7 мин.

Человек, который спас Ферги

Есть такие спортсмены, которых помнят лишь за какое-то одно достижение в их карьере, и зачастую это не слишком справедливо. В совсем не ординарной футбольной биографии Марка Робинса, который в наши дни возглавляет «Барнсли» из чемпионшипа, было много славных побед – Кубок Англии и Кубок обладателей кубков с «МЮ», Кубок Лиги с «Лестер Сити», виктория над «Баварией» в Кубке УЕФА с «Норвичем». Однако уже третья строчка его профайла в «Википедии» скупо сообщает главное: «Робинс знаменит как автор гола, который спас карьеру Алекса Фергюсона в 1990-м».

Нападающий Марк Робинс действительно сыграл важную роль в завоевании самого первого трофея Фергюсона у руля «Юнайтед» - кубка Англии 1990-го года. Форвард забил победный гол в переигровке полуфинала против «Олдхэма», но речь не об этом мяче. Главным голом в жизни Робинса, а, возможно, и его наставника Алекса Фергюсона стал тот, что влетел в ворота «Ноттингем Форест» на «Сити Граунд» 7 января 1990 года…

Тогда, в начале 1990-го, только человек с очень богатым воображением мог бы предположить, что главный тренер манкунианцев Алекс Фергюсон в будущем получит титул Сэра за заслуги в футболе. Впрочем, в одном журналистском материале рулевого «Юнайтед» наградили OBE, только вот означало это «Уволен к Пасхе» (Out by Easter), а не Орден Британской империи. Три бесславных года прошли с момента прихода Фергюсона на «Олд Траффорд» из «Абердина», и результаты его работы достигли своего надира - «красные дьяволы» шли на 15-м месте в чемпионате всего в двух очках от зоны вылета. Команда не могла выиграть в восьми матчах подряд. На «Стретфорд Энд» уже был замечен баннер, цензурный смысл которого сводился к тому, что за три года работы поклонники «Юнайтед» слышат от Фергюсона только оправдания. Совет директоров «Манчестера», в течение трех лет не скупившийся на весьма щедрую финансовую поддержку, казалось, начал терять терпение.

В чемпионате « Юнайтед» ловить было нечего, из Кубка Лиги команда Фергюсона уже успела вылететь, проиграв «Тоттенхэму», так что Кубок Англии оставался последней надеждой не потерявшего амбиций клуба на завоевание трофея. Поэтому получить в соперники по 3-му раунду «Ноттингем Форест» «великого и ужасного» Брайана Клафа, находящегося вместе со своей командой в отменной форме, да еще на выезде – это было последнее, о чем мог мечтать Ферги. Тем не менее, поражение в Кубке Англии, если верить таблоидам, должно было поставить крест на карьере Фергюсона в «МЮ». Да что там таблоиды, так считали практически все.

Между тем, в новый 1990-й год команда Алекса Фергюсона вступала с целым набором кадровых проблем – в результате рождественского цейтнота вне игры оказалась почти вся средняя линяя «красных дьяволов» (Нил Уэбб, Пол Инс и Брайан Робсон). Бывший капитан «Ман. Юнайтед» Уилли Морган публично обвинял главного тренера в том, что «он потратил 13 миллионов фунтов на молодых и необстрелянных игроков, таких как Гари Паллистер». Транслирующийся по ТВ поединок на «Сити Граунд» наставник «красных дьяволов» впоследствии называл не иначе как «испытание». Комментатор Джими Хилл до начала матча заметил, что «Юнайтед» выглядит проигравшим уже на разминке»…

Однако «Манчестер» выиграл. Во втором тайме молодой нападающий Марк Робинс с передачи Марка Хьюза головой отправил мяч в сетку, команда Фергюсона отстояла минимальное преимущество и прошла в следующий раунд. Спустя несколько месяцев тот же Робинс забил гол в полуфинале в ворота «Олдхэма». В мае «Ман. Юнайтед», сломив сопротивление «Кристал Пэлас» в переигровке, завоевал Кубок Англии. Спустя два года Марк Робинс был отправлен в «Норвич». А еще через год Алекс Фергюсон выиграл чемпионский титул – свой первый из одиннадцати за 17 лет. Так рождалась легенда.

Судьбоносный гол Робинса до сих пор окружен некой мистической аурой. Если бы его не было, в каком направлении двинулась бы история «Ман. Юнайтед»? Масса версий. Например, на «Олд Траффорд» Фергюсона мог заменить Говард Кендалл. Сам же Алекс, допустим, вернулся бы в Шотландию, когда в 1992-м Грэм Сунесс оставил работу в «Рейнджерс», чтобы стать приемником Кенни Далглиша в «Ливерпуле». Больше других повернуть историю вспять желали бы, наверное, болельщики «Ливерпуля», ведь в случае отставки Фергюсона команда из Мерсисайда до сих пор оставалась бы рекордсменом по количеству чемпионских титулов. Остается лишь вспомнить банальность о взаимоотношениях истории с сослагательным наклонением.

Но правда ли то, что Фергюсон мог потерять работу?

«Понятия не имею», - много лет спустя делился Марк Робинс с BBC. «Никто никогда не узнает об этом. Однако я рад, что до этого не дошло, и Фергюсон смог выполнить свое предназначение. Он внес огромный вклад в достижения «Юнайтед» и развитие футбола в целом. Это была бы трагедия, если бы мы потеряли его и все пришедшие с ним последующие свершения».

