17 мин.

Современные технологии делают НБА лучшей спортивной лигой в мире

В 2014 году «Клипперс» только привыкали к статусу хорошей баскетбольной команды. После трех десятилетий невнятной игры — и всего четырех сезонов с выходом в плей-офф — они наконец нашли тот волшебный микс таланта и игровых связей, которые позволили им стать командой чемпионского уровня. Но затем последовала еще одна проблема: издание TMZ опубликовало запись, на которой владелец команды, Дональд Стерлинг, позволил себе расистские высказывания. 

Разразился скандал. По лиге ходили слухи, что Стерлинга заставят продать команду. Баскетбол в Лос-Анджелесе всегда ассоциировался со знаменитостями, и список потенциальных покупателей был длинным: Билли Кристал, Опра Уинфри, даже Флойд Мейвезер проявлял интерес. 

А затем, в мае, за два миллиарда долларов команду купил глава Майкрософт Стив Балмер. 

Спортивный деловой мир встретил эту новость с чем-то между недоумением и шоком. Это был второй самый большой ценник за всю историю за спортивную франшизу Северной Америки (рекорд принадлежит бейсбольной команде Лос-Анджелес Доджерс, которую купили в 2012 году за 2,15 миллиарда долларов). Это было в четыре раза дороже предыдущей рекордной цены за команду НБА, который был установлен всего несколько месяцев назад, когда команду Милуоки Бакс продали за смешные 550 миллионов долларов. 

Балмер знал, что делает. Он — «баскетбольный наркоман» со стажем. «Я никогда не был хорошим игроком, – говорит Балмер, – Но я набирал статистику для своего университета, забирая подборы и раздавая передачи. Мне нравилось играть». 

Он думал о покупке баскетбольной франшизы уже несколько лет, обращая внимание то на «Детройт», то на «Сакраменто», то на «Милуоки». «Я знал, что предлагаю большую цену, больше второго покупателя где-то на 10 процентов, – говорит он про «Клипперс». – Но это того стоило». 

Когда Стив Балмер покупал Клипперс, он не смотрел на то, сколько команда стоит на момент покупки. Он смотрел на то, сколько она будет стоить. Такой тип мышления обязателен для руководителя компании технологического сектора. Сейчас с трудом верится, что, например, Убер, который сейчас оценивается в 51 миллиард долларов, столько же стоил в момент, когда его оценивали акционеры и инвесторы. Однако в мире спорта такой тип мышления встречается довольно редко. По крайней мере, так было раньше. Новое же поколение владельцев (типа Балмера), которые свое состояние сделали в технологиях и венчурном капитале, привыкли быть вовлеченным в свои инвестиции. Они хотят не просто привести команду к трофеям. Они хотят построить успешный бизнес. Более того, владельцы, пришедшие из технологического сектора, сейчас делают НБА наиболее передовой лигой Северной Америки.

Другие лиги борются с возрастом болельщиков и ограничениями телевизионных прав. У НБА самая молодая аудитория среди американских лиг, а ее контент стремительными потоками несется по интернету. В то время как остальные лиги пытаются создать искусственный интерес к своим матчам, в НБА есть все технологии, включая социальные сети, которые естественным образом позволяют создавать большой международный интерес. Если и дальше лига пойдет по этому пути, то Стеф Карри, трехочковый монстр из «Голден Стейт», станет не просто послом Америки в баскетболе. Он станет самой большой звездой в самой большой лиге на планете. 

Конечно, не все думали, что Балмер сошел с ума, выписывая такой большой чек.

Владелец «Далласа» Марк Кьюбан, первый из владельцев команд НБА, который сколотил большую часть своего состояния в эпоху доткомов, заявил, что это «была выгодная покупка». Когда Кьюбан купил замученный Даллас в 2000 году за 285 миллионов долларов, он подал пример другим технологическим лидерам. Однако лига всегда была открыта для новых технологий, но никогда не применяла их в повседневной практике. 

Ситуацию изменил Адам Сильвер. Сейчас он комиссионер НБА, а в 2000 году он занимал должность президента продюсерского отдела лиги — NBA Entertainment. Сильвер хотел, чтобы Кьюбан принял участие в технологическом саммите, который соединил бы людей из лиги с зарождающимся и перспективным технологическим сектором. Список компаний, которые приняли участие в том мероприятии, похож на некролог первому Интернет-буму: Red Herring, Scient, UrbanMagic, Quokka Sports, Gateway. Но саммит состоялся, дав начало новой традиции Всезвездных Уикендов. 

