14 мин.

Энцо Фернандес – это «пятерка» не только по номеру, но и по качеству

Рыночная стоимость игроков и ценность потраченных на них денег уже давно изменились. И впереди есть только два варианта: либо все лопнет или хотя бы откатиться к менее раздражающим обычный люд суммам, либо по окончании карьер каждый второй футболист будет миллиардером. Абсолютно бесполезно доказывать, что какой-то игрок переоценен – ты либо платишь, либо ищешь другого. Чем больше клубы будут переплачивать, тем активнее начнут расти цены на игроков и их заработные платы. А если и сами игроки будут отрабатывать деньги, то спрос на футбол будет лишь расти, бюджеты раздуваться, а там уже любой агент прекрасно поймет, куда дует ветер и сколько нужно просить. В любой конкретной ситуации повлиять на цену может многое, но редкий случай, когда все отягощающие факторы собираются вокруг одного игрока.

Аргентинский полузащитник был на радарах куда раньше зимы 2022/2023 годов, еще с прошлого лета оценивался крайне высоко, но окончательно его ценник взвинтил успешный катарский «мундиаль». Приз лучшему молодому игроку, победа сборной и минимум серьезных ошибок на поле не стали новостью для тех, кто детально следит за игроками, но даже ежику стало ясно – платить придется гораздо больше, причем наценка никак не связана с прорывом в игре. Если говорить о футболистах, прогресс которых явно подчеркнул минувший «Кубок мира», то я бы скорее отметил Сака или Думфриса, но не стабильного в своем стиле уже несколько лет Энцо.

Стабильность – это прекрасно, когда ты можешь ей торговать. После 18 декабря никто ничего обсуждать уже не собирался, ведь для продавца в лице «Бенфики» ситуация сложилась как нельзя лучше. Потенциальные покупатели наглядно увидели, на ком, не считая Месси, держалась игра сборной, особенно на фоне косячников любых сортов – от мазилы Лаутаро и до любителя волейбола в своей штрафной Монтьеля.

Человек стоил 80кк при любых оценках до турнира, стал одним из лучших его игроков, к тому же позарез нужен именно вам? Окей, 120 миллионов и жмем руки.

Одному Тедду Боули известно, какую роль для «Челси» на трансферном рынке готовит его стратегия управления – либо каждый уважающий себя клуб будет считать своим долгом стянуть все до последней копейки с «синих» во время переговоров, либо он сумеет, несмотря на заоблачные траты, все же привезти на «Стэмфорд Бридж» нужных футболистов, о ценнике на которых мы все забудем благодаря их успешной игре в будущем.

Мое мнение – Энцо Фернандес обязан попасть во вторую категорию. Пускай местами магическая сумма в 100+ миллионов и будет напоминать о его недостатках в моменты не самой удачной игры, но на фоне твоих не самых удачных выступлений всегда найдется тот, кто выглядит еще хуже. Игра Фернандеса зрительно не тянет на вау-эффект, но игра условного Мудрика просто не тянет. А в случае с аргентинцем радуют две вещи: 1) он не спекся психологически, попав в трудный отрезок клуба и новый коллектив в целом; 2) пускай элитарных матчей от него пока не было, но есть все предпосылки, что они появятся уже в следующем году, а общая планка его игры, такое ощущение, не способна падать ниже уровня «хорошо».

Давайте разбираться, почему все так.

Самый главный вопрос, который нужно задать: «Чем отличается топ-полузащитник от потенциального сильного полузащитника/полузащитника выше среднего уровня?».

Ответ простой: умением преодолевать линии сопротивления соперника. Базовый элемент – это умение держать мяч под контролем, не обрезаясь и не вынуждая партнеров принимать неудобные передачи, подставляя их под удар. Но это критерий хорошего футболиста, но не топа. Вторым важным элементом является качество движения мяча, при котором количество креативных и сложных передач не слишком минимально по отношению к коротким ближним пасам и передачам назад. Высшим элементом в данном скилле является умение делать передачи в разных направлениях (как по воздуху, так и низом), способность двигать мяч к штрафной (пасом или своим движением) примерно с той же частотой и успешностью, как и из глубины, а также минимум пасов ради паса и передач целенаправленно назад (без попыток отыграться хотя бы по линии мяча через крайних защитников), что позволяет классифицировать такого футболиста как агрессивного, но сбалансированного.

