14 мин.

Дмитрий Губерниев. Эволюция ценностей

Наши культурологические исследования в мире спорта продолжаются, и сегодняшний объект исследования - телекомментатор и шоумен Дмитрий Губерниев. Давайте отбросим влияние политики и экономики, то есть не будем размышлять о деловых качествах этого человека, его взаимоотношениях с властной элитой и т.д. Здесь и сейчас подумаем о том, какие ценности, нормы влияют на него, а через него и на нас. Еще одна интересная задача, которую ставит перед собой исследование - понять, почему именно Дмитрий Губерниев в различные моменты времени становится посредником между нами и субкультурами, желающими через спорт и шоу-бизнес изменить наши культурные ориентиры.

Дмитрий Губерниев

80-е и 90-е годы. Формирование личности.

Важные цитаты

О семье, деньгах и маме: "Я вырос в простой рабочей семье: отец — стекловар, мама — фармацевт. Поэтому цену деньгам знаю. А в тот год, когда пришел на телевидение, было особенно непросто — родители разводились. Маме по состоянию здоровья пришлось вообще уйти с работы. Но со временем все наладилось. Уже давно она «работает» просто мамой Димы Губерниева".

Об отношении к спортивной карьере гребца: «Мне прямо так и заявили: парень, Олимпиаду за тебя выиграют другие. Несколько лет после этого не мог даже по телевизору смотреть Олимпийские игры — сердце от тоски щемило… Чтобы чем-то себя занять, ушел с головой в учебу. Однокурсники подкалывали: «Губерниев, и куда ты теперь?» Я отвечал: «Либо в кино буду сниматься, либо устроюсь на ТВ». Все на это только у виска пальцем крутили».

Скрытность и семейные ценности

Итак, что мы знаем о молодости, дальнейшей личной и семейной жизни Дмитрия и о том, какие влияния были на него оказаны в этой связи? Здесь очень много неизвестных, поскольку Дмитрий на удивление скрытен в отношении личной жизни. В интернете удалось найти только кусок печатного интервью для "Семейной газеты", озаглавленного "Хочу двух дочек". Хотелось бы дочитать это интервью до конца, жаль нет такой возможности. В других же интервью перед нами предстают довольно скупые комментарии наподобие цитаты, указанной выше (про работу "мамой Димы Губерниева") и голые биографические факты: мол, был женат на Ольге Богословской, имеет от нее сына 2002 г.р. Любовь к сыну и уважение к маме и желание ее обеспечить - вполне естественные ценности, присущие, наверное, подавляющему большинству жителей планеты Земля, но как нам догадаться о там, какой он был тогда, что в нем уже тогда было уникального?

Нет, есть, конечно, и более подробные истории о том, что Дмитрий сохранил хорошие отношения с бывшей супругой и ее нынешним мужем, занимается по мере возможности воспитанием сына и даже мечатет, чтобы он был оперным певцом; а также совершенно дикая и покрытая тайной история новой любви: «В сентябре поехал я покупать машину. Вижу, стоит на платформе моя школьная любовь Ленка Путинцева. Мне было 10 лет, когда я в нее втюрился, но подойти не решался. И вот, не прошло и 30 лет… Смотрю на нее и понимаю, что она мне нравится всю мою жизнь. Ну, думаю, надо брать! А она, хоть и знала, что я на телевидении работаю и вообще хороший парень, но что я ТАКОЙ классный, конечно, не догадывалась. Словом, сейчас у нас все просто замечательно». 

Говорят ли все эти сюжеты о чем-то существенном? Без дополнительных фактов - нет.

Склонность к ностальгии

Хорошо, анализируя влияние семьи можно сказать лишь о том, что Дмитрий вырос скрытным и оберегает свою личную жизнь от нас. Из этого никаких особенных выводов не сделаешь. Но кроме семьи на Губерниева влияла и окружающая действительность, а тут фактов для анализа побольше. 

