10 мин.

Бойфренд Туктамышевой, самоубийство в Канаде и Брайанбек Орсербаев – о профессиональной этике в спортивной журналистике

Не так давно Ксения Столбова обратилась в своем Instagram к спортивному журналисту и корреспонденту "Р-Спорта" Анатолию Самохвалову: "Да, Анатолий, ваш level все ниже и ниже". Фигуристка, критикуя журналиста, имела в виду аналогию, которую Самохвалов провел во время интервью с Полиной Костюкович и Дмитрием Ялиным. Вопрос, который задал Анатолий, звучал так: "Накрывать – это как Ксению Столбову?" 

В качестве небольшого вступления предлагаю вспомнить имена современных журналистов, которые специализируются на фигурном катании. Сразу же на ум приходят Елена ВайцеховскаяАртур Вернер, уже упомянутый Анатолий СамохваловАнастасия Панина (именно она недавно выпустила интервью с Алисой Лозко), Эмма Гаджиева и, может быть, несколько других. 

Получается не очень густо, и, более того, деятельность некоторых из упомянутых журналистов вызывает споры и подвергается читателями критике (нередко – справедливо). Почему так происходит?

Одна из возможных причин, на которой мы сегодня и остановимся, – это несоблюдение или игнорирование журналистами профессионально-ЭТИЧЕСКИХ норм. Как и в любой другой профессиональной сфере, у журналистов (в том числе и у спортивных) тоже существуют определенные профессионально-этические нормы, которые они должны соблюдать. Эти нормы закреплены в специальных кодексах:

  • Кодекс AIPS. Самое крупное международное объединение спортивных журналистов – это AIPS (International Sports Press Association).  Эта организация была создана в 1924 году, и сегодня ее членами являются спортивные журналисты 130 государств мира. На официальном сайте ассоциации представлен кодекс стандартов профессионального поведения, он содержит всего несколько страниц и доступен для скачивания на трех языках – английском, испанском и немецком. 

  • Кодекс APSE. Существует еще одна организация – APSE (Associated Press Sports Editors). У них также имеется очень лаконичный и, к сожалению, малосодержательный кодекс: Associates Sports Editors Ethics Guidelines. 

  • "Sports journalism ethics and quality of information. The coverage of the London 2012 Olimpics..." – это вдумчивая и очень интересная исследовательская работа Хавьера Рамона. Он является преподавателем и исследователем отдела коммуникаций университета Помпеу Фабра, работает также в центре олимпийских исследований в Автономном университете Барселоны. 

В приведенной работе Хавьер Рамон анализирует существующие этические нормы и приводит примеры того, как во время Олимпиады-2012 они были многократно нарушены. Важно, что во время работы Рамон опирается уже на кодексы и документы, которые распространяются на деятельность всех журналистов (независимо от их специализации). Это, например, кодексы National Union of Journalists, Society of Professional Journalists, International Federation of Journalists и др.

Именно по этой причине этических норм, на которые ссылается Рамон (мы к ним тоже будем обращаться), в его исследовательской работе гораздо больше, нежели в кодексах APSE и AIPS.

О чем же там – во всех этих кодексах – говорится? Спортивным журналистам рекомендуется, например, воздержаться от прогнозов; оставлять свои рекомендации и советы (даже если они очень ценные) при себе; избегать сенсационализма (это в том числе "громкие заголовки", выдергивание цитат из контекста); поддерживать на высоте знаниия о виде спорта, о котором журналист пишет; не коверкать имена спортсменов и тренеров; не акцентировать внимание читателей на расовые/гендерные особенности спортсменов, их возраст и т.д. 

Некоторые нормы могут показаться очевидными, некоторые – вызвать споры. Если у журналиста присутствуют совесть, чувство такта, то он, вероятно, может и не подозревать о существовании каких-то там этических кодексов, однако при этом хорошо справляться со своей работой и не задевать чувства спортсменов/болельщиков/тренеров/кого бы то ни было еще.

Далее – перейдем к развлекательной части статьи (наконец-то). Представляю вашему вниманию небольшую подборочку, где в той или иной степени спортивными журналистами нарушаются эти самые этические нормы. Самое время – вспомнить и о бойфренде Туктамышевой, и о самоубийстве в Канаде, и о Брайанбеке Орсербаеве.

