9 мин.

Андрей Ватутин: «Был бы рад попробовать себя в футболе»

Президент баскетбольного ЦСКА Андрей Ватутин в интервью блогу «Лучшие футбольные практики» рассказывает, как чуть было не переметнулся в футбол, как 80 процентов российских менеджеров не хочет учиться и как его клуб избавлялся от кэша.

– Как случилось, что вы стали спортивным менеджером?

– Достаточно простая история для того времени, ведь мы говорим о том, что было более десяти лет назад. Как такового спортивного менеджмента в то время не существовало. Его не так много и сейчас, но сейчас можно хотя бы говорить, что есть такое направление работы – спортивный менеджмент. Можно говорить о том, что этому можно обучиться и научиться. Уровень обучения – это, наверное, предмет несколько другого рассказа, но тем не менее. В свое время я заканчивал факультет журналистики Московского государственного университета. Отец мой в свое время также много лет отдал газете «Труд», где возглавлял отдел спорта. Так что я рос в семье, где спорт был абсолютно не чужим понятием и термином. Я некоторое время проработал спортивным журналистом, и потом появилась возможность, если угодно, развить свои способности, потому что я вообще убежден, что и журналистика, и менеджмент – это искусство общения. Здесь площадка для работы – она фактически та же.

Достаточно много примеров, когда люди из журналистики приходили в смежные сферы. Первое, что приходит в голову – давайте вспомним Моуриньо. Начинал он вообще переводчиком, а сейчас тренирует «Реал», выигрывает какие-то европейские соревнования – не очень крупные, но и не очень маленькие. Я получил хорошее гуманитарное образование в МГУ, плюс, когда ты работаешь в журналистике, ты общаешься, ты получаешь какие-то контакты, ты рассматриваешь возможность применить это уже как-то по-другому, не только в сфере средств массовой информации. Вот так step by step, шаг за шагом и получилось: сначала пресс-служба, потом мы очень плотно работали с Сергеем Кущенко по «Урал-Грейту», а потом уже была Москва. Хотя я сам москвич, если кто-то думает, что я из Перми, то это не совсем так. Но, тем не менее, я считаю, что журналистика – это один из лучших трамплинов для менеджмента в целом, и для спортивного менеджмента в частности. Не могу никому советовать, но по своему опыту могу судить, что это неплохой путь. И я считаю, что пресса и менеджмент делают одно общее дело, поэтому почти никогда и не отказываю в интервью.

– Баскетбол – достаточно специфическая сфера. Вы стали спортивным менеджером. Как вы учились этой «простой химии»?

– Пусть это будет моим недостатком, но я не заканчивал ни университетов, ни курсов по спортивному менеджменту. По той простой причине, что тогда их просто не было. А сейчас уже поздно – я сам читаю лекции. Так что этот момент я, то ли счастливо, то ли несчастливо, проскочил. Учиться было негде. Как в 17 году: вчерашние комиссары начинали руководить заводами и министерствами. Осваивали правила по ходу. Сами понимаете, работаешь в России – это одна ситуация, работаешь на европейском рынке – там уже другие регламенты, по-другому надо строить общение. Но самое главное – это иметь желание что-то сделать, иметь команду людей, с которыми ты можешь это сделать, и, что очень важно, любить то дело, которым ты занимаешься. Но последнее, наверное, не только к спортивному менеджменту относится, это про все, что угодно можно сказать. Повторюсь, менеджмент – это общение. Ты создаешь продукт, потом ты хочешь его продать. Это идеальный вариант, когда ты продаешь зрелище, продаешь то, как играет твоя команда, на которую приходят посмотреть люди. Ты продаешь людям возможность получить, пускай это громко прозвучит, удовольствие или удовлетворение. Мы всегда говорили, что индустрия спорта – это, в первую очередь, составляющая индустрии развлечений.

– Руководствуясь какими принципами, вы подбираете людей в свою команду? Карнеги читаете?