Спустя 15 лет после того, как Кьюбан вошел в лигу, «Маверикс» превратились из одной из худших франшиз НБА в топ-команду, которая завоевала свой первый титул в 2011 году. «Я инвестировал в бесчисленное множество компаний, чтобы улучшить игру Мэвс, – говорит Кьюбан. – Это Synergy Sports, аналитическая интернет-платформа; Catapult, австралийская компания, которая производит устройства захвата движения, Axon Sports, когнитивный тренировочный инструмент. «Я старюсь применить все свое влияние в технологическом мире, чтобы получить любое возможное преимущество». 

Общая картина владельцев команд НБА в последнее время изменилась. В наши дни почти половиной команд лиги владеют бизнесмены, у которых есть опыт работы в новых технологиях и инвестиционном менеджменте. Вивек Ранадиве, основатель Tibco, владеет «Сакраменто Кингс». Дэн Гилберт, владелец Rock Ventures, руководит «Кливленд Кавальерс». Совладелец «Голден Стейт» Джо Лейкоб почти 20 лет провел в Кремниевой Долине в составе знаменитой инвестиционной фирмы Kleiner Perkins Caufield & Byers, контролируя инвестиционные потоки в компании типа Autotrader.com или Sportsline. Но у него есть и другая цель: «Я хотел владеть спортивной франшизой еще до того, как хотел работать в области информационных технологий», – говорит Лейкоб. 

В наши дни опыт работы в KPCB почти равнозначен опыту руководства самой популярной франшизой лиги. «Если ты занимаешься венчурными инвестированием и решил вложиться в то, о чем говорят уже все, значит уже слишком поздно, — говорит Лейкоб. – Мои лучшие инвестиции были в компании, о которых говорили, что у них не будущего. Поэтому сейчас с «Уорриорз» я хочу попробовать каждую технологию, которая есть на рынке, если мы посчитаем, что она будет полезной».  Все эти владельцы постоянно общаются между собой. Но они говорят друг с другом не о том, что происходит на площадке. Они постоянно в контакте друг с другом по тому, как сделать их бизнес лучше и как дотянуться до фанатов. «Конечно, я обсуждаю разные вопросы с Марком Кьюбаном, Вивеком Ранадиве, с Дэном Гилбертом в Кливленде, с Джо Лейкобом, — говорит Балмер. – Я пока новичок в этой сфере, поэтому я по большей части слушаю и учусь. Потому что приходящая волна рано или поздно раскачает все лодки». 

Балмер делает ставку на эту волну. Он надеялся не только на рост стоимости самой команды, он также чувствовал, что может намного увеличить этот рост, принеся во франшизу новые технологии — особенно что касается показа игр команды. Возьмите контракт «Клипперс» с местным ТВ, который заканчивается в этом сезоне. «Клипперс» уже давно ведут переговоры с Fox Sports, которые по старому контракту платят каждой команде примерно по 25 миллионов долларов за права трансляции. Недавно «Клипперс» отказались от суммы в 60 миллионов в год и собираются показывать игры через стриминговые сервисы. 

Балмер сказал, что лига поддерживает его стремление к экспериментам. В отличие от НБА, Национальная Футбольная Лига (NFL), 13-миллардный гигант, который полностью доминирует на американском спортивном рынке, не может позволить экспериментировать. «Они в хорошей форме, но из-за того, что всё сильно завязано на местном телевидении, они обязаны думать о тестах и экспериментах по-другому.

Бейсбол тоже часто показывают по местному телевидению, но большинство бейсбольных болельщиков старше 55. Это аудитория, с которой не особо-то и поэкспериментируешь» — говорит Балмер. А вот аудитория, с который хочется экспериментировать, это люди, которые не хотят иметь дело с кабелями. Они хотят смотреть вайны, фотографии в Инстаграме, читать посты в Фейсбуке или Твиттере. Они смотрят хайлайты и лучшие моменты на своих гаджетах и реагируют на них в реальном времени. 