Чтобы конкретно оценить данный скилл и получить полное представление о данном элементе игры, который объединяет в себе множество различных факторов и вводных данных, находящих широкий отклик у тренеров и заинтересованных сторон, необходимо подробнее распределить на группы всех исполнителей «АПЛ», играющих в средней линии своих команд. Далее следует учесть все передачи и попытки продвижения, вскрывающие линии обороны противника (не имеет значение из какой именно зоны это делалось – центр, с финальной трети своей половины поля, фланга или даже со смещения в полу-фланг), впоследствии скрестив их с показателем владения мячом данными футболистами (OBV – модель оценки полезности владения мячом). В сумме это даст понимание, какие из полузащитников являются лучшими исполнителями в данной категории. Ведь важен не только факт вскрытия обостряющим пасом, не только умение сделать перевод на другой фланг в нужную зону, но и частоту таких действий, количество задействований в игровых эпизодах (когда полузащитник развивает игру, а не стагнирует, плюс добавляет или сбрасывает темп, где необходимо) и распределение числа таких действий на уместные в конкретной ситуации, а также на те, что стали успешными благодаря внешним факторам в большей степени/были спровоцированны игрой соперника.

Важным моментом здесь является то, что цветовая шкала не может адекватно оценить полезность кросса Кевина де Брёйне, которая составляет 0,11 OVB на 90 сыгранных минут, в то время как следующий показатель на сопоставимом уровне, представленный здесь, отображает передачи Матео Ковачича через атакующую зону полузащиты - 0,04 OVB. Так можно расчертить границы между явно атакующими полузащитниками, тяготеющими к обострению рядом со штрафной, готовыми давить в центральную зону, вскрывать ее как можно чаще – Харви Эллиот (многообещающий в этом плане) и Илкай Гюндоган (к нему уже все привыкли); креативными полузащитниками, которые любят применять обостряющие передачи из глубины куда больше, чем лезть к штрафной, но все же частенько рискуют – Кевин Де Брёйне (отнюдь не печально известный, как другой рыжеволосый топ-спортсмен) и Мартин Эдегор. И также очевидной третьей группой – это полузащитники, любящие контроль мяча и его надежное плавное продвижение, которые не часто выдвигаются к штрафной и не слишком часто изобретают резкие и креативные обостряющие пасы на фланг или за спины соперникам (Каземиро, Тиаго Алькантара, Юри Тилеманс и ... Джон Макгинн?)

Большинство игроков, которых мы сравниваем, в среднем делают 50-70 пасов за игру, у Макгинна их меньше на 32, но около 30% из этих пасов взрыхляют оборонительные линии противника, этот показатель превышает только Де Брёйне в этой категории полузащитников (31%). Что и делает Кевина стабильно топовым игроком – он рискует оправданно, много пасует и заигрывает партнеров, продумывает и выискивает варианты, где его потребность в красивых и крутых решениях поможет команде забить, а не просто останется в статистике для галочки. Треть пасов, многие из которых происходят неожиданно, заставляют всю линию обороны пятиться назад, оголять свободные зоны и лишать возможности соперника – в том числе – и на хорошую контр-атаку, ибо все построения и потенциальные открывания нарушаются. Один такой пас может организовать целый отрезок доминации «Сити».

Кстати говоря, раньше в этом списке был и Кристиан Эриксен, но травмы и измененная роль заметно снизили его эффективность – большая часть креатива упала на плечи Бруно и даже Каземиро. Что в свою очередь повысило усталость и количество фолов в обороне последнего. Все связано, но на этом отступления от темы постараюсь закончить.

Интересно то, что Ковачич и Энцо очень похожи, что необходимо было учитывать при покупке аргентинца за огромные деньги. Информация о переговорах Ковачича с «Ман-Сити» говорит о том, что боссы клуба (вряд ли пока сам Почеттино) сделали ставку на Фернандеса, как на менее травматичного, более молодого и стратегически важного игрока (никто же не забыл длиннющий контракт Энцо?).

Проанализируем тем же методом полузащиту «Челси» в этом сезоне:

Мейсон Маунт большую часть времени играл вне зоны центрального полузащитника, но время от времени вносил свой вклад и там (нижняя фиолетовая стрелка идет из глубины, но такие действия довольно редки для него). Маунт, Рубен Лофтус-Чик и Конор Галлахер были основными полузащитниками в середине сезона, но после «Чемпионата мира» почти не играли в таком сочетании. Лофтус-Чик играл зонально равномерно, хотя активной нацеленности на голевой пас у него не было, но такой универсализм чем-то похож на Жоржиньо, что отчасти говорит о прогрессе в понимании того, как двигать мяч, от не самого техничного англичанина. Галлахер тяготеет куда ближе к штрафной, но его футбол тоже слишком стерильный, но с очевидным намеком на атакующий потенциал – это попытки вскрывать штрафную с фланга (box entry). Безусловно, Конор не только играл атакующего полузащитника, но и работал ближе к центральному кругу, однако из всего описанного можно сделать простые выводы:

– Проблемы «Челси» именно на поле заключались в недостатке класса исполнителей и неправильных акцентах в игре;

– Все три полузащитника слабовато защищались, точнее делали это вынужденно, никак не регулируя защитные перестроения и не контролируя оборону, потому что в роли опорника в разные моменты могли оказаться разные люди, ни один из которых по функционалу на ведущего полузащитника не тянет, а для гармоничной смены позиций им не хватает разных навыков – одному техники, другому скорости, третьему умения из глубины начать атаку и видеть наиболее перспективные пути ее развития;

– Если вы не забыли, но «Челси» зачем-то взял Жоа Феликса – игрока с приставкой «неполноценный», которому нужно создавать условия. Но как их создать, когда вся атака перекошена, а моменты генерируются по принципу «у тебя сегодня прет, давай через твою зону играть». Центральному нападающему очень нужны attacking midfield & attacking long пасы, которые не зря отмечены красненьким. Но их никто из доступных на тот момент игроков просто не делал. А условные кроссы в штрафную, которые бы с превеликим удовольствием грузил бы Галлахер, делать бесполезно, потому что Феликс сюда не особо подходит. Скорее Влахович или Джеко, но не «тонкий» и физически слабоватый португалец.

Ковачич – самый конкретный и нацеленный игрок, из тех, что были. И его регулярная игра могла бы улучшить положение, помочь добрать очков, но картина все равно так себе. Как мы видим, их карты с Энцо почти одинаковы, зачем тогда нужен Фернандес? Неужели он так сильно лучше? Посылаем респекты Матео, ведь он всегда стремился быть полезным. Но между ними есть различия, которые оправдывают авансы по отношению к 5-ке «Челси» и позволяют делать на него ставку.

Например, Фернандес занимает 1-е место в «Премьер-лиге» среди полузащитников и уступает только Тренту Александеру-Арнольду по количеству попыток передачи с линии штрафной (14,5 на 90 минут, что на голову выше Ковачича). Его дополнительная ценность в том, как и на каком пространстве он находит одноклубников на поле – 5,9 метра среднее расстояние между партнерами по команде, на которых может последовать передача. В этом деле лучше только Кристиан Эриксен, но он уже на спаде, а данный товарищ еще даже не вошел в свой прайм по совокупности опыта и формы. Фернандес в топ-3 по всем метрикам, связанным с объемом работы и нахождением пространства для передачи. На графиках вы уже видели, что при этом Энцо любит обострять через центр, куда кроме него никто и не думал лезть, плюс любит использовать кроссы на другой фланг, причем как мягкие чуть из глубины, так и резкие по горизонтали, отлично попадая в темп атаки.

Продолжаю грузить вас наглядными циферками. В «Премьер-лиге» есть 60 игроков, которые отыграли более 600 минут и выполнили 87% своих пасов или больше (как у Фернандеса). Только Алексис Макаллистер и Нампалис Менди выполнили большую долю этих пасов, находясь "под давлением", чем 17% Фернандеса. Более того, при передаче под давлением процент выполнения пасов Фернандесом не отличается от его общего показателя, и эту особенность он разделяет только с Гюндоганом из того же списка.

Среди полузащитников любого уровня никто не имеет меньшей доли пасов назад от общего числа передач (5%), и только Рубен Невеш показал процент пасов назад ниже (1% против 2% Фернандеса) на половине поля соперника. Он также имеет перспективы научиться стабильно выполнять передачи за спину линии обороны с помощью сквозных передач, но для «Челси» выборка слишком мала, чтобы быть уверенным в том, что этот навык будет поставлен на поток и отработан до автоматизма.

В обороне Энцо прессингует достаточно много - 20,5 попыток на 90 минут , что с небольшими поправками позволяет ему занимать 1-е место среди полузащитников. Результативность команды в эпизодах, спровоцированных работой в прессинге от Энцо, как и от всех действий в обороне (включая 3,2 подбора за 90 минут – 4-е место у полузащитников) также входит в тройку лучших.

Все вместе взятое рисует привлекательную картину. Фернандес способен на сильный по скорости пас, обладает умением варьировать его дальность, исходя из ситуации, имеет хорошее виденье поля, чтобы двигаться между линиями. При этом, он эффективен в обороне, отлично давит на соперника, при этом не теряется под давлением сам.

