14 мин.

Евгений Щербаков: «Я стоял, подняв руки за голову, а Артуру Малояну в колено наставили автомат»

Мы продолжаем вспоминать игроков, которые в разное время выступали за «Амкар». На очереди Евгений Щербаков, игравший за наш клуб в период с 2006 по 2008 года. Блог «красно-чёрная икра» предлагает вашему внимания интервью с футболистом, в котором он расскажет, почему оказался во втором дивизионе, о своих отношениях с наставниками «Амкара», приколах Миодрага Божовича и о приключениях в Махачкале. 

- Евгений, расскажите, пожалуйста, о себе. Чем вы сейчас занимаетесь? Слышал, вы недавно покинули "Читу"?

- Я хотел перейти в болгарскую «Славию», её сейчас тренирует мой хороший друг Мартин Кушев, поэтому сознательно шёл на расставание с «Читой». Он звал меня ещё 15 июня, но тогда меня не отпускал клуб, а когда мы договорились с «Читой» о расторжении контракта, то в Болгарии возникла проблема по легионерам. Оказалось, что время уже прошло, хотя я думал, что до 31 августа они успеют заявить меня. Через 5 дней стартовал чемпионат Болгарии, и вакансии для легионеров в «Славии» уже были заняты. Таким образом, вопрос отложился до зимы, а я пока перебрался в омский «Иртыш», куда меня пригласил знакомый тренер. С ними я подписал контракт на год (до 30 июня 2012), но там есть пункт, при котором я смогу свободно уйти 1 января, если будут соответствующие предложения.

с Мартином

 

- А от других команд поступали предложения?

- Кроме «Иртыша» и «Славии» вариантов не было. Агента у меня нет. Да и забывают уже про меня в первом дивизионе, а в премьер-лиге и подавно.

- Печально, что всё так сложилось, но давайте поговорим об "Амкаре". Как вообще тогда возник вариант с переходом в пермский клуб?

- В 2005 у меня выдался неплохой сезон в барнаульском «Динамо». В ноябре того же года мне позвонили из Перми и предложили приехать на просмотр. Я поехал сразу же, без раздумий, ведь не каждый день тебя зовут в клуб премьер-лиги. В Перми я потренировался 5 дней, и Сергей Григорьевич Оборин сказал, что ждёт меня на январских сборах. К тому моменту меня звали ещё и в «Рубин», даже звонил сам Бердыев, но я уже дал обещание «Амкару» и после первого же сбора подписал контракт с на 5 лет. Подумал, что в Перми мне будет заиграть легче чем в «Рубине», так как в Казани тогда было много иностранцев.

- А почему у вас по-настоящему так и не получилось заиграть в «Амкаре», как считаете?

- При Григорьиче (Оборине – прим.) все шло более-менее нормально, но потом пришёл Рашид Рахимов, и в кое-каких моментах я повёл себя неправильно. Не скрою, у нас был один очень неприятный эпизод, после которого он отстранил меня от команды, и остаток сезона 2006 мне пришлось провести в дубле. Следующий год я продолжил готовиться с дублирующим составом, Рашид и не думал меня возвращать до тех пор, пока я перед ним не извинюсь. Я принёс извинения, только после того, как люди уже напрямую подходили и говорили: «Иди, он тебя ждёт». Я всё обдумал и понимал, что уже пора подойти к нему, ведь я к тому времени около полугода не был в первой команде. Рахимов меня простил, и в мае я уже тренировался вместе со всеми ребятами на сборах в Болгарии. Вернувшись в Пермь, я наигрывался в основном составе к матчу с «Химками», по-моему, это был 11 тур, Дринчич ещё тогда играл на евро за сербскую молодёжку. Однако, в конце концов, Рашид передумал и поставил опытного Лаврика. Я же вышел на поле только за минуту до конца той встречи, но я был счастлив и этим. Ведь я вновь сыграл за основу, спустя почти год.

В следующем туре мы принимали в Нальчике местный «Спартак», и тренер мне сказал, сыграть один тайм за дубль. Там я получил тяжёлую травму колена. До конца сезона я так толком и не набрал оптимальных кондиций, поэтому и не выходил больше за основу. Но это время я постоянно был вместе с командой.

В конце года Рашид сказал, что в следующем сезоне мне нужно сильно прибавить, и с этими мыслями я уехал в отпуск. А потом Рахимов ушёл, и команду возглавил Божович.  

- А как сложились ваши отношения с Миодрагом?