1. Начнем, пожалуй, с нормы 1.4. из кодекса AIPS: "Members should not allow their actions or advice to be unduly influenced by others". Сегодня фигуристам приходится очень непросто, в том числе и по той причине, что у них очень-очень-очень много советчиков. Спортсменам и, бывает, даже тренерам пытаются что-то порекомендовать не только эксперты и "эксперты", но и журналисты. 

Эту норму неоднократно нарушал спортивный журналист Артур Вернер. Он, как минимум, дважды давал советы фигуристке из Армении Анастасии Галустян:

  • В статье "Что я видел" (от 29.01.17) о Чемпионате Европы, прошедшем в Москве, Вернер говорит о фигуристке: "Девушка далеко не бесталанна, но до сих пор не научилась раскрывать этот талант на льду. Зная, что тренируется Настя у собственных родителей, я бы порекомендовал ей хоть на врем я сменить обстановку и поработать с тренером вне семьи".

  • В статье "Визу в Пхенчан открывали в Хельсинки" (от 04.04.17) автор вновь дает рекомендацию Анастасии: "Девушка могла бы, думаю, войти в первую дюжину, но для этого ей нужно срочно менить тренеров, которые ее мама и папа. Ей нужен дядя, лучше – строгий. Хотя сгодилась бы и строгая тетя типа Этери или Инны". 

Эти советы могут показаться довольно циничными, так как Галустян сама неоднократно говорила в интервью, что из-за ограниченных финансовых возможностей она вынуждена тренироваться во время сеансов массового катания. Очевидно, что даже кратковременную стажировку у именитого тренера Настя себе позволить не сможет. В то же время ни для кого ни секрет, как сложно попасть в группу Этери Георгиевны, тем более, уже взрослой спортсменке и, тем более, выступающей за другую страну. 

2. "Медведевой не нужно уходить от Тутберидзе. Ей надо бежать", – так назвал свою статью Андрей Иванов, в которой содержится скорее приказ, нежели совет. Хочется процитировать саму Евгению, которую автор называет великой: "Мы все помним, чем история закончилась". 

Неизвестно, как сложилась бы судьба спортсменки, если бы она осталась в группе Этери Георгиевны. Но мы и не знаем, решилась бы Женя на переезд в Канаду, если бы СМИ не ставили Тутберидзе в вину второе место Медведевой на Олимпиаде-2018. 

3. В кодексе Council of Europe закреплена норма: "Avoiding sensationalism". //Может ли журналистика существовать без сенсаций? Оставим этот вопрос без ответа.// Если обратиться к определению, то "сенсационализм" – это один из видов искажения фактов в медия, к которому прибегают журналисты с целью увеличить число читателей. 

Самые очевидные примеры – это, как уже было сказано выше, громкие и очень громкие заголовки. С особой любовью некоторые журналисты относятся к слову "провалил(-а)": стоит спортсмену или спортсменке допустить ошибки в прокате – это провал, провал или... 

Самоубийство. Статью в "Советском спорте" от 27.10.18 Лев Тигай назвал: "Самоубийство в Канаде. Медведева – только седьмая на этапе Гра-при". Сначала стоит напомнить, что тогда меньше чем через сутки Евгения выиграла произвольную программу, а по сумме стала третьей.  

В заголовке рядом оказались слова "самоубийство", "Канада", "Медведева". У человека, который читает этот заголовок, уже могут появиться самые страшные мысли. Ни один прокат (даже самый-самый грязный) ни у какого спортсмена (даже у самого-самого неприятного нам) нельзя так называть.

4. Еще одним примером сенсационализма является смещение журналистами акцентов в той или иной статье или заголовке. В газете "Комсомольская правда" вышла новость (автор - Евгений Несын, от 28.11.18), имеющая название: "Евгения Медведева проиграла этап Гран-при Skate Canada, заняв третье место, а Елизавета Туктамышева стала первой". На первый взгляд кажется, что все в порядке, ведь действительно на этапе в Канаде Женя получила бронзовую медаль, а Лиза – золотую.

Однако обе спортсменки являются представительницами России, обе – чемпионки мира и Европы. Непонятно, с какой целью нужно подвергать спортсменок искусственному ранжированию, выпячивая относительную неудачу одной фигуристки и принижая тем самым заслуженную победу другой. 