Возьмем для примера одну из самых популярных и захватывающих игр прошлого сезона — «Голден Стейт» против «Оклахома-Сити». Ее показывали воскресным вечером по каналу ABC, и эта игра показала самый высокий рейтинг для игры регулярного чемпионата за три года (если не брать рождественские игры). Игра была очень напряженной, в основное время команды победителя не выявили, был овертайм, в конце которого Стеф Карри забросил сумасшедший трехочковый бросок, в результате чего Уорриорз выиграли матч. 

Этот момент взорвал социальные сети. На фейсбуке видео с этим броском просмотрели более 60 миллионов раз, а в Твиттере простые болельщики, и звезды НБА пустились во все тяжкие:  

«Первое, что делают игроки после того, как заходят в раздевалку перед тем, как пойти в душ — они берут в руки свои телефоны и открывают социальные сети, чтобы посмотреть, как отреагировала публика на сегодняшнюю игру» — говорит исполнительный директор Твиттера Адам Бэйн.  

Спорт и социальные сети идеальны сочетаются друг с другом, объединяя огромную аудиторию с помощью новейших коммуникационных технологий — и ни одна североамериканская спортивная лига не может сравниться с НБА по социальной вовлеченности. Зимой 2016 года лига официально заявила, что в социальных сетях у лиги, команд и отдельных игроков уже суммарно больше миллиарда подписчиков. Если считать только официальные аккаунты лиги, у НБА сейчас 66 миллионов подписчиков, почти вдвое больше, чем у NFL. У Бейсбольной лиги (MLB) всего 15. У НХЛ — 11 миллионов, вдвое меньше, чем у одного Стефа Карри.  

Это не случайность. «Баскетбол как вид спорта намного ближе, чем эти три вида спорта, — говорит Дэн Гилберт, владелец Кэвс. – Это единственный популярный в Америке спорт, где игроки не носят шлем или бейсболку. Закрытое лицо — это большое препятствие для запоминания и узнавания лица конкретного человека. Чем ближе ты чувствуешь игроков, тем больше ты хочешь расширить эту связь».

Сложно не почувствовать эту связь, особенно когда баскетбол стирает общепринятые границы командного спорта. В бейсболе «правильная игра» — это такая игра, где игроки редко празднуют или бурно выражают свои эмоции; сделав так, ты затем можешь быть наказан точным ударом. В НБА эмоции — это часть игры; это то, как игроки реагируют на свой успех или провал.  Самые популярные игроки лиги также и самые эмоциональные. Как, например, форвард Уорриорз Дрэймонд Грин, который празднует яркие моменты, показывая бицепс, как в рестлинге.  

Даже если вы не спортсмен, вы наверняка уже видели такой жест в своем Инстаграме, или вы могли видеть шестисекундное видео в формате Vine. Шесть секунд, кстати, это идеальный формат, на котором можно посмотреть эффектный бросок сверху или понаблюдать за полетом мяча из-за дуги.

Яркие моменты баскетбола в высшей степени эффектны, что позволяет болельщикам делиться в сетях и репостить такие моменты. НБА позволяет этой системе работать, в отличие от остальных лиг. Например, в прошлом октябре NFL направила в Твиттер около дюжины обращений с требованием удалить все гифки и нарезки игровых моментов, которые разместил у себя спортивный блог Deadspin. Твиттер отреагировал, не только удалив материалы, но и временно заблокировав аккаунт блога. То же и с MLB — они запрещают выкладывать лучшие моменты игры. Безусловно, это нарушает авторские права, но встает закономерный вопрос: а правильная ли это модель бизнеса?   

Для НБА такой вопрос не стоит. «Адам Сильвер уже давно понял, что люди будут записывать спортивные игры на ТВ и выкладывать их на Youtube, — говорит Дэвид Леви, президент компании Turner, которая обеспечивает трансляции баскетбольных игр и управляет сайтом NBA.com. – Он понимает, зачем нужен Инстаграм. Он понимает, что такое Snapchat. Он принимает тот факт, что фанаты это фанаты, и что рыбу нужно ловить там, где она водится».  

Цифры и статистика это подтверждают. «Это почти как бесплатная реклама, — говорит Гилберт. – Для меня очевидно, что это хорошо сказывается на лиге, это расширяет популярность НБА, рекламирует ее. Думаю, что мы на правильном пути».  

