7 мин.

Эволюция виртуального биатлона. Затмит ли он настоящий?

Насколько хорошо сделан виртуальный биатлонный продукт. Вот это рецензия на игру 2008 года. Немногое изменилось к нынешнему моменту.

 

Снег мягко ложится на землю, скрипит, схваченный легким морозцем. Елки вдоль трассы приветливо машут мохнатыми лапами. Но вот поворот, свистит и кричит, размахивая флагами, пестрая толпа, бежит тренер, на ходу выкрикивая советы. По спине хлопает ружье, руки без устали взмахивают палками, вперед, вперед! К огневому рубежу! И вот он, длинный ряд мишеней. Вставая у той из них, что предназначена тебе, пытаешься успокоить дыхание, унять дрожь в руках, щелчок выстрела, мишень плавно закрывается. И снова вперед, поворот, толпа, тренер, спуск, поворот, подъем.

Все это – биатлон. И пусть в нашей стране этот вид спорта не столь популярен, как, например, в Германии, но то, что это интересное и захватывающее зрелище, понятно каждому.  Вот и разработчики из немецкой компании 49Games решили, что биатлон как явление спортивное стало достаточно популярным, чтобы превратить его в явление культурное. Чем и занялись в прошлом году, выпустив симулятор биатлона RTL Biathlon 2007. Игра, как показала практика, не нашла тропинку к сердцу геймера. Что, собственно, неудивительно, учитывая огромное количество огрехов и недочетов, допущенных разработчиками. В этом году 49Games выпустила преемника Biathlon 2007, новый симулятор, получивший имя, соответственно, RTL Biathlon 2008. В новой игре нам обещали исправить многие проблемы, как-то, огромный разброс сложности между стрельбой и гонкой, а также страшную нестабильность прицела при задержке дыхания перед выстрелом. Что ж, посмотрим, что из этого получилось.

Работа над ошибками

Ошибка первая, послужившая одной из главных причин отторжения игры потребителем - несоответствие сложности в стрельбе и катании, была исправлена полностью. Теперь в мишень попасть легче, да и стало это намного нужнее. Ведь если раньше за промах «наказывали» тремя секундами, то теперь за промахи мы получаем полноценный штрафной круг, отнимающий секунд десять, что в условия довольно коротких трасс может стать серьезным препятствием на пути к победе. В процессе исправление первой ошибки была исправлена и вторая, прицел теперь не норовит сплясать что-нибудь этническое, когда игрок задерживает дыхание, в надежде справится с дрожью в руках. К сожалению, множество «ляпов» так и осталось неисправленными и недоработанными. Например, очень сильно хромает в новой игре реализм. Ну не получается почувствовать всех прелестей борьбы. В хорошем спортивном симуляторе, когда спортсмен приходит к финишу, даже геймер, управлявший им тяжело дышит и душит счастливый крик. А в случае с детищем германских игроделов никаких признаков погружения в игру не наблюдается. Дыхание ровное, срывается на зевоту. Хотя в этом направлении тоже были сделаны большие шаги. Картинка на экране стала на порядок привлекательнее, снег летит прямо в камеру, на нем остаются вполне натуральные следы лыжников, прошедших здесь до нас. И пусть движения спортсменов все еще немного воскрешают в памяти «буратин» из предшественника, но впечатление заметно лучше. По крайней мере, сидя за монитором, вряд ли кто-нибудь уснет.

Улучшилась ситуация со светом, теперь не придется долго играть ползунком яркости, чтобы сохранить красоту изображения и получить всю необходимую информацию о трассе. Со звуком в игре поработали тоже очень неплохо. Соперники, идущие рядом, тяжело дышат, лыжи скрипят, болельщики кричат, в общем, разработчики честно старались заставить нас сопереживать тем, кем мы управляем на трассе. Можно сказать, им это удалось. Трассы, по которым геймеру предстоит гонять своих подопечных, выросли и повзрослели. Теперь "катать" по ним своих лыжников стало приятнее, не только из-за повышенной симпатичности изображения, но и из-за некоторой непредсказуемости процесса. Ведь если получить пару штрафных кругов, то их вполне можно нагнать. Причем сделать это может не только игрок, но и его компьютерные соперники. 

