3 мин.

Наследие Яо

By Chris Mannix, SI.com

Он появился в Соединенных Штатах окутанный тайной, феномен в 7 футов 5 дюймов ростом, из той части света, что никогда не славилась подобными. Ни один игрок, ни Дэрил Доукинс, ни Шакил О′Нил, ни Кевин Гарнетт, не приходили в НБА под большим давлением — ожиданиями 1,3 млрд человек на своих субтильных плечах. Со временем, карьера Яо Мина, которую он, по слухам, собирается завершить, будет исследована и препарирована под микроскопом, но его вклад в игру никогда не будет забыт.

Можно не помнить насколько хорош был Яо до того, как его проблемная левая нога позволила ему принять участие лишь в пяти играх последних двух сезонов. Но в свои лучшие дни он был спокоен и безупречен. В первую же его неделю в Rockets, Чарльз Баркли сказал Кенни Смиту, что поцелует его, Смита, зад, если Яо наберет 19 очков, долг, который Баркли оплатил (ну, или типа того) две недели спустя. В первом сезоне Яо в среднем набирал 13,5 очка за игру и увеличивал этот показатель в каждом из следующих четырех сезонов. Он заколачивал как центровой, бросал как форвард и пробивал штрафные (83,3% за карьеру) как защитник.

«Он был так огромен и так подвижен под щитом», говорит форвард Mavericks Кэрон Батлер. «И у него был такой крюк, который просто невозможно было накрыть».

Также легко можно рассматривать время, проведенное Яо в Хьюстоне, как неудачу, и эта точка зрения будет обоснованна. Rockets так и не смогли соответствовать тем ожиданиям (и платежной ведомости), которые были у них во времена Яо. Хронические проблемы с ногой — знакомые всем людям такого размера — испортили ему слишком много сезонов в конце карьеры. Его задрафтовали, тренировали и подписывали с ним 5-летний контракт (на $75 млн в 2005), в ожидании побед, но Яо, во многом благодаря своей хрупкой ноге, не смог этого оправдать.

То что он дал игре нельзя измерить победами и поражениями, очками или подборами. В 2002 году Китай был для НБА неизведанной территорией. Яо оказался проводником. Вскоре были заключены соглашения с CCTV, Shanghai TV, Beijing TV и прочими, открыв НБА — и ее продукт — сотням миллионов людей. Они подписывали спонсоров, строили площадки — около 800 000 было построено или еще строится — начали проводить предсезонные игры в крупнейших городах страны. В Китае лицо Яо было на каждом шагу, и НБА использовала любую образовывавшуюся маркетинговую возможность.

«Америка многое узнает о Китайской Народной Республике», однажды сказал Дэвид Стерн. «И множество людей в Китае, благодаря ему, многое узнают об Америке». В самом деле, Яо сделал Китай крутым. Его рекламные ролики для Visa были блестящи, а реклама Apple с Верном Тройером стала хитом. Его тихая, скромная природа сделала его любимым, а благородство и класс, с которыми он вел себя перед прессой, заслужили ему уважение.

Это наследие, которое Яо оставляет после себя. Он построил мост там, где его не было и познакомил множество людей в обеих странах с культурой, которую они могли никогда не узнать. Да, он заработал миллионы, но, единолично открыв азиатский рынок перед НБА, он заработал еще больше для остальных. Офис НБА в Китае — наиболее ценный актив лиги за рубежом, 140 работников в трех городах взаимодействуют с пятью стратегическими партнерами, которые уже вложили более $250 млн. Согласно данным НБА, 96% китайцев в возрасте от 12 до 65 лет знают о лиге, и ее продукция доступна в более, чем 30 000 магазинов.

Следующее голосование за Яо пройдет через пять лет, когда Зал Славы Баскетбола, скорее всего, включит его имя в бюллетень. Его статистика (19,0 очков, 9,2 подбора за игру в восьми сезонах) не поражает воображение. У Спенсера Хэйвуда, Бернарда Кинга и Мела Дэниэлса, показатели такие же и даже лучше, но они все еще ждут своей очереди. Но то что сделал Яо нельзя подсчитать, нельзя описать на бумаге. Он не был первым китайцем в НБА, но, без сомнения, был самым важным. В Зале Славы должно быть место, чтобы увековечить это.

P. S. Оригинал статьи.

P. P. S. Не забудьте добавить блог «Полный Порядок» в ленту