4 мин.

Чертова дюжина. Ретроспектива посещаемости. Часть 1

Достаточно много говорится о том, что сейчас в КХЛ самая высокая средняя посещаемость за всю историю отчеественного хоккея, однако собранная компактно информация о том, сколько людей посещало игры чемпионата и отдельных клубов даже в не столь отдаленные времена, мне в рунете практически не встречалась.

С этого поста я начинаю свой обзор посещаемости отечественных чемпионатов, проводившихся под эгидой различных организаций, за последние 13 сезонов.

Для сравнения, добавил данные о посещаемости чемпионатов Финляндии, Швеции и АХЛ за тот же период.

Число людей на матчах в нашем чемпионате росло достаточно поступательно и практически беспрерывно, параллельно с развитием инфраструктуры и повышением уровня игры.

Снижение посещаемости на 2х отрезках (04/05 – 05/06 и 08/09) связано с болезнью роста и расширениями чемпионата. В эти периоды из чемпионата исчезали и «опускались» популярные провинциальные команды, появлялись околомосковские новоделы и клубы, ЛД которых были не особо готовы к чемпионату.

Чемпионат Финляндии (SM-liiga) не демонстрирует каких-то феерических цифр, но собирает достаточно стабильное число людей (около 5000 человек за матч). Своего пика турнир достиг в сезоне 00/01. В последние годы наблюдается незначительное снижение показателей.

Шведская Элитная Серия до сезона 04/05 стабильно «росла» в популярности у зрителя, после чего средний показатель стабилизировался в интервале 6000-6400 за матч.

Крайне занятны также цифры посещаемости АХЛ. Как не сложно догадаться, наибольшее число людей ходило на матчи в сезон, на который пришелся локаут «старшего брата». После этого посещаемость второй СА хоккейной лиги непрерывно снижается.

Значительное влияния на среднюю посещаемость лиги оказывает число команд, выступающих в чемпионате, число проводимых матчей и формула проведения.

В России все эти вещи менялись регулярно (проиллюстрирую графиком):

*»нецелое число» домашних игр (25,5 и 28,5) получилось в результате того, что в ряде сезонов команды проводили разное кол-во домашних матчей. Речь идет об играх регулярного чемпионата.

Крайне радует то, что формула проведения чемпионата, как минимум, на ближайшие несколько лет (я надеюсь на более продолжительный период и возобладание здравого смысла) останется прежней. Уход от схемы, когда календарь т.н. «третьего круга» и кол-во домашних матчей команды определялись в середине сезона, на мой взгляд, одно из главных «календарных» достижений КХЛ.

Для сравнения, в Швеции и Финляндии число команд, проводимых ими матчей и формула проведения близки к константам. В Elitserien на протяжении рассматриваемого периода стабильно играет 12 команд (достаточно мощная кампания по расширению лиги все-таки была, но она не увенчалась успехом), в SM-liiga (чемпионат является закрытым) за это время число команд выросло на одну (с 13 до 14 в сезоне 05/06). Сейчас в Швеции команды проводят разное число домашних матчей, в Финляндии же наоборот – равенство (большую часть периода было по 28 игр, не так давно их кол-во выросло до 29). У скандинавских стран, как и у нас в последние годы, соседи играют между собой больше матчей.

Напоследок, хотелось бы особо отметить наиболее посещаемые команды «чертовой дюжины» в отечественных чемпионатах

Думаю, многие неофиты удивлены наблюдать в таком кол-ве в топе новокузнецкий Металлург. В те времена, когда команда демонстрировала адекватные результаты и не была безнадежным аутсайдером (к этому МНк пришел постепенно на протяжении последних лет 7), в Дворце спорта кузнецких металлургов была более чем актуальна проблема лишнего билета.

Достаточно приличную посещаемость даже по нынешним временам демонстрировала хоккейная Пермь до краха клуба. Также следует особо отметить Амур и Сибирь, где люди ходили и ходят зачастую вопреки результатам клуба.

Пожалуй, главный триумфатор таблички Локомотив. После того, как новая арена была достроена, клуб регулярно демонстрирует посещаемость, близкую к 100%, что позволяет ему уже 9ый сезон входить в тройку лучших.

Текущему сезону еще далече до завершения, но, по всем признакам, тройка лидеров уже не изменится. Если десятилетие лет назад для попадания в тройку лидеров было достаточно стабильно собирать 5-6 тысяч человек на матче, то в последние пару годы для этого необходимо привлечь 9-10 тысяч на каждую игру в среднем.

В следующих частях последует обзор посещаемости клубов и регионов. Продолжение следует...