8 мин.

Компьютерная игра «ФК Шинник». В 2000 году энтузиаст из России создал свой маленький Football Manager

Игры жанра «менеджер» давно стали неотъемлемой частью футбольной жизни. То и дело мы читаем истории о том, как очередной тренер набил руку в этом симуляторе, а теперь работает в команде топ-чемпионата, или как скауты привели в большой спорт молодое дарование, обратив внимание на его высокий потенциал в игре. Так наставник «Реймса», главной сенсации французского сезона, рассказывал, что, начав работать в «Сент-Труйдене», параллельно запустил за эту команду карьеру в Football Manager и даже пробовал искать там игроков для своего реального клуба. А знаменитый в прошлом вратарь-путешественник, а ныне успешный скаут, Луц Пфанненштиль признавался, что в игре нашёл для «Хоффенхайма» Роберто Фирмино. На тот момент бразилец лишь первый сезон был основным в «Фигейренсе», но его характеристики в симуляторе заинтересовали Луца, который немедленно поехал на просмотр через океан. Вскоре Фирмино переехал в «Хоффе», а через несколько лет и в «Ливерпуль» — за 41 млн. евро, став самым дорогим на тот момент трансфером в истории мерсисайдцев.

История этого жанра игр описана до малейших деталей, но мы всё же вернёмся в конец 1990-х – начало 2000-х, когда он переживал настоящий расцвет. На стыке веков на рынке «футбольных менеджеров» бились две большие франшизы: Championship Manager (предшественник нынешнего FM), ориентировавшийся на любителей кропотливой возни с данными и располагавший огромной базой игроков, и FIFA Manager, делавший ставку визуализацию матчей и внедрение таких аспектов тренерской деятельности как налаживание отношений между игроками и развитие молодёжи с детских команд. В ноябре 2002 года свою собственную игру в этом жанре выпустил лондонский «Арсенал», а через год – «Вулверхэмптон».

Но за несколько лет до британских клубов в России сделали собственную игру под названием «ФК Шинник», посвящённую одноимённой команде. Создал её разработчик-любитель из Ярославля Евгений Шаров, занимавшийся на досуге различными инди-проектами вроде игры «пятнашки» или программ, генерирующих поздравительные открытки. Цель проста: принять «Шинник» в Первой лиге и, пробившись в РПЛ, стать чемпионом страны. Естественно, все необходимые аспекты клубной жизни присутствуют: трансферный рынок, травмы, агенты и необходимость контроля доходов/расходов. В игре есть даже визуализация матчей! Что за 8-битный ужас, скажете вы, но я напомню, что у не имеющего ныне конкурентов Football Manager до самого 2009 года по полю передвигались исключительно кружочки с номерами, толкавшие вперёд жёлтую точку aka мяч. Мы же говорим о 2000 году.

 Набор характеристик у футболистов в «ФК Шинник», конечно, не так велик, как в играх больших франшиз: скорость, отбор, удар и ведение мяча. Каждому игроку можно назначать тренировки одной из них. Тактик тоже четыре: штурм, атака, защита и крепость. Создавай автор эту игру несколькими годами позже, он вряд ли использовал бы пропавшее ныне из футбольного лексикона слово «крепость», но Жозе Моуринью произнёс свою знаменитую фразу о том, что "«Тоттенхэм» привёз с собой автобус и поставил его перед воротами", лишь в сезоне 2004/05. В общем, дух времени чувствуется.

Игроки не устают, зато «устаёт» поле. От тура к туру оно ухудшается, так что, если не тратить деньги на его восстановление, то травм будет всё больше. С ними тоже надо быть внимательным: если игрока не убрать из общей тренировочной группы, то восстанавливаться он не будет. Нанятые агенты позволяют выгоднее продавать и покупать, а медики – быстрее возвращать травмированных в строй. Всё это стоит денег, так что для начала разумнее всего вкладываться в улучшение трибун – оно повышает доход.

 Визуализация матчей необязательна: можно просто отменить её в опциях. Что характерно, пресловутый Football (и, соответственно, Championship) Manager не будет позволять пропускать просмотры игр ещё много лет, заставляя игроков со слабыми компьютерами и любителей стиля save/load всё время «уходить в отпуск» перед матчем, что приводило к появлению в резюме у персонажа перка «любит позвонить и сказать, что болен». В «ФК Шинник» такой проблемы не было: не хочешь (или не тянет компьютер) – не смотри, но будь готов к регулярным поражениям от большинства математически более сильных команд. Впрочем, матчи быстрые, динамичные и укладываются в полторы-две минуты.