- В 2008 году я все сборы провёл с «Амкаром». Граф, в принципе, от меня не отказывался, но и не видел мне места на поле. Я понимал, что будут играть Дринчич и Дуймович, поэтому попросил отдать себя в аренду, понимал, что у меня ещё один год мог бы пройти без игровой практики. Божович дал добро, и в итоге я уехал в родное барнаульское «Динамо», оно тогда играло в 1 лиге.

Летом я вернулся в «Амкар», так как в Барнауле всё стало совсем плохо. Однако ничего не поменялось. Я хорошо проявлял себя на тренировках, но команда была на ходу, а Дринчич и Дуймович играли просто здорово. В том сезоне мы заняли 4 место.

Потом на меня вышли представители «Анжи», им я приглянулся в играх за Барнаул, причём махачкалинцы хотели выкупить меня полностью и предложили хорошую сумму. Я бы даже сказал завышенную, учитывая то, что до этого я 2 года толком не играл. «Амкар» и меня этот вариант устроил. Я понял, что надо уже что-то менять, и 28 ноября 2008 я подписал контракт с «Анжи».

А с графом у меня хорошие отношения, мы как-то в 2009 даже ужинали вместе в одном московском ресторане. Тогда он уже возглавлял «Москву».

- Его фирменные шуточки про секс запомнились?

- Да, он всегда повторял, что футбол - это как женщина - каждый день ты должен доказывать своё мастерство. В футболе на тренировках, а с женщиной - в постели. Вообще он очень большой шутник. Перед тренировками всегда поднимал настроение. Даже на установках, когда он называл, например, состав «Зенита», то перечислял: Малафеев, Губочан, Анюков, блондинка, Зырянов, Широков, и… ОН. Под блондинкой он имел ввиду Тимощука, а ОН – так Миодраг называл Аршавина.

- А вообще с кем вам было наиболее интересно работать: с Обориным, Рахимовым или Божовичем?

- Они все очень разные! Со всеми было интересно работать, они очень сильные тренера, и я рад, что мне довелось поиграть под их руководством. Но всё-таки для меня главное – игровая практика, а играл я только при Григорьиче, поэтому он для меня ближе. В остальном сложно конкретно ответить. С графом было просто очень весело в команде, если это психология, то значит он хороший психолог.

- С кем-то из «амкаровцев» или экс-«амкаровцев» поддерживаете сейчас отношения?

- Я очень часто для бывшего игрока, не проживающего в Перми, бываю у вас. Наверное, никто из бывших «амкаровцев» так просто не ездит в Пермь. В прошлом году приезжал, был и на последнем очень важном матче с ЦСКА, когда команда фактически спаслась от первой лиги. Я и мальчишник свой устраивал в Перми. Там были все болгары, Черенчиков, Гришин и Нарубин. Вот с этими ребятами я и поддерживаю отношения, но и с остальными тоже всегда рад встретиться. Пермь для меня - третий дом, после родного Минусинска и Барнаула.

с Захари и Георги

- Как считаете, почему у команды в последние годы (2009-2011) результаты идут вниз? 

- Я стараюсь не пропускать матчи «Амкара», и на этот счёт у меня есть своё мнение, но считаю неправильным его озвучивать. Скажу одно: сейчас в команде далеко не тот микроклимат, который был в 2007-2008 годах, сейчас «Амкар» - не одна семья.

- А в чём проблемы, как думаете? Дело в тренере, в новом президенте или может быть имеются проблемы с финансами?

- Нет уж, извините. Я очень надеюсь, что результаты скоро пойдут в гору, наберитесь терпения. А о проблемах говорить не хочется.

- Евгений, а какой матч стал для вас самым запоминающимся в составе "Амкара"?

- Безусловно, это матч 9-го тура 2006 года с «Ростовом» в Перми, когда я впервые вышел в стартовом составе в матче премьер-лиги. Мы выиграли 1:0, я отыграл 75минут и по разу попал в штангу и перекладину. Ну и никогда не забуду свой дебют в премьер-лиге - одна минута в первом же матче. Непередаваемые ощущения! Выходя, говоришь себе: «Вот оно это поле, матч премьер-лиги, которую раньше ты только по телевизору видел».

- Я, честно говоря, предполагал, что вы назовёте кубковую встречу против "Ангушта", когда оформили дубль...

- Всё-таки это была кубковая игра. Но она тоже очень значима для меня, ведь единственные 2 гола за «Амкар» я забил именно в той встрече. Сейчас все 14 матчей за «Амкар» вспоминаю, ведь в данное время играю во второй лиге.

- Свои матчи не пересматриваете?