5. Еще одна норма, которую хотелось бы проиллюстрировать примером, представлена в кодексе Council of Europe: "Respect for the privacy of sportsmen and sportswomen". Подразумевается, что журналисты должны уважать частную, то есть личную жизнь спортсмена, как и должны уважать частную жизнь любого другого человека. 

Накануне соревнований стало известно, что на этапе Гран-при "Rostelecom cup" 2018 года выступит  ученик Алексея Мишина Андрей Лазукин. С точки зрения журналистов, главным достижением Андрея оказалось то, что он является молодым человеком, "бойфрендом" Елизаветы Туктамышевой. И после публикации окончательного состава участников этапа в СМИ стали появляться заголовки (первый скрин – Р-Спорт, второй – RT): 

Позднее Андрей сам прокомментировал эту тенденцию: "Давайте без нее, хорошо? Это какое-то неуважение от вас, от СМИ идет. Вы же не желтое издание какое-то, почему вы за этим гонитесь? Надоели эти все "бойфренд Туктамышевой" в заголовках". 

И хотя Лазукин услышан не был, сейчас Лиза и Андрей стали относиться к этому явлению с юмором. В этом сезоне у спортсмена будет шанс показать себя. Только пока не совсем ясно, какой международный старт Андрею нужно выиграть, чтобы в заголовках и статьях его начали называть хотя бы по фамилии.

6. Сложно сказать, сколько одновременно этических норм нарушил Анатолий Самохвалов, когда написал статью: "Подъем, мужики! – кричит Туктамышева. Просыпается Мишин". 

7. Я уже писала о том, что спортивным журналистам не рекомендуется видоизменять, иначе говоря, коверкать фамилии и имена спортсменов, тренеров. Но среди спортивных журналистов, пишущих о фигурном катании, этим правилом особенно любит пренебрегать Артур Вернер.

Например, в статье "Унылая пора! Очей очарованье!" от 8.10.18 автор сделал большой упор на это, и почти для каждого спортсмена попытался изобрести какой-нибудь необычный подзаголовок. Так, часть про Анну Погорилую он озаглавил "Актриса Погорилого театра", об Алине Загитовой – "Ой, цветет Алина" (ей, как отмечает автор, "крутые монгольские гены не дают расслабиться").  

8. В уже упомянутой стате Вернера "Визу в Пхенчан открывали в Хельсинки" (от 04.04.17) Вернер называет Брайана Орсера – Брайанбек Орсербаев, спорные чувства вызывает и его подзаголовок "БОЙЦОВЫЙ ПЕТУХ при ВОЛОСО ЖАР-ПТИЦЕ". Так Вернер выражает отношение к олимпийским чемпионам, намекая на превосходство Татьяны над ее партнером.

9. В кодексе AIPS указана и следующая норма: "Members have an ongoing duty to maintain professional knowledge and skill at a level...". Очень важно, чтобы спортивные журналисты поддерживали свои профессиональные знания на уровне.

В прошлом году 9 сентября в газете "Советский спорт" (автор – Сергей Подгорнов) вышла статья: "Все пошло не по плану. Загитова и Медведева встретились на московском льду". Предлагаю к прочтению небольшую часть:

В прошлом году на открытые прокаты "билеты были бесплатными" и "промоушена не хватало", а на Капе – зрителям еще и доплачивали, наверное. Если серьезно, то на открытые прокаты в прошлом году пришло довольно много людей, и они (в том числе и я) приобрели билеты.

10. В кодексе Spanish Journalists' Associations Federation (FAPE, Art.7) представлена норма: "Commitment to justice in the portrayal of gender, race, disability, nationality...". Здесь же подразумевается и то, что журналисты не должны акцентировать внимание читателей на внешности спортсменов.

Но и такие случаи бывают. Анатолий Самохвалов в статье "Подъем, мужики!" не оставляет без внимания и Марию Сотскову. О ней он говорит: "Она может быть нелегкой на льду, но сохраняет музыкальное изящество". 

Сегодня спортивные журналисты, пишущие о фигурном катании, действительно далеко не всегда соблюдают профессионально-этические нормы. Но ведь необязательно даже знать об их существовании, чтобы понимать главное: к спортсменам, их тренерам и болельщикам нужно относиться с уважением. И в этом (среди прочего) и проявляется профессионализм журналиста. 

P. S. Разумеется, все примеры таких нарушений собрать невозможно из-за их большого числа. Но если вдруг в комментариях вы сможете вспомнить что-нибудь интересное  – будет очень здорово.