– Карнеги не является настольной книгой менеджера Ватутина. В баскетболе не так много профессионалов, это в футболе разбираются все. Вот сейчас на улицу выйдете и спросите: «Пойдешь работать в футбольный клуб «Зенит»? Вам сразу ответят: «Конечно, пойду! Я сделаю лучше, я знаю, как нужно делать. Нужно поменять 3-4 игроков, еще кое-какие детали, и мы будем лучшими». В баскетболе с этим сложнее. К сожалению, эта игра пока, ну, наверное, нужно отдавать себе отчет, что никогда и не будет по-другому, значительно уступает по популярности футболу, и сыскать этих профессионалов, которые понимают в баскетболе и хотят работать, достаточно непросто. Но мы никогда не давали объявлений, может, за редким исключением. Все пришли или по знакомству, или эти люди уже работали в ЦСКА до нас. Не было какой-то формулы подбора людей. Ненужные отсеялись сами, они не смогли работать в том темпе, в котором мы работаем. Для всех людей, которые работают в ЦСКА, баскетбол это жизнь. Это не работа с 9 до 6. Я могу позвонить и в 12 ночи, и в час, и в два, мы можем обсудить какую-то проблему. Люди кайфуют от своей работы – вот один из ключевых критериев. Само собой мы понимаем, что человек должен разбираться в баскетболе, понимать его, хотя необязательно, чтобы он сам раньше играл. Он должен получать кайф, уметь держать удар и уметь работать в команде. Именно в команде, потому что единоличников система сама отвергает, они все равно уходят.

Были у нас случаи, когда люди просто присылали резюме, приходили на собеседование и оставались работать – девочка у нас, совершенно замечательная работает уже третий год. Специалистов баскетбольных на рынке крайне мало. Хотя менеджмент он вообще универсален, баскетбол, футбол, хоккей почти одинаковые вещи. Желающих много. Мне каждый день приходят просьбы от знакомых, дальних и близких, и даже от незнакомых людей просьбы устроить кого-то на работу. Приходится отказывать, потому что текучести кадров у нас практически нет. И это связано не с высокими зарплатами или другими социальными благами – зарплата здесь не больше, чем где-либо, у менеджеров нет персональных водителей. Как Остап Бендер говорил: недостатки есть в любой организации, но мы боремся с ними. Это жизнь, это нормально. Главное, получая этот кайф, не превращаться в овощ, который берут и переворачивают на солнечную сторону, потом на теневую. И еще очень важно, чтобы команда выигрывала. Когда команда выигрывает – менеджерам тоже полегче. Но это уже вопрос к тем, кто выходит на паркет.

– Чтобы почувствовать, подходит ли вам человек, спрашиваете: «А вот помните, как Саша Белов…»?

– Наверное, может быть, уборщица у нас не знает, кто такой Саша Белов, остальные все знают, все-таки он национальный герой. А может, и уборщица в курсе – приеду сегодня на работу, обязательно спрошу. А вообще этот вопрос химии. Подбор кадров, может, это пошловато прозвучит, но это, как выбор девушки или жены. Может все нравиться, и красивая, и умная. Но еще и какие-то химические ощущения должны быть. И плюс человек должен как-то проявить себя. Можно ошибиться, универсальных рецептов нет, но текучесть маленькая. И основные люди, с которыми мы с Сергеем Кущенко начинали этот проект еще восемь лет назад, ключевые люди, они продолжают работать. Они сделали определенную карьеру в рамках системы и продолжают работу. Наверное, к спорту не очень подходит формула, что нельзя больше пяти лет работать на одном месте. В спорте слишком много адреналина, мы же не трамваи водим по кругу. Здесь нет монотонности, есть постоянная гонка за результатом, постоянные стресс, драйв. Я поэтому лето достаточно тяжело переношу, когда нет игр. Занимаешься совсем другими делами, от которых тоже можно получать кайф – подписание игроков, бюджетирование, но это все-таки не совсем то. Пошли игры – Самара, «Динамо», Малага, Валенсия – уже все по-другому.

– Можно ли сказать, что в спортивном менеджменте оптимально работает японская система, когда человек всю жизнь работает и фактически принадлежит одной корпорации?

– Не корпорации, а спорту. Я, например, когда-нибудь, был бы рад попробовать свои силы в футболе. Такой вариант был, но по не зависящим от меня причинам тогда не сложилось. Это было бы интересно. ЦСКА – это бренд. «Зенит» – бренд, «Спартак», «Динамо» – бренды. Потом мы все-таки особи мужского пола, а «я работаю в ЦСКА или в «Зените»» – это по-мужски звучит. Все-таки процентов 80% мужчин, так или иначе, спортом интересуются, и самоутвердиться каждому хочется. Так что это такое настоящее дело.