Марк хорошо помнит подготовку к той кубковой игре на «Сити Граунд», завершившейся победой после длинной неудачной серии в старом Д-1.

«Матчи кубка Англии всегда отличаются от чемпионата, особенно в третьем раунде», - объясняет бывший нападающий. «Это игры совершенно другого типа особенно после Лиги, где все для нас складывалось не лучшим образом».

«Мы и не знали, что Фергюсон находится под таким давлением. Он делал все возможное, чтобы защитить нас от прессинга, поэтому мы не обращали внимания на то, что происходит вокруг клуба. Возможно, потому что были слишком молоды. Все было как обычно. В перерыве он устроил метод мне разнос в своем стиле», - рассказывал Робинс «Independent». Метод воздействия Фергюсона на подопечных сравнивали с феном, потому что он умел одним своим криком уложить волосы на голове игрока. «А все потому, что в одном эпизоде я не поделился мячом с Брайаном Макклером. Тот был ближе к воротам и, возможно, сумел бы забить. Но поскольку я сам был страйкером, то взял инициативу и свои руки и упустил неплохой момент».

«В конце концов, я не думаю, что это была очень хорошая игра. В ней не было ничего особенно интересного, но она, определенно, запомнилась надолго благодаря достигнутому результату».

Было бы нечестно не предоставить слово самому Сэру Алексу Фергюсону. У него, однако, имеется собственное представление о значимости мяча, забитого Марком Робинсом.

«Гол «Форесту» был, безусловно, важен. Но ни поймите меня неправильно, я не думаю, что он спас мою карьеру. Никто ничего не может предсказать в футболе. Кто знает, какая реакция на проигрыш была бы у руководства, и как посмотрели бы на это болельщики».

«Но в одном я могу вас уверить. Бобби Чарльтон не допустил бы этого (отставки). Он держал руку на пульсе клуба. Команде было необходимо продолжать строить основу из молодых игроков, и мы проделали большую работу в этом направлении. Бобби знал, что мы на верном пути».

Свидетельство Фергюсона подтверждается и тем фактом, что незадолго до этого с ним был продлен контракт еще на три года. Но вероятность увольнения все-таки существовала.

Вернемся, однако, к главному герою рассказа. В октябре 2009 года «Барнсли» Марка Робинса выпало играть против «Манчестер Юнайтед» в Кубке Лиги. На пресс-конференции бывший форвард «МЮ» с улыбкой вспоминал события почти двадцатилетней давности: «Мы победили в тот матче, потом выиграли Кубок, а затем Фергюсон завоевал еще тридцать с лишним трофеев, все остальное не имеет значения. Но он хоть раз поблагодарил меня за ту игру? Нет».

«Да я и не ждал, что он что-нибудь мне скажет», - объяснял Марк. «Он доверил мне место в основном составе, и я просто сделал свою работу». «Были и более важные голы, которые забивались позднее. Хотя бы мяч Ли Мартина, который принес победу «Юнайтед» в финале Кубка».

Робинсу не исполнилось и двадцати, когда он забивал «Ноттингему» на «Сити Граунд». Форвард был одним из тех доморощенных игроков, на которых на «Олд Траффорд» возлагались особые надежды - Мартин и Ли Шарпы уже выступали в первой команде, дебют Райана Гиггза состоялся за год до описываемых событий.

В сезоне 1989-90 Марк Робинс забил семь голов в чемпионате, и, как мы уже знаем, два ключевых мяча в Кубке Англии. Он стал вторым бомбардиром команды после Марка Хьюза. Брайан Макклер, основной напарник Хьюза, поразил ворота соперников всего пять раз, и, казалось, молодой нападающий может составить ему серьезную конкуренцию. Однако Макклер сумел восстановить свою репутацию бомбардира в сезоне 1990-91, а Робинс в 19 матчах забил всего 4 гола. Следующий сезон (1991-92) принес Марку одни разочарования: всего две игры в чемпионате, всего два мяча в Кубке Лиги в ворота «Портсмута». Очень некстати пришлась и травма, полученная на финише первенства, когда «Юнайтед» особенно нуждался в Робинсе в развязке чемпионской гонки, победителем из которой в итоге вышел «Лидс». В конце того сезона Марк попросил трансфера…

Сегодня Робинс вспоминает время, проведенное им в «Манчестере» с теплотой, он гордится своими достижениями, хотя немного сожалеет о возможно преждевременном уходе из команды. «Я хотел играть регулярно, но не получалось. Марк Хьюз и Брайан Макклер были двумя основными нападающими, Дион Даблин стоял на подходе, а через год после того, как я покинул «Олд Траффорд», в «Ман. Юнайтед» пришел Эрик Кантона. Остальное вы знаете. В общем, конкуренция была очень острая, но, может быть, стоило попробовать?»

В карьере Марка Робинса было и, возможно, еще будет немало ярких побед. Но если бы он решил издать свои мемуары, то лучшего названия, чем «Человек, который спас Ферги», пожалуй, не найти. Правда, скромность Марка не позволяет надеяться, что такая книга когда-нибудь выйдет в свет.