Фейсбук недавно заказал у компании Nielsen исследование, чтобы измерить эффект от обсуждения в социальной сети девяти игр NFL. Оказалось, что каждый пост о предстоящей игре за 15 минут до начала матча увеличивало аудиторию на 1000 человек к первой минуте трансляции. Это не просто интересные факты. Это новый жизненные реалии.   

Если вам кажется, что цифра в 1000 человек после одного поста в фейсбуке кажется большой, то представьте, сколько еще человек ходят рядом с вами. Миллионы!  

Баскетбол всегда был достаточно популярен в мире, но все по-настоящему началось после олимпиады-1992 в Барселоне, которую выиграла американская команда, «дрим-тим» — за которую играли Мэджик Джонсон, Майкл Джордан, Ларри Берд, Чарльз Баркли и другие. Этот турнир дал толчок к развитию баскетбола во всем мире. В сезоне-2015/16 в НБА играло уже 100 игроков из 37 стран мира, 22% лиги.

Такое разнообразие влечет за собой огромную международную аудиторию. Недавно НФЛ объявила, что будет транслировать через Твиттер 10 футбольных матчей бесплатно — мудрое решение, которое может увеличить международную аудиторию. Но НФЛ еще предстоит пройти долгий путь, чтобы дойти до уровня НБА.  

Международный интерес — это главная надежда НБА и главный инструмент влияния, особенно по сравнению с другим видом футбола. «Футбол (соккер) гораздо более популярен по сравнению с баскетболом, если говорить глобально, — говорит комиссионер лиги Адам Сильвер. – Мы смотрим на соотношение между баскетболом и футболом и видим там огромную пропасть». При всем при этом, в отличие от футбола, где лучшими лигами в мире могут считаться несколько европейских чемпионатов, НБА — безусловно, самая сильная и популярная баскетбольная лига на планете, где играют не просто топ-игроки, но к которой приковано внимание всего мира. 

Однако все это внимание не может отменить того факта, что многочисленные фанаты НБА живут совсем не рядом с тем местом, откуда ведутся трансляции. Именно по этой причине лига была так взволнована матчем-открытием нового сезона на Оракл Арене в Окленде, на которой была запланирована первая в истории прямая трансляция спортивного события в виртуальной реальности. Толпа руководителей технических компаний собралась тогда в одной комнате, чтобы примерить VR-очки компании Samsung (Samsung Gear VR) и перенестись в ту точку, которую большинство из нас никогда не смогу себе позволить — в первом ряду, прямо у площадки.  «Мне всегда нравилось говорить людям, сидящим рядом со мной: «Вы на пороге самого удивительного спортивного опыта в вашей жизни, — говорит совладелец «Уорриорз» Джо Лейкоб. – Не имеет значения, на каких местах вы сидите бейсбольном стадионе или футбольном, это всё не то».   

Игра в американский футбол идеальна для телевидения. Камера может следовать за мячом и увеличивать изображение, чтобы увидеть что происходит на поле. Но поставив VR-камеру посреди поля для американского футбола, нельзя будет сказать, что это увеличит привлекательность картинки по сравнению с тем, что показывают по телевидению. А вот возможность смотреть баскетбольную игру с того места, которое так любит Лейкоб — это огромное преимущество перед обычными трансляциями. 

На самом деле виртуальная версия игры той ночью была больше попыткой, чем триумфом. Чувство глубины и погружения, безусловно, чувствовалось. Но несколько естественных моментов игры были упущены — таких, как звуки трения кроссовок о паркет или треш-ток. Этот опыт был хорош ровно настолько, чтобы понять, насколько впечатляющим может быть этот опыт, когда всё будет работать так, как задумано. 

Питер Губер, другой владелец «Голден Стейт», был так впечатлён перспективой виртуальной реальности, что инвестировал (лично и через свои компании) в компанию NextVR — стартап, который занимается онлайн-трансляцией событий через виртуальную реальность и которая организовала демо-версию программы в день открытия. Другие компании тоже вложились в эту компании. Это такие гиганты как Comcast и Time Warner, а также Madison Square Garden, которая владеет командой «Никс» и хоккейной командой «Рейнджерс».  

