4 мин.

О дивный новый мир

Бум спортивного вещания в интернете докатился, наконец, до России. Сразу несколько сайтов (MSN.ru, livetv.ru) обзавелись правами на показ чемпионата России, да и на «НТВ Плюс» осознали, что использовать интернет можно не только для публикации телепрограммы – реализовав на сайте опцию просмотра матчей с оплатой по СМС. Нынешний контракт с РФПЛ не принес «НТВ Плюс» ожидаемой отдачи; телерейтинги российского футбола на эфирном ТВ все эти годы стоят, как вкопанные. Но появление возможности продавать российский футбол поматчево, «в розницу», а не только пакетно, открывает новые перспективы. А значит, и создает предпосылки для увеличения суммы нового телеконтракта РФПЛ, чего так громогласно жаждут руководители российских клубов.

От возможностей, которые вещание в интернете открывает перед болельщиками, и вовсе захватывает дух. Хотите смотреть игру не на экране ноутбука, а на 60-дюймовой плазме? С выводом картинки на телевизор у продвинутых пользователей уже сейчас нет проблем – а скоро производители оборудования упростят жизнь непродвинутым. Неудобно смотреть игру в прямом эфире, а удобно с двухчасовым (да хоть с двухдневным) опозданием? Многие западные сайты (nba.com, nhl.com, uefa.com, далее – везде) уже дают такую возможность. Не нравится конкретный комментатор? Если спрос окажется достаточно велик, то появится и предложение – скажем, опция выбора трансляции с комментатором А, комментатором Б и вообще без комментатора, с интершумом. (В эту сторону можно фантазировать дальше – вполне возможно, что и оплата труда комментатора со временем будет зависеть от того, сколько людей покупает трансляцию с именно его голосом.) Хотите больше повторов голов? Если есть спрос – а он наверняка будет – продвинутый интернет-вещатель предоставит возможность в пару кликов их получить. Не устраивает режиссерская версия с обилием крупных планов? При наличии достаточного спроса можно будет отдавать в интернет картинку с отдельных камер, чтобы увлеченный тактикой пользователь мог, например, посмотреть игру с самого крупного плана. Бродкастеры Формулы-1 давно устанавливают камеры на болиды конкретных гонщиков – и в принципе, нет большой проблемы, чтобы дать пользователю хоть всю гонку посмотреть с точки зрения Михаэля Шумахера.

Скорость развития технологий и стремительная персонализация всех типов контента не оставляет сомнений, что в конечном счете интернет-трансляции будут более удобным и ярким продуктом по отношению к телевизионным. Возможности интернета попросту шире. Это может быть дополнительная статистика: пока баскетболист становится на линию для пробития решающих штрафных бросков, пользователь в два клика получает данные о том, как он хорош в их исполнении. Это могут быть социальные инструменты: хотите обсуждать игру с другими болельщиками – активируйте на этом же экране окно чата и вперед. Ставки по ходу матча, анализ спорного офсайда покадрово, возможность на лету получать данные о ТТД – это все уже дело даже не ближайшего будущего, а настоящего.

Скорость реализации всех этих чудес зависит от нескольких факторов.

1) «Толщина» интернет-каналов, разветвленность сетей провайдеров и другие технологические нюансы. Тут прогресс будет достаточно быстрым, благо, двигает его не только и не столько спорт.

2) Инициативность клубов и лиг. С этим тоже все вполне оптимистично, на самом деле. Достаточно посмотреть на сайты КХЛ, футбольных «Спартака» и «Зенита». Да и другие понемногу подтягиваются.

3) Готовность аудитории платить.

С этим сложнее. Сегодня на рынке видеоконтента в интернете, как и в Аденском заливе у берегов Сомали, правят пираты – они восполняли вакуум все эти годы, когда пользователь уже был готов смотреть трансляции через интернет, а легального предложения в России еще не было. И бесплатное, пиратское предложение будет теперь всегда, как бы с ним ни боролись. Но всегда будут и пользователи, готовые расстаться с лишней сотней ради гарантированно качественного продукта, особенно – когда появятся вышеперечисленные возможности по «кастомизации». Чем больше будет тех, кто готов платить – тем быстрее появятся. Заключительный матч сборной Англии в отборочном цикле СМ-2010, против Украины, транслировался в Великобритании только в интернете (доступ к трансляции стоил от 4 до 12 фунтов) – и принес правообладателям не меньше денег, чем приносит продажа прав телекомпаниям.

Интернет, кроме всего прочего, демократизирует рынок спортивных трансляций. Если раньше организация вещания стоила колоссальных денег – то сейчас, при желании и определенных компромиссах с качеством цену можно опустить на порядок (см. трансляции матчей дубля на сайте «Спартака»). Если раньше был лимитирующий фактор в виде количества телеканалов, то сейчас есть интернет, в который, грубо говоря, помещается все. Пока одни болельщики стонут об уходе футбола с эфирных каналов, на присутствие в которых тот объективно не тянет по рейтингам, другие смотрят в сети столько футбола, сколько им нужно – хоть по полдюжины матчей в день. Пока одни федерации сетуют на невозможность пробиться со своими соревнованиями на ТВ, другие (например, организаторы турниров по смешанным единоборствам) уже вовсю вещают в интернете. Если баскетбольным, к примеру, клубам совсем еще недавно приходилось доплачивать за возможность попасть в телеэфир (!) – то сейчас проще и дешевле устроить трансляцию в интернете. Рост интернет-аудитории продолжается даже в кризис, и достаточно скоро тут будет почти вся потенциальная аудитория спорта в России.

Но кроме возможностей, которые новая интернет-реальность открывает перед российским спортом, есть и нешуточные угрозы. О них – через неделю.

Этот текст – колонка из свежего номера журнала PROспорт.