Задумаемся о том, откуда в комментаторе любовь к тяжелой музыке? Это несложно понять, посчитав - на какой период пришлись его школьные годы. Конец 80-х в СССР был ознаменован бурным развитием субкультуры "хард энд хеви". Удивительным образом в своих музыкальных пристрастиях Дмитрий сохранил в себе не только дань уважения к увлечению молодости, а самую настоящую страсть и любовь к музыке, давно вышедшей из моды! Мимо молодого Дмитрия прошли и гранж, и альтернативный рок середины нулевых, и русский рок, и еще много-много всего интересного. Ностальгия по славным беззаботным годам молодости, которая живет в каждом из нас - это не просто ярковыраженная черта характера Дмитрия Губернива - это осознанный выбор. Но если любимая с детства музыка и неожиданно возрожденная страсть к однокласснице спустя 30 лет - это всего лишь милые безобидные черты, то ценности, пропагандируемые в профессиональной деятельности комментатора - совсем другое дело. А что запомнил из детства Дмитрий, если говорить о спорте?

На 80-е годы пришелся самый пик советской субкультуры спортсменов, которую мы разбирали вот в этой статье. Той самой субкультуры, частью которой был Дмитрий с 10 лет, с момента, когда стал заниматься греблей. То есть с 1984 года. А какие ценности прививала эта субкультура? Если обобщать - спортсмены являлись лишь инструментом геополитической борьбы, ценились такие качества, как стремление только к высшему результату, общественные цели - превыше личных и т.п. 

На мой взгляд, именно ностальгия и желание держаться за ценности, привитые с детства, до сих пор заставляют Дмитрия Губерниева пропагандировать в своих репортажах идеалы ушедшей эпохи. Действительно, журналист многократно в своих эфирах показывал, что может, но не хочет понять спортсменов, радующихся малому. Свежим примером, от начала января 2013 года, является обращенная к Ольге Зайцевой тирада, мол, подумай - стоит ли тебе радоваться попаданию в десятку и отставанию в полторы минуты от лучшего хода дня. 

Давайте поймем Дмитрия, обычного советского гребца, мечтавшего о золотой олимпийской медали в той, советской парадигме сознания.

Многие болельщики обвиняют Дмитрия Губерниева в непрофессионализме, "ура-патриотизме" и даже политической ангажированности. А давайте просто посмотрим фактам в лицо: такая черта, как ностальгия-рефлексия, не плохая и не хорошая сама по себе, вполне может объяснить этот феномен, и именно с культурной точки зрения. Давайте поймем Дмитрия, обычного советского гребца, мечтавшего о золотой олимпийской медали в той, советской парадигме сознания. Максимум, в чем можно здесь обвинить комментатора - в нежелании принимать новые ценности, продиктованные новой эпохой. А что в этом может быть плохого, если старые, на вкус Дмитрия, были лучше? А на вкус и цвет, как говорится...

губерниев2

"Нулевые". Карьера и профессиональная самореализация

Важные цитаты

О соотношении шоу и спорта, лени и профессионализма (конец 2009 года):

- Дима, кого в вас больше - шоумена или спортивного комментатора?

- Второго, конечно. Потому что базис - он один. Он - спортивный. Интересно, конечно, комментировать шоу. Но жить этим я не собираюсь.

- Откуда у вас столько энергии?

- Я просто очень люблю то, чем занимаюсь. Потому что мне кажется, когда человек ходит на работу без настроения - это всегда плохо. Как раз сегодня, проснувшись в 12 часов дня, подумал: как хорошо, что я работаю. Ведь я по природе очень ленивый человек. А любимая работа мне позволят выспаться, собраться и хорошо провести время на телеканале, общаясь с интересными людьми на любимые темы, да ещё за это и зарплату получить.

- А когда поняли, что комментировать спорт - это ваше?

- Самые профессиональные люди на телевидении - спортивные комментаторы. Потому что любого человека, который в прямом эфире способен говорить на протяжении нескольких часов, можно разбудить ночью и попросить что-нибудь прокомментировать. Уверен: я, как и другие спортивные комментаторы, смогу это сделать.