– Можно ли научиться этой профессией за партой?

– Я немного по-другому отвечу. Могу сказать, что 90% студентов, которые слушают мои лекции, убеждены, что это все легко и просто. Поэтому первоочередная задача, моя и других ребят, которые читают лекции или проводят семинары, что все совсем не так, как представляется, когда читаешь газеты или смотришь телевизор. Что спортивный менеджмент – это очень глубокая, сложная, многослойная сфера. Это не то, что подписал игрока: «Давайте, ребята, идите играйте!» Это нужно собрать команду, это химия. Нужно собрать офис, чтобы тебя люди слушались, чтобы была одна идея. Всем кажется, махнул рукой и паззл сложился. Нужно объяснить, что это область деятельности агрессивно конкурентная. И цена любой ошибки менеджера – поражение команды. Автобус не пришел, билеты на самолет перепутали, не продали билеты, народ не пришел… Все это может стать причиной для того, чтобы команда проиграла. И работа менеджера не менее важна, чем работа главного тренера или выступление самих игроков. Эти ребята, которые хотят работать, должны понимать, что все не сводится к вручению медалей, грамот и совместному фотографированию. Как раз это случается с одной командой из десяти. А в Евролиге из 24-х. Остальное – пахота, а результата можно и не достичь. Но и это не повод вешаться.

– То есть учиться все равно придется в поле?

– Абсолютно верно. Есть какие-то учебники, пособия. Но ведь, знаете как, нельзя научиться играть в футбол по книге! Или в баскетбол по пособию, даже если автор у него Александр Гомельский. Все равно – вот он мяч, вот корзина или ворота – давай попади. Но на эту жесткую полевую работу нужно выходить подготовленным: знать язык, знать регламенты, немного разбираться в основах права, чуть-чуть в контрактах. Это как в бизнесе: все придумано до нас, нужно просто грамотно пользоваться инструментами, выходить и творить.

– С какими типовыми сложностями сталкивается спортивный менеджер?

– Если говорить обо мне лично, то иногда возникает ощущение, что, кроме меня и той команды, с которой мы работаем, это никому особенно не нужно. Баскетбол достаточно узкопопулярный вид спорта, и если тех людей, которые работают у нас в клубе – лучших людей, убрать, то вряд ли это можно сделать без потери результата. Они не фанатики, но фанаты. Нельзя быть слишком зацикленным, но важно, что для тех, кто работает с нами ЦСКА не пустой звук. Не могу сказать, что мы создали систему, которая сможет функционировать без нас. Наверное, это является нашим недостатком, но этот недостаток – продолжение наших достоинств. Что касается остальных, 80% российского менеджеров не хотят учиться. Они уже работают, и их устраивает тот уровень, на котором они находятся. Сейчас мне пришла в голову мысль: эти проблемы управленцев, похожи на проблемы молодых спортсменов, которые достигают определенного уровня, получают неплохой контракт и останавливаются в своем развитии. Люди получают кусок работы, кусок рынка – жизнь удалась, праздник состоялся.

– Существует ли специфика работы именно в России?

– Это работа совершенно поменялась за последние несколько лет. Когда мы начинали, это был дикий рынок. Сейчас все-таки много сделано для того, чтобы эта сфера деятельности была регламентирована. И это очень хорошо. Когда многие вещи прописаны – законами, уставами, как угодно – тебе очень трудно добиться чего-то неспортивными методами. Среда становится еще агрессивнее, еще более конкурентной, и побеждают действительно лучшие. Работать стало сколько тяжелей, столько и комфортнее. Мы работаем не как раньше – с кошельком в руках, а с кошельком в одной и законами, регламентами в другой. Хотелось бы, чтобы кошелька вообще не было, а была кредитная карта. У нас в ЦСКА уже нала, кэша, никакого нет, но мы же говорим о менеджменте в целом. Хороший российский спортивный менеджер должен выглядеть так – в одной руке хороший портфель, в котором лежит карточка, на которой клубный бюджет, и свод правил и регламентов. Хороший костюм и часы, потому что нужно торопиться, чтобы конкуренты не обошли.