«На стадион могут прийти всего 18 тысяч человек, — говорит Губер. – А на планете еще 7,5 миллиардов. Я имею в виду... ну, посмотрите на цифры. Ты не просто продаешь место место на стадионе — ты делаешь это место в 100, 200, 500, миллион раз выгоднее».  

Не так давно высшее руководство НБА верило, что для очередного квантового скачка лиге нужна франшиза в Европе и Азии. Сейчас так уже никто не думает. «На ближайшие десять лет наше будущее будет определяться тем, насколько близко мы можем приблизиться к проживанию опыта посещения игры, не посещая игру вживую, – говорит Сильвер. Зачем нести баскетбол фанатам, если виртуальная реальность может привести фанатов к нам?   

 Во время Матча Всех звезд в Торонто тяжелее всего было достать билет не на саму Игру Всех Звезд, которая за последние годы превратилась в парад невероятных бросков и быстрых отрывов без какой-либо защиты. И не на конкурс по броскам сверху, где шла борьба между двумя невероятными второгодками — Заком ЛаВином и Аароном Гордоном. (Этот конкурс был назван одним из лучших за всю историю, а хайлайты этого конкурса посмотрели более 140 миллионов раз на фейсбуке, Твиттере, Вайне, Инстаграме, Снэпчате и Ютубе)  

Нет, сложнее всего в том феврале было попасть в актовый зал отеля Fairmont Royal York, где владельцы команд НБА, представители прессы и другие спортивные лидеры собрались, чтобы поговорить о мобильных приложениях, аналитике и статистике. Это был 17й ежегодный NBA All-Star Technology Summit, который традиционно проводится по инициативе Сильвера, начиная с 2000 года. Саммит проходит без камер, чтобы подтолкнуть участников встречи свободно обсуждать идеи и спорить друг с другом.

Самый футуристичный момент дня наступил почти сразу после начала, во время вступительной речи комиссионера перед публикой. Сильвер говорил об истории баскетбола, о его создателе, канадце Джеймсе Нэйсмите. Во время его выступления фотография Нэйсмита была показана на стене с помощью прожектора. До тех пор пока Нэйсмит не прервал Сильвера... а затем перешагнул через рамку фотографии и превратился в голограмму (НБА выложила этот момент в социальных сетях. Этот вайн посмотрели уже более 12 миллионов раз).   

Голограмма заговорила. «Благодаря расширению лиги и охвату мобильных и социальных сетей, сейчас у НБА больше болельщиков, чем когда бы то ни было, — сказал Нэйсмит. – Баскетбол становится все более популярным во всем мире, а лига будет и дальше продолжать использовать в своей работе новейшие технологии, такие как виртуальную реальность, ультра-четкие 4К экраны... и даже голограммы». Голографический Нэйсмит был не просто убедителен, он показал всем вектор развития.  

А почти 2500 километров от этого места Стив Балмер думал, как еще больше вовлечь болельщиков в жизнь команды. Одно нововведение он уже внедрил — у «Клипперс» появился новый талисман команды. Две недели спустя после Саммита Балмер вышел на площадку во время игры, чтобы представить этого талисмана — Чака. Но самое гениальное было впереди: Балмер сказал всем, что он хочет попробовать забить сверху, оттолкнувшись от батута. И добавил, что если все пройдет удачно, каждый болельщик получит по паре кроссовок.  

Балмер (которому уже 60 лет), разбежался, прыгнул и оттолкнулся от батута. С широко открытыми глазами и ртом он взмыл в воздух, а в следующую секунду забросил сверху, приземлившись на паркет с триумфальным криком. Про Чака все забыли. Игроки «Клипперс» подбежали к владельцу своей команды, чтобы поздравить с броском, а толпа на стадионе обезумела.

Этот момент стал очень популярным в социальных сетях. Что, собственно, и требовалось. 

Такое безумие может случиться в разных спортивных лигах, но такое поразительное послевкусие возможно только в НБА — в профессиональной спортивной лиге, которая понимает, что ее будущее измеряется не только в количестве платежных квитанций, но и в количестве лайков и репостов. 

По материалам журнала WIRED

Иллюстрации: Eddie Guy, NBA.com 

Перевод выполнен для группы NBA Nation в контакте.