О вольностях в эфире

"Я на самом деле считаю себя человеком, обладающим неким чувством юмора. И склонен полагать, что большинство зрителей улавливает тонкую иронию."

"Зрителям должно быть весело – это же спорт! Это одна из немногих вещей, которые заставляют нас плакать, смеяться и переживать сильнейшие эмоции."

"Я не претендую на роль учителя, но мне кажется, что есть возможность попытаться нам всем вместе повлиять на ситуацию." (о поведении болельщиков)

Об отношении к биатлону: "Честно сказать, – да не обидятся на меня поклонники биатлона – мне лыжи нравятся чуть больше. К моему большому сожалению, сейчас их удается комментировать лишь изредка. Может, это мое детское восприятие. Или, как еще бывает, – есть женщина, которую ты любишь, а есть та, которая просто нравится. Биатлон – пожалуй, второй случай. Хотя сейчас у меня все-таки две любви – лыжи и биатлон. Но то зимой, летом люблю плавание и греблю. Эта любвеобильность мне даже нравится. Я очень скучаю по комментариям именно лыжных гонок, потому что это истоки. Ведь изначально биатлонисты встали на лыжи, а потом взяли в руки винтовки – иначе они были бы стрелками."

Об эталонах собственных репортажей: "По большому счету самые сильные мои комментаторские впечатления не связаны с биатлоном. Это победа четверки парной в Афинах, Максима Опалева и Ларисы Ильченко в Пекине. Эти виктории заставили меня плакать. Это был крик души, а не комментарий, причем абсолютно искренний. Что касается биатлона, я счастлив, что был причастен как комментатор к победе нашей мужской сборной на чемпионате мира в Антхольце. За этот комментарий я получил ТЭФИ. Хотя эту награду в первую очередь выиграли наша эстафетная четверка, и ребята это знают. А вообще я уверен, что главные запоминающиеся моменты в биатлоне у меня еще впереди."

Отношение к профессионализму

В начале 90-х Дмитрий Губерниев или потерял мечту спортсмена или, скорее, разочаровался в себе как спортсмене, ведь можно было попробовать готовиться к Олимпиаде 2000 года, когда Дмитрию обрубили возможности участия в "Атланте-96" из-за болезни.

Пересмотр ценностей и приоритетов был произведен на удивление быстро, причем в сторону творческой профессии. Кем мог стать бывший спортсмен в 95-м году? На ум приходит множество возможностей: от телохранителя до предпринимателя. Есть уверенность, что подобные возможности Дмитрий не рассматривал даже близко, хотя деньги в тот период играли довольно большую роль и занимали в менталитете россиян существенное место. Скорее всего свой профессиональный тип личности он еще с юности воспитывал ближе к "артистическому", чем к "предпринимательскому" или каким-то другим. Влияла на такой выбор и страсть к тяжелому року, где любой артист на сцене проявляет себя в полной красе - от барабанщика до вокалиста.  

Недаром в вузе Губерниев отшучивался, что после завершения учебы пойдет сниматься в кино или на телевидение. Дмитрий чувствовал, что, имея спортивный багаж и склонность к лицедейству, максимально быстро и эффективно он сможет реализоваться именно в спортивных визуальных масс-медиа. 

Сначала Губерниев перебивался чтением чужих текстов с 97 до начала нулевых (спортивных новостей по ТВ-Ц и футбольных обзоров на Евроспорте), затем в 2000-м году Василий Кикнадзе увел своего сотрудника в новую команду - в холдинг ВГТРК, где мечты Дмитрия о собственном шоу и его главной роли реализовались после открытия канала "Спорт" в 2003 году.

