3 мин.

Илья Сакмаров: «Скорее всего, культура - это не то, что вы думаете»

Руководитель инициативной группы "Новая культура" Илья Сакмаров рассказал о планах изменить общественное мнение по поводу понятия культуры. Следить за новостями проекта вы можете на сайте NewCulture.ru

- В российском обществе сложилось очень странное представление о культуре. В любой отрасли жизни и деятельности человека существуют и постоянно образуются новые ценности (нормы, идеалы), которые и являются его культурой. В нашей же стране, где вмешательство государства в понятийные аппараты людей вот уже почти сто лет крайне сильно, "культура" воспринимается большинством крайне узко. Чаще всего - как совокупность социальных норм и определенных социальных институтов, которые объединены в "сферу культуры".

С тем, что культура включает в себя непрописанные нормы, можно легко согласится, но вызывает много вопросов так называемая "сфера культуры". Чаще всего она представляется людям как совокупность организаций, которые занимаются сохранением и приумножением каких-либо объектов, которые называют объектами культуры (культурного наследия). Музеи, библиотеки и театры, оркестры и концертные площадки, галереи и архитектурные ансамбли - все эти феномены зарезервировали за собой право считаться частью культуры. 

Подобная монополия, с одной стороны, позволяет осуществлять постоянный перевод определенных ценностей в разряд традиционных. Например, художник, который выставляется в "Эрмитаже", или музыка, которая звучит в "Филармонии", автоматически наделяются высокой степенью значимости, подаются как примеры, которые помогут человеку адаптироваться в "хаосе жизни в России" с высокой степенью вероятности и на более длительное время. С другой стороны, общепринятые представления о том, что должно входить в "сферу культуры", мешают обретать легитимный статус субкультурам, которые, вполне возможно, выполняют функцию адаптации человека к современным реалиям гораздо эффективнее. В результате общество, которое поддерживает из года в год один и тот же набор субкультур, получает недружелюбные ценностные системы и ненужную борьбу. Например, геймеры приравниваются чуть ли ни к наркоманам, а юмористы и неакадемические музыканты вытесняются в "сферу досуга и развлечений". Это создает ненужные табу и проводит зачастую необоснованные границы.

Особенно обидно за сильные корпоративные культуры, которые в США, например, на протяжении всей истории страны выступали в качестве главных поставщиков общенациональных ценностей. Так, мобильность населения - это заслуга корпоративной культуры Генри Форда, стремление к быстрому, выгодному и качественному потреблению - заслуга первых супермаркетов, доступное жилье - заслуга корпоративных культур финансовых институтов, которые открыты для прозрачного сотрудничества. На этих примерах мы наблюдаем, как первопричиной тех или иных культурных явлений становилось рождение новых ценностей, которые затем были переведены обществом в разряд традиционных при помощи экономики, а не благодаря ей. Вообще, отношение к культуре, как к главенствующей над экономикой сфере, прослеживается не только на Западе, но и на Востоке. Культура пожизненного найма в Японии не обусловлена экономической выгодой, а культура заботы о пожилых людях своей семьи в Китае вообще самым непосредственным образом влияет на структуру экономики, позволяя государству экономить на пенсионных выплатах.

Одной из главных задач фонда "Новая культура" будет постоянная пропаганда самого широкого представления о культуре как о совокупности равноправных ценностных систем вне зависимости от их "места обитания" и происхождения - будь то некоммерческая или коммерческая сфера, молодежная, профессиональная, религиозная или иная среда. Каждая из сложившихся субкультур должна так или иначе тестироваться на способность эффективно выполнять функцию адаптации тех или иных людей и социальных групп к изменяющимся условиям. Наиболее эффективные субкультуры и ценности должны поддерживаться. 

На наш взгляд, именно такое отношение к культурной динамике, а не противопоставление одних субкультур другим и антагонистические настроения, которые мы часто наблюдаем со стороны тех или иных социальных групп и организаций, поможет России и ее регионам приобрести собственное лицо, а ее жителям - более отчетливо ощущать собственные эволюционные преимущества и развиваться.