Выглядит происходящее на поле, конечно, забавно: игроки вдали от мяча двигаются хаотично, как в пинболе, отталкиваясь от краёв поля. Мяч при этом уходит за лицевую линию, приводя к удару от ворот, но от боковой отскакивает и остаётся в игре. По мере приближения к мячу у человечков появляется подобие осмысленности в действиях: они пытаются, как минимум, протащить игровой снаряд к воротам соперника и ударить по ним, а иногда делают какое-то подобие паса. Хозяева при этом всегда в синем, гости – в красном. Всё это под бодрую 8-битную музыку и женский голос, объявляющий счёт после каждого гола.

 Кстати, про музыку: в конце каждого сезона игра как бы намекает, что стоит продолжить, и выводит итоговые таблицы обоих дивизионов и Кубка России (да, игры в нём тоже прописаны) под «The Shom Must Go On». А при выходе на рабочий стол выдаёт титры под «One and One» Роберта Майлза.

Возможно, с высоты нынешнего времени «ФК Шинник» может показаться нелепой студенческой поделкой. Но, во-первых, мы говорим об инди-игре четвертьвековой давности, когда персональный компьютер был далеко не у каждого. А во-вторых, я не упомянул очень важный аспект: то, с какой скрупулёзностью в ней создана база данных. В клубах обеих лиг составы прописаны максимально точно: в «Кубани» доигрывает некогда грозный бомбардир Терёхин, в «СКА-Энергии» ворота защищает Дикань, а уж если посмотреть на заявку чемпионского «Локомотива» или «Торпедо» с Семшовым, Кормильцевым и Ширко – олдскулы сведёт. Каждому прописаны характеристики и рыночная цена. Впрочем, тут автор был весьма субъективен и, например, в 31 год уже счёл Тихонова «доигрывающим», поставив ему слабую скорость и ведение мяча, а лучшим навыком назначив отбор. Потому в моей пробной партии Андрея Валерьевича я смог приобрести за стартовую сумму на счету клуба. Как мы все знаем, в реальности Тихонов сыграет в высшем дивизионе и через десяток лет. А вот среди весьма дорогих игроков на рынке в какой-то момент числились болгарин Светлин Симеонов, который на деле в марте 2001 года перешёл во владикавказскую «Аланию», но всего через 3 месяца был отзаявлен, не выйдя на поле ни разу, и югослав Стево Глоговац, сыгравший когда-то 17 матчей за «Анжи». Вполне возможно, что на тот момент оба балканца казались топ-трансферами, но, готов поспорить, в наши дни вы ни за что не вспомнили бы их без этой статьи.

 Игра пережила несколько апдейтов. Из сохранившихся сейчас на просторах интернета доступны две самых поздних версии: v1.90b, выпущенная к сезону 2001, и v2.02, где игрок начинает за «Шинник» в 2002 году уже в РПЛ, куда в реальности команда и пробилась в предыдущей кампании. Впрочем, начиная играть с версии 2.02, вероятность испытать все прелести Первой лиги всё равно крайне высока – даже будучи болельщиком «Шинника», автор прописал достаточно большую разницу в классе между ярославцами и завсегдатаями высшей лиги. Тем забавнее, что в реальной жизни «чёрно-синие» провели отличный год, закончив дебютный сезон на 7 месте в таблице.

За давностью лет упоминаний об игре в интернете осталось не так много. Впрочем, сохранилась информация, что в 2002 году по ней проводился конкурс, кто за меньшее количество сезонов приведёт клуб к званию чемпионов России. Последние участия в нём зафиксированы в 2007 году.

 Конечно, игра не лишена багов и проблем, о чём автор не без юмора говорит в прилагающемся Readme-файле: «Программа не обязана корректно работать. Программа вообще не обязана работать». На самого автора выйти мне не удалось, о чём я искренне сожалею: если он жив и здоров, с удовольствием взял бы у него интервью.

Естественно, «ФК Шинник» вряд ли заставит вас в 2023 году посвятить ей многие вечера. Но скоротать часок, окунуться в атмосферу российского футбола начала века и заставить несколько раз ностальгически улыбнуться – запросто. В конце концов, это ведь та самая команда, про которую мы когда-то шутили: "Вчера после матча Дэвид Бэкхем, раздавая автографы, случайно подписал контракт с ярославским «Шинником»".

Автор текста – Даниил Шульман-Симаков

Если вам понравилась эта статья, подписывайтесь на меня в Telegram. Там я ежедневно публикую интересные авторские материалы: https://t.me/rock_n_ball