- Все матчи хранятся в компьютере, и я часто смотрю их. Вот недавно пересматривал как раз игру с «Ангуштом».

- Евгений, вам посчастливилось поиграть в одно время, в одной команде, возможно, с самым колоритным персонажем в истории "Амкара" испанцем Антонио Солдевильей. Болельщики возлагали на него очень большие надежды...

- Тони очень сильный футболист, но на его месте в то время уже были сильные россияне: Белоруков, Черенчиков и Попов, а в центре – Дрина и Дуйма. Причём все они играли очень неплохо, поэтому Рашид состав особо не менял. Тони человек с характером, на тренировках он не жалел никого, иногда даже перегибал палку, но вне поля он довольно милый и хороший человек. С ним было весело, он всегда и везде был с командой. 

- Самый сильный (мастеровитый) из футболистов, с кем вам довелось поиграть вместе, это…?

- С очень многими хорошими, сильными футболистами поиграл, но выделю в первую очередь конечно же Сергея Кормильцева. Это самый настоящий мастер! Довелось с ним поиграть в 2008 году за барнаульское «Динамо». За ним пойдут Жора Пеев, Мартин Кушев, Захари Сираков и Роман Воробьёв.

- Многие считают, что Георги Пеев - это всё для нынешнего Амкара. Согласны?

- Абсолютно. Он очень важен для команды! В прошлом году он сделал, наверное, больше всех для того, чтобы команда осталась в премьер-лиге. А сколько результативных передач и голов он забил в концовке чемпионата. Кроме того, он очень важен для команды и вне поля.

- На авторитетном немецком сайте transfermarket.de вы стоите 250 тысяч евро. А во сколько бы оценили сами себя?

- Насколько я знаю, именно за такую сумму, но только в долларах, «Анжи» и выкупил меня у «Амкара». А сейчас не хочу себя оценивать.

- А расскажите о дагестанском периоде вашей карьеры. Что там не сложилось? Википедия пишет, что Омари Тетрадзе не давал вам шансов...

- Омари хотел очень видеть меня в команде, до поры до времени всё шло хорошо, но потом я снова высказал пару вещей напрямую, о чём игрок, в принципе, не должен говорить тренеру. Позже мы уладили этот конфликт, и в пятом туре я дебютировал в Новотроицке в игре с «Ностой», причём забил гол. Потом провёл ещё 3 матча и в игре с Новороссийском сломал ключицу, выбыв тем самым на два месяца. Восстановившись, я стал тренироваться с командой, готовился ко второму кругу, но где-то на пятой по счёту тренировке снова сломал эту ключицу и опять выбыл на 2 месяца. Когда я оправился от травмы, до конца чемпионата оставалось играть 6-8 туров, но я был не в форме, поэтому так до конца сезона на поле и не появился. Но в тот год мы вышли в премьер-лигу, это многое перекрывало.

В январе 2010 мы собрались в Турции, я провёл полностью первый сбор, после чего все улетели домой на 4 дня. Но на второй сбор я не полетел. Позвонил администратор и сказал, что на меня билета нет. Омари лично мне ничего не объяснил, в прессе сказал лишь, что я потерял год, и мне сложно будет играть в премьер-лиге, и вообще для игровой практики меня следует отдать в аренду. Но я не нашёл ничего лучше, кроме как тренироваться с дублем «Анжи».

Омари ушёл после первого тура, и команду возглавил Гаджи Гаджиев, который вернул меня в первую команду. Но и он после месяца тренировок сказал: «Надо отдать парня в аренду». Правда, так сложилось, что мы просто обоюдно решили расторгнуть контракт, о чём сейчас я, наверное, уже жалею. Ведь теперь я во второй лиге и не знаю как отсюда выбраться…

- В «Анжи» в то время какая была атмосфера?

- В 2009 в команде было очень много разногласий, потасовок и ссор, но, несмотря на всё это, мы вышли в премьер-лигу, а в 2010 все начало налаживаться.

- Почему всё же тогда сняли Омари Тетрадзе?

- Мое мнение, что новый глава региона, как раз только тогда избравшийся, очень хотел видеть у руля Гаджи Гаджиева, вот Омари и пришлось уйти.

- Говорят, где Тетрадзе там так называемые «договорники». Вам за свою карьеру приходилось принимать участие в «странных» матчах?

- Лично я никогда не принимал участия в странных матчах, по крайней мере я не знал об этом. Да мне никто и не предлагал. Для меня это просто омерзительно. Уж лучше ходить бедным, но не пряча ни от кого глаз. Это важнее. А жизнь накажет всех, кто этим занимается.