Давайте подытожим этот период. В середине 90-х Дмитрий выбрал не профессию журналиста, он выбрал профессию артиста, шоумена. Соответственно, такие базовые ценности журналистики, как объективность и независимость, часто Дмитрием оказываются подзабыты, заменены на субъективность и зависимость от чужих мнений. Тем, кто склонен обвинять комментатора в непрофессионализме, я предлагаю смириться с тем, что он сам видит свою профессию иначе. Кстати, Дмитрий не раз демонстрировал, что может заниматься и независимыми расследованиями, находить объективные факты и делать интересные с точки зрения журналистики и профессионального спорта выводы. В нулевые годы ему было просто неинтересно этим заниматься, его амплуа, его видение жанра - другие. 

В середине 90-х Дмитрий выбрал не профессию журналиста, он выбрал профессию артиста, шоумена.

Надо особенно подчеркнуть, что Дмитрий остается трезвомыслящим человеком, понимая, что пока не создал свой бренд шоумена и целиком и полностью зависим от спорта, который ему, кстати, все еще очень нравится и доставляет сильные эмоции. Кроме того, ностальгия по спортивному прошлому и благодарность Кикнадзе за счастливые 00-е вряд ли способствуют конвертации Губерниева в деятеля шоу-бизнеса.

Дмитрий Губерниев

Отношение к шоу

Так, мы выяснили, как Дмитрий Губерниев относится к своей профессии, но почему он стал так востребован в жанре шоумена-комментатора, и как он в этом образе эволюционирует?

Цитаты в начале раздела показывают, что за 9 лет комментирования Дмитрий так и не смог сильно полюбить тот вид спорта, который сделал его национальной звездой, который принес ему премию ТЭФИ, речь идет о биатлоне. Самые любимые его профессиональные впечатления - от эпизодических "олимпийских" репортажей с гребли и плавания. 

О чем все это говорит нам? О том, что ему в общем-то не важно, из чего делать шоу, главное - чтобы была для этого благодатная почва. Самые удачные репортажи Дмитрия были бы успешны и вообще без комментариев, просто в силу того, что наши спортсмены в борьбе достигали максимального результата. Завязка, интрига, развитие и развязка содержались в самих событиях. В чем же состояла роль Дмитрия Губерниева, за что ему дали ТЭФИ, за что его ценят и любят на фередальном канале, почему его приглашали комментировать Евровидение и околоспортивные шоу? Ответ прост: Дмитрий - идеальный комментатор в том случае, если надо преумножить значимость момента, донести его до каждого телезрителя, объединив нацию вокруг какого-то значимого для страны события. 

Мой личный итог этих размышлений таков: Дмитрий - идеальный ведущий федеральных спортивных и околоспортивных шоу, желательно - нерегулярных, чтобы эмоциональность на промежуток времени не зашкаливала, желательно - шоу с гарантированным позитивным настроем и итогом. Например, практически невозможно представить лучшего комментатора "Рождественской шоу-гонки" в Германии, коммерческого старта, где вне зависимости от результата зрители получают удовольствие. Просто от атмосферы праздника, созданного организаторами.

Дмитрий - идеальный ведущий федеральных спортивных и околоспортивных шоу, желательно - нерегулярных, чтобы эмоциональность на промежуток времени не зашкаливала, желательно - шоу с гарантированным позитивным настроем и итогом.

Почему же так сложилось, что Дмитрий стал востребован в регулярных трансляциях с кубка мира по биатлону с 2004 года и до сих пор? Не будем вдаваться в политические интриги, желание отдельных социальных групп раздуть биатлон до национального вида спорта, давайте просто поразмышляем - почему всё срослось. 

Очень большую роль в этом феномене, на мой взгляд, сыграли два аспекта:

1. Первые годы комментатор получал удовольствие от своего познания, от того, что была возможность делиться радостью от приобретенных знаний, фактов. Эта общечеловеческая черта помогала Дмитрию избегать своих негативных эмоций от пребывания на не самом лучшем (в своем понимании) месте.

2. Все эти годы, вплоть до начала 10-х, результаты были не просто приемлемыми. В каждой гонке российские спортсмены боролись за золотые награды, причем и мужчины, и женщины. Из хороших ожиданий Дмитрию легко было делать шоу. Ему не приходилось работать над своей любовью к биатлону, ему можно было просто любить результат и вместе со зрителем надеяться на гегемонию российских спортсменов.

Таким образом, даже кубковые старты до поры до времени смогли быть "коньком" Дмитрия Губерниева, предоставляли ему возможность для демонстрации своих лучших качеств. А он, в свою очередь, оказал огромную услугу биатлону России, сделав его интересным многосерийным сериалом для всех слоев населения - от студентов до домохозяек.

10-е годы. Проблемы и перспективы

Благодаря личным ценностям и нормам, которые совпали с общероссийскими тенденциями (например, ностальгией), Дмиитрий Губерниев в "нулевые" занял свое место и в спорте, и в шоу-бизнесе России. Более того, его поведение во многом предвосхитило мировой тренд. Когда Дмитрий выбрал карьеру шоумена в спорте, никто еще не знал об Усэйне Болте, спортсмены не снимались повально в рекламе, футболисты не пользовались гелем для волос, а Аршавин не уехал спасаться в Англию от унылой российской действительности.

Из низких результатов биатлонной сборной в последопинговый период ему стало очень тяжело делать шоу

Остается только подумать, что угрожает позициям Дмитрия, что может заставить его дальше работать над собой, совершенствовать систему ценностей. Как и под давлением чего она может измениться?

На рубеже десятилетий у Губерниева случился довольно сложный период, причем как в своей вотчине - биатлоне, так и в масштабах, далеко выходящих за пределы кругов любителей спорта. Во-первых, биатлонная сборная перестала давать результат, во-вторых - в эфир попал разговор комментатора с редактором трансляции во время "неродной" трансляции с футбольного матча, где Дмитрий нелицеприятно отозвался о вратаре сборой России и Зенита - Вячеславе Малафееве. 

Эти два сюжета продемонстрировали нам другого Губерниева. Из низких результатов биатлонной сборной в последопинговый период ему стало очень тяжело делать шоу, просто-напросто скучно разбираться в мотивах людей, претендующих максимум на 20ку сильнейших. Как назло, тут еще и единственная медийная звезда и помощница Губерниева, бывший лидер женской сборной Светлана Слепцова покидает команду. 

Неожиданно для многих и в биатлонных репортажах, и в публичной перепалке с Малафеевым мы видим, каким становится шоумен, когда ему мешают делать шоу: злым, занудным, озадаченным и озабоченным, бездумным.

Вряд ли Дмитрий Губерниев искренне выступает против команды Прохорова, против работы Вольфганга Пихлера, не знаем мы его позицию и по поводу допинга. Скорее всего, он злится на те факторы, которые мешают ему делать, что он умеет - праздник из праздника. 

В моменты жизни, когда радоваться нечему, а ситуацию не обернуть в шутку, такие ценности, как объективность, стремление к позитиву, благородство, великодушие, желание передать радостные эмоции отступают на второй план. А на первый выходят уже увиденные нами в Дмитрие рефлексия и борьба с собой, желание учить, воспитывать, давить на тренеров и спортсменов за счет общественного мнения.

Показав зрителям такую свою сторону, продемонстрировав эгоизм и лицемерие, Дмитрий Губерниев поставил себя в сложное положение. Доверим ли ему мы, болельщики, журналисты и руководство продолжать транслировать и преумножать эмоции спортсменов для нас, сумеет ли комментатор проделать работу над собой, оторваться наконец-то от юношеских идеалов и вступить во взрослую жизнь, где нужно уметь уживаться с трудностями, рутиной и другими сильными, но сложными людьми? Во многом эти вопросы относятся и к культуре России в целом.

Ответы на эти вопросы нам даст только время. На мой взгляд, настоящая профессиональная жизнь Дмитрия Губерниева сейчас только начинается, и культурные тренды, которые вынесли его наверх в "нулевые", могут смениться настолько радикально, что уже не совпадут с его восприятием мира, сделав его вечным оппозиционером-маргиналом наподобие Ксении Собчак или даже того же Александра Тихонова.