Процесс перемещения по трассе не претерпел существенных изменений. Как и прежде все определяет расход сил, выставляемый специальным ползунком. Чем выше поднять этот ползунок, тем более резкими будут движения спортсмена, но тем быстрее он устанет. В идеале, лыжник должен остаться обессиленным, пересекая финишную черту. Чтобы наш спортсмен не стоял на месте, а успешно развивался, за каждую победу нам выдают специальные бонусные очки характеристик. Очки эти можно «разбросать» по четырем параметрам: выносливость, сила, скорость и техника. В сумме они определяют, насколько наш подопечный будет силен на трассе. Кроме того, разработчики добавили в игру крайне полезный бонус – после победы в кубке юниоров теперь есть возможность выбрать специальное умение для своего спортсмена. Подобная специализация обеспечивает большую реалистичность, кто-то выберет профессионала в области преодоления подъемов, кто-то предпочтет специалиста по ровным участкам, а кому-то будет достаточно появления «второго дыхания». Все эти нововведения пошли только на пользу изрядно «хромающей» серии. Во второй части игры разработчики добавили только то, что было необходимо, ни единой лишней детали.

И все-таки не хватает…

Однако за всеми этими украшениями и приятными сюрпризами не следует забывать, что Biathlon2008 – это, прежде всего, симулятор лыжных гонок, а не веселая аркада, призванная отвлечь геймера от повседневной скуки. Много чего полезного появилось в игре с приходом новой цифры в название, но многое осталось недоделанным. Что позволяет считать игру настоящим полноценным симулятором? В первую очередь это ее реалистичность. В этой области и лежит один из главных промахов немцев. Равно как и первая часть, Biathlon 2008 не может похвастаться ни реальностью трасс, ни настоящей внешностью, или хотя бы именами, спортсменов.

Все проблемы сводятся к одной – игра не может похвалиться поддержкой Международного союза биатлонистов. Так что, рассчитывать на то, что нам будет позволено наслаждаться хотя бы истинными правилами, не приходится. А жаль. Ведь биатлон сам по себе – довольно закрытый вид спорта, а значит, и игра предназначена в основном для его самых преданных фанатов. А на самом деле мы получаем игру, где присутствуют всего четыре лыжника, имеющие «аналоги» в реальном спорте. Эти четверо героев, подаривших игре собственные имена и лица, это: Кати Вильхельм, Магдалена Нойнер, Свен Фишер и Михаэль Грайс. Фишер, кстати, закончил карьеру лыжника еще год назад, и уже не актуален. Имена этих четырех немцев 49games донесла до нас в сохранности, чего нельзя сказать об их внешности и характере выступлений. Остальным же странам достались лыжники «с потолка». Фамилии некоторых из них непроизносимые в принципе. Как, например, выговорить фамилию Kujarewitsch? А такой лыжник в игре присутствует, и представляет нашу страну, остается только гадать, какой сумрачный тевтонский гений надоумил разработчиков придумывать столь потрясающие фамилии, и молиться за здоровье людей, занимавшихся локализацией, ведь им пришлось это не только прочесть, но и грамотно перевести.

Проблемы не ограничиваются удивительностью фамилий спортсменов. Многое еще необходимо исправить и в трассах, и в общем виде игры. Что касается трасс, тут все печально, причем очень даже. Да, определенные шаги были сделаны, и бегать по лыжне придется дольше, чем в прошлом году, но почему 150 метров лыжник с ружьем пробегает всего за десять секунд? Быстрее, чем профессиональный бегун в легкой одежде. Почему ни в одной дисциплине, ни на одной трассе нет больше, чем двух огневых рубежей? Почему трассы не сделали хотя бы отдаленно похожими на реально существующие? Ведь это не так сложно, как и организовать приемлемый и реалистичный подсчет времени. Множество «почему» рождаются в процессе игры. С правилами ситуация обстоит более привлекательно, они, конечно далеки от всех строгостей реального мира, но все-таки хотя бы напоминают о том, что есть на свете правила биатлона. Многие из ограничений сняты, множество условий смягчены, но все же это – правила. Неприятно также то, что физика в игре забыта не только в вопросах времени, но и в случае взаимодействия. Ведь современные игры стремятся к повышению реализма. А тут перед нами лежит игра, где нет решительно никакой возможности въехать в сосну или ближайшего соперника. Не получится повредить экипировку (тоже, кстати, целиком и полностью выдуманную), не удастся выяснить собственное положение относительно других участников соревнований. Скукота, да и только... Нет такой опции, как информация о соперниках в реальном времени.  Многое еще требует исправления. Голос комментатора, радостно и громко описывающего происходящее, лучше бы поместить куда-нибудь в NBAlive. Толпа зрителей кричит после каждого выстрела так, словно биатлонист – самый большой их кумир. В целом, вся режиссура требует большой и кропотливой доработки.

Вердикт

Приговор игре вынесен, подпишут ли его игроки своими кошельками, будет видно. А пока что можно сказать одно – по телевизору биатлон посмотреть будет намного интереснее, чем поиграть в RTL Biathlon2008.

 

Вердикт №2

Биатлон по телевизору - это хорошо, а вот на стадионе - еще лучше. Хоть я и не разу на биатлоне не был, но мечтаю попасть, так что никакая компьютерная игра не заменит настоящего удовольствия.