клода Ноэля, игроки разбредались по площадке, надеясь скорее на удачное стечение обстоятельств, нежели на создание этих обстоятельств. Но пришел Пол Морис и внедрил систему, заставившую игроков действовать сообща. Это незамедлительно улучшило игру команды во всех трех зонах.

Цель Питтсбурга схожа – командная игра и настрой.

«В хоккее существует много способов поддержать партнера во время игры, но самый лучший – предлагать себя», говорит Рик Токкет. «Все твердят об игре в пас, но что игрок должен делать с шайбой, получив ее? Мы стараемся делать так, чтобы игрок получил шайбу в той позиции, в которой может применить свои сильные стороны».

Токкет немного прояснил для меня схему прорыва, начинающегося из своей зоны: Летанг из-за ворот пасует на Эрхоффа, тот пробрасывает по краю на Криса Кунитца. А теперь ключевой момент. Если Кросби готов для поддержания атаки через центральную зону (учитывая прессинг соперника и то, что Кросби - это Кросби, он может быть не готов), передача идет на него. Но если он не готов, всегда есть поддерживающий форвард в лице Паскаля Дюпуи. Или, и этот вариант желанен для тренерского штаба больше всего, Летанг прорывается по правому краю и открывается под передачу.

(Дисклеймер для обеспокоенных читателей: то, что описано выше, уже запечатлено на видео во время предсезонных игр, так что это не является сливом информации штабу Брюса Будро).

Тут многое зависит от Летанга. Правда. Штаб желает видеть в нем, ни много ни мало, одного из лучших защитников лиги.

«Я не чувствую сильного давления. И мне нравится эта система. Она мне подходит, я могу делать, что от меня требуется. Тут важно понимание того, что, если что-то пойдет не так, меня смогут подстраховать».

Правильно. Теперь он не будет один.

Вот что Летанг и другие игроки говорят о владении шайбой в общих чертах:

Атака

Заброшенные шайбы – это цель любой хоккейной команды, вне зависимости от системы. Пингвины продолжат атаковать, что они и делали при Байлсме, но Джонстон открыто заявляет, что один из защитников должен присоединяться к атакующим мероприятиям. Также они стали меньше вбрасывать шайбу в зону и играть через борт – Джонстон, когда это видит, останавливает упражнение. Вход в зону играет большое значение в хоккее.

«Когда ты знаешь, что подмога рядом, тебе хочется сохранить шайбу», отмечает Сидни Кросби. «Все время нужно искать вариант продолжения атаки».

А если такого варианта нет?

«Играй через борт и борись за шайбу», говорит Паскаль Дюпуи. Это одна из его характерных черт, и штаб не желает ограничивать его в этом. Если игрок первым добрался до шайбы, вброшенной в чужую зону по борту, он все еще ей владеет.

Новички Патрик Хорнквист и Стив Дауни будут отвечать не только за игру на пятачке, но также и за владение шайбой у бортов в чужой зоне. На протяжении нескольких лет Хорнквист отлично играл в углах площадки. В игре против Миннесоты Дауни отражал атаки двух защитников и контролировал шайбу у борта в течение десяти секунд, что для этого элемента игры равно вечности.

Еще один важный момент – доставка шайбы к воротам. Пингвины всегда весьма неохотно бросали по воротам и набрасывали шайбу на пятачок, выжидая момент для красивого продолжения атаки. Джонстон желает покончить с этим. Он хочет, чтобы его парни поселились на чужом пятачке, и игроки, владеющие шайбой, доставляли ее вперед когда это возможно. 

«Тебе нужно просто полагаться на то, что там будет кто-нибудь из партнеров», говорит Брендон Саттер. «Нам всем нужно полагаться на это».

Опять же, никаких инноваций. Никаких нововведений. Но в общем смысле, все это должно иметь положительные последствия. Особенно, в сравнении с тем, что было раньше.