Такими темпами 120 миллионов перестают казаться настолько дикими, не так ли?

Последним стабильным игроком, способным двигать мяч агрессивно и разносторонне, был Жоржиньо. За него заплатили 50 миллионов фунтов + бонусы. Времена изменились, теперь такие игроки стоят дороже. Но между ним и Энцо также есть явное отличие – итальяно-бразилец всегда был щуплым, уходил от борьбы, не был цепок в обороне, что прикрывали Канте и работяга Ковачич. Фернандес же был одним из лидеров Аргентины, команды, где если ты не мочишь соперника – ты не играешь. Он довольно коренастый тип, падает редко и не боится контакта. Это позволяет ему котироваться несколько выше, чем Жоржиньо – соответственно, стоить больше.

Фернандес много двигает мяч, но стиль его передач отличается. В атаке он позволяет себе больше дальних передач с обоих флангов, при это возле штрафной он не изобретает велосипед, а активно «мочит» центральную часть:

Из этой карты пасов довольно ясно, что Жоржиньо меньше форсировал игру, больше следил за перемещениями партнеров. Фернандес меньше думает, а активнее заряжает. Интенсивность поражает, учитывая что большинство пасов – это кроссы, причем в моменты, когда он освобождался от соперника в центре, выдвигаясь за центральный круг, стягивая на себя игроков противника. А не стянутся нельзя, потому что Энцо любит выдвигаться на более атакующие позиции и делать проникающие пасы в штрафную (это мы еще не получили партнеров, которые смогут угрожать на флангах)

Вот действия Жоржиньо и Энцо возле штрафной:

Заканчивая сравнение двух креативных игроков, стоит отметить схожесть их прихода в «Челси». Разумеется, с пометкой на временной отрезок. Летом, когда пришел Жоржиньо, была настоящая охота на универсальных полузащитников с хорошим пасом, способных варьировать темп и играть под давлением. Вместе с ним в Англию тогда приехали за примерно те же суммы Наби Кейта, Фред и Фабиньо. Бюджетники смогли урвать себе варианты поскромнее, но тоже усилились стилистически похожими игроками – Джефферсон Лерма, Жан Микаэль Сери, Андре-Франк Замбо Ангисса и Лукас Торрейра получили транш в размере 25-30 миллионов фунтов стерлингов.

Как вы видите, разница между стоимостью топов на своей позиции (с пометкой доступности, ибо Кросс стоил бы 100 уже тогда) всегда существовала – это норма. Помешал ряд факторов, который и раздул сумму трансфера. Если мы пришли к выводу, что 120 в целом за такого парня не то, чтобы криминал (или зачем я распинался столько знаков), то 80-90 миллионов вообще не вызвали никаких вопросов. С учетом инфляции, даже итоговая сумма только подтверждает тренды к наращиванию цен внутри футбольного бизнеса.

Помимо этого, мы могли увидеть, что Энцо плевать, где давать стабильность, но на данный момент, конечно, ему удобнее повышать скилл-сет на соперниках по чемпионату. Все же кубковые матчи – это больше про объем и надежность, что подтвердили оба матча против «Боруссии», где Фернандес стал 2-м среди всех игроков по объему прессинга. В первой игре на него упало слишком много задействований в розыгрыше мяча, однако он все равно выдал отличный матч там, где почти все обделались и почти начали звать маму.

Наиболее близким по качествам к Энцо Фернандесу футболистом, вероятно, можно назвать Марко Верратти. Сочетание таких умений как вскрытие линии защиты (да любого защитного блока из любых игроков перед тобой), объема передач разной сложности и длины, надежности и цепкости в обороне – это довольно редкое явление. Но здесь впервые будет дополнение не в пользу Энцо – дриблинг на данный момент является его явной слабостью, чего нельзя сказать про Марко. Возможно, в будущем будут попытки 1в1, но такие риски сейчас пресекаются почти любым тренером, поэтому футбол потерял индивидуальность. Аргентинец же индивидуальность терять не собирается, именно в ней и кроется его сила.

Нам остается лишь догадываться, сколько в 2023-м стоил бы Верратти. Сколько стоит Энцо и почему мы разобрались.

Очевидно, что такие игроки будут нужны почти всегда, а двигать мяч под давлением – это базовый код современного футбола. Посмотрим, кто из игроков на рынке этим летом сможет добраться до такой планки ожиданий.