- Находясь в Анжи, Вы, наверное, и подумать не могли, что через год-полтора там будут играть звёзды калиьра Роберто Карлос и Это′о?

- Да, этого я точно себе представить не мог. Спустя полгода, как я ушел, пришёл Карлос. Всего полгода, и я бы играл вместе с легендой!

- Сильно жалеете да, что не остались тогда в клубе?

- У меня есть правило: никогда ни о чём не жалей. Просто я понимаю, что человек сам строит свою судьбу, а я многое по своей же глупости растерял. Был бы умнее, уверен на 100 процентов, был бы сейчас там. Ведь играют же сейчас Тагирбеков, Агаларов, Гаджибеков и играют неплохо. Мы же были вместе в 2009, Камиль и Али тогда даже в заявку не всегда попадали, а сейчас они там, а я во второй лиге. Но это моя вина и ни чья больше.

- Они сейчас даже за вторую сборную играют... Общаетесь с ними?

- Не созваниваемся, но если увидимся, то уверен, что тепло обнимемся!

- Вообще в Махачкале не страшно было играть? Вот Евгения Савина, например, туда не отпускала мама.

- Лично мне в Махачкале не было страшно, не знаю как другим. Пока сам не побываешь там, не поймёшь. В целом да, не такая атмосфера как скажем в Барнауле, но и не очень страшная, как многие себе представляют. Хоть с одним футболистом там что-нибудь серьёзное приключилось? Не слышал такого. Но, правда, был один случай, когда я сам стоял, подняв руки за голову, а Артуру Малояну в колено наставили автомат.

 - А что там произошло?

- Мы ехали на такси по городу, и вдруг нас остановили какие-то люди в масках (как у ниндзя). Таксист сразу стал успокаивать, сказал, что это они ищут кого-то из преступников, вот и останавливают всех подряд. Один из этих людей в масках подошёл к нам и сказал: «Выходим из машины, руки за голову». Один направил на нас автомат, а другой начал обыскивать машину. Что им нужно было, они не нашли и отпустили нас. Артур сразу позвонил подруге и пошутил, что на него только что направили автомат. Правда, в тот момент было действительно немного страшно.

А ещё в Махачкале мне запомнился эпизод, когда наша команда не могла выехать со стадиона, так как кто-то неправильно припарковал свой автотранспорт. Хозяин машины долго не появлялся и в результате четыре охранника из сопровождающей нас машины просто взяли её в руки и отнесли в сторону метров на пять. Такого, кроме как в Махачкале, я нигде не видел.

- У вас за всю карьеру так и не было своего агента? Наверняка же были предложения от каких-то людей?

- У меня был агент, он мне помогал при переходе из «Амкара» в «Анжи», но после того, как я расстался с «Анжи», мы больше с ним не общались. Сам не звоню, да и он не звонит.  

- Заметил, что после Анжи у вас в биографии стоит клуб "Барнаул" из ЛФЛ. Как вообще оказались в любителях?  

- Просто я разорвал контракт с «Анжи» 17 июня 2010 года, а трансферное окно во всех лигах открывалось 1 августа, ну вот до этого времени я и поддерживал форму в ФК «Барнаул». В августе я перешёл в «Читу». Из первой лиги вариантов не было, ведь весь 2009 год и половину 2010 я проболел, поэтому начал с чего пришёл - со второго дивизиона. Правда, я не думал, что так долго здесь пробуду. Уже ровно как год.

- Вы всю карьеру играете под номерами 17 и 71. С чем связан такой выбор?

- Нравится число 17, начинал под ним играть ещё в «Динамо», потом этот же номер выбрал в Перми. В «Анжи» он был занят Мамаевым, и я просто поменял сочетание этих цифр, как сейчас это же сделал Жирков. В «Чите» номер 17 был свободным, и я снова вернулся к нему. 

- В завершении, Евгений, ваше пожелание пермским болельщикам?

- Желаю, чтобы любимый «Амкар» как минимум ещё лет 10 играл в премьер-лиге. Желаю, чтобы его игра становилась как можно зрелищней и интереснее, ведь что ещё для счастья надо? Керимовых и Абрамовичей в ближайшее время не предвидится, есть что есть, и вам надо болеть и горячо поддерживать свою команду. Это последнее, что осталось из большого спорта в Перми! Всем большой привет, кто не забыл! Спасибо, что и вы не забываете! «Амкар» навсегда в моем сердце!

Другие материалы: