9 мин.

Экскурс в глубь веков: Краткая история гладиаторских боёв

Многочисленные скандалы сотрясают мир ММА, на главных полосах новостных лент бывший герой смешанных единоборств Андерсон Сильва, пойманный на употреблении допинга. К нему присоединяются еще множество коллег-спортсменов, уличенных в нечестной игре. Хитрости, уловки и обман – таков профессиональный спорт сегодня. Это стало очередным поводом вспомнить об эволюции боёв, во времена когда не было бешеного развития фармацевтики и медицины, когда бойцы могли надеяться лишь на себя и свои навыки. Самым знаменитым периодом, воспетым в фильмах и других видах популярной культуры, безусловно является Древний Рим, проводивший смертельные гладиаторские соревнования.

Современные ММА прошли длительный период становления, который уходит корнями глубоко в древность веков. Люди всегда требовали хлеба и зрелищ, и это желание подчас принимало самые неожиданные обличья. Одно из них – битва двух подготовленных людей, которые на потеху зрителям выбивали дух друг из друга. Этот вид единоборств принимал разные формы в древности, но наиболее известны прославленные римские гладиаторы, выходившее биться друг с другом насмерть.

Гладиаторы – профессиональные бойцы, использовавшие различное оружие. Выступали они на специально возведённых для этого аренах перед зрителями. Происходило это на территории Римской Империи в период с 105 года до нашей эры до 404 года нашей эры (официальные ивенты). Бои длились зачастую до смерти одного из бойцов, соответственно большинство гладиаторов были рабами, бывшими рабами или приговоренными преступниками. Но встречались и отчаянные головы из свободных граждан, готовые рискнуть ради славы и денег жизнью. Гладиаторские бои были одним из самых любимых развлечений высоких слоев общества в Римской Империи.

                                                                    Этрусские корни

На проведение гладиаторских игрищ римлян вдохновили их предшественники из Италии – этруски. Помимо прочего, они также стали примером для римлян в использовании жертвоприношения животных для пророчества будущего и введении символических эмблем. Этруски ассоциировали эти принципы с обрядами смерти, и они имели религиозное значение. Первый частный гладиаторский ивент проводился в честь смерти отца организатора, но в дальнейшем этот погребальный элемент исчез. Тем не менее пережитки религиозных предубеждений отражались в традиции добивании павшего соперника. В этих случаях служитель пробивал смертельный удар в лоб поверженного. Он бы одет в костюм посланника Гермеса, свидетельствовавший об отправке павшего в загробный мир. Присутствие божественного императора, сопровождавшегося когортой священников и девственниц-жриц Весты, подчеркивало псевдорелигиозность всего действа.   

                                                                          Артисты

Битвы гладиаторов были для императоров и аристократов отличной возможностью продемонстрировать богатство и власть обществу, отпраздновать военные успехи, отметить визиты важных персон и свои дни рождения, или просто отвлечь население от политических и экономических проблем. Сами бои были невероятно кровавы, смерти были распространены повсеместно. Огромную популярность гладиаторских боёв демонстрируют вместительные арены. Колизей (или Амфитеатр Флавиев) – самая известная и большая из них. Два, три, а то и четыре десятка тысяч зрителей стекались со всех ближайших округов в стремлении увидеть кровавое зрелище. Там охотились на экзотических зверей, там казнили преступников, там религиозные отступники были брошены на растерзание львам или звездам арены, а гладиаторы – символы чести и мужества Рима – убивали и были убиты. Популярное заблуждение гласит, что гладиаторы, встав в линию, приветствовали своего императора возгласами: «Ave imperator, morituri te salutant!» («Мы, готовые умереть, приветствуем тебя император!»). В реальности такую фразу произносили пленники, которые должны были быть убиты в другом виде кровавых римских игрищ – макете морских битв «навмахия».

Гладиаторы обычно состояли из рабов и преступников, но зачастую в боях участвовали и военные пленники. Были даже обанкротившиеся аристократы, вынужденные сражаться, чтобы прокормиться, к примеру Семпроний, происходивший из знатного клана Граччи. Женщины также принимали участие в боях, пока Септимиус Северус в 200 году нашей эры не запретил это. По всей Империи были открыты гладиаторские школы: в Риме было три подобных заведения, также, за своих именитых гладиаторов, широко известной оказалась казарма в Капуе. Агенты вели поиски новых гладиаторов, ибо потребность в них возрастала. Условия этих школ были похожи на те, что есть в тюрьмах: маленькие камеры и кандалы для всех, но еда была немногим лучше (например, ячменная каша), а ученики получали лучшее из возможных медицинское обслуживание. Всё потому, что в гладиаторов вкладывались немалые инвестиции.

Часто гладиаторы были обязаны биться со своими друзьями и знакомыми из тренировочных лагерей. Выбора у них не было, и приходилось демонстрировать профессионализм и отсутствие жалости.                                                                 

                                                       Пальцем в глаз? Копьём и мечом!

Термин «гладиатор» происходит от латинского gladiatores, которое берет начало от названия основного оружия бойцов – короткого меча, гладиуса. Кроме него было и много других орудий, используемых в гладиаторских поединках. Гладиаторы носили броню и шлемы. Они зачастую были изготовлены мастерами кузнечного дела и украшены декоративными изображениями и перьями диковинных птиц. Качество оружия и брони зависело от класса, к которому принадлежал гладиатор. Выделяют четыре класса. Самнитский класс был назван в честь великого Самнита, воины которого сражались с римлянами и были ими побеждены в начальные годы Республики. Самниты были наиболее тяжеловооруженными воинами, использующими меч или копье, большой квадратный щит (scutum) и защитные накладки на руках и ногах. Фракийские гладиаторы носили изогнутый короткий меч (sica) и очень маленький квадратный или круглый щит (parma) в кулаке для блокировки ударов.

Мурмиллонские гладиаторы отличались «рыбной» символикой: на их шлемах были расположены гребни в форме рыб. Как и самниты, они носили короткий меч и щит, однако защищали ноги и руки кожаной обмоткой и тонкими латами. Ретиарии не имели брони, кроме мягких кожаных наплечников, поскольку они стремились быть мобильными и быстрыми, нося облегченную экипировку. Они опутывали оппонента рыбацкой сетью, а затем стремились прикончить его трезубцем. Гладиаторы использовали в битвах комбинации; часто тяжеловооруженные классы, такие как мурмиллоны, сильно контрастировали на фоне быстрых ретиариев. Существовало также и множество других гладиаторов, их имена менялись, а оружие и броня комбинировались в разных последовательностях. Другие типы гладиаторов включали лучников, боксеров и бестиариев, устраивавших дикие побоища со зверями. Имеется информация, что в поздние годы своего существования гладиаторские бои использовали систему, напоминающую ту, что существует сегодня в ММА – с весовыми категориями и классами, но это является предметом дискуссий.

                                            Победителям - женщины, проигравшим - смерть

Те, кому не хватало энтузиазма продолжить кровавую битву, получали удары хлыстом от своего менеджера (ланиста) и его бригады рабов, которые размахивали кожаными хлыстами и раскаленными металлическими прутьями. Без сомнения, рёв 40-тысячной толпы и безжалостный напор противника заставляли многих драться до самого конца. Были и отказы драться: одни из самых известных гладиаторских игрищ, организованные Квинтусом Аурелисом Симманкусом в 401 году нашей эры, в котором германские пленники должны были выступить на арене. Они предпочли передушить друг друга в клетках, вместо того чтобы развлекать римскую богемную публику. 

Если проигравший гладиатор не был убит на месте, он часто просил пощады, бросая оружие и щит и поднимая палец вверх. Его противник мог его пощадить, однако такое решение часто встречало возмущение толпы, потому хорошим профессиональным тоном считалось убийство соперника. Если на арене присутствовал император, он самолично мог решить участь побежденного, а толпа всячески старалась повлиять на его решение, размахивая тканями, улюлюкая и показывая разные жесты. Общество поднимало и опускало пальцы, кричало «Mitte!» («Отпустите его!») и «Iugula!» («Казнить его!»).

Победители ивентов, опытные и бывалые бойцы, были обожаемы публикой, и, как свидетельствуют граффити на старинных римских зданиях, они пользовались значительным успехом у женщин. Случаи связей с аристократическими леди и даже побеги от богатых мужей, к сожалению, неизвестны. Помпейские настенные рисунки свидетельствуют, как воспринимала аудитория гладиаторов: Океанус, «Выбор буфетчицы», был описан как «вызывающий вскрики радости и восторга девушек», а от Целадуса «женщины падали в обморок». Еще пишут о количествах побед гладиаторов: Петрониус Октавиус – 35, Северус – 55, Насций – 60. Среднее количество побед было значительно ниже этих цифр, ведь были и такие игры, в которых гладиаторы бились друг с другом до победного конца, пока не останется последний выживший. Материальные ценности победителей включали пальмовую ветвь, часто – корону, серебряное блюдце с деньгами, а также, возможно, после долгих лет побед – свободу. 

                                                            Знаменитые гладиаторы

Конечно, самым известным гладиатором был Спартак, который возглавлял восстание рабов и гладиаторов Капуи в 73 году до нашей эры. Он был родом из Фракии и был воином, пока римляне не захватили его в плен и начали тренировать как гладиатора. Он и семь его соратников сбежали из школы гладиаторов и основали лагерь у подножия вулкана Везувий. Их лагерь осадили, и Спартак с компаньонами отступил, далее они переместились в провинцию Кампанья и мародерствовали там, собирая таких же беглецов, стремившихся к свободе, и обучая их воинскому искусству. Спартак продемонстрировал недюжинные навыки лидера, когда армия под его руководством прорывалась на север к Альпам и выдержала как минимум девять битв с превосходящими силами римской армии. Когда умер его друг в битве, Спартак заставил три сотни плененных римских легионера принять участие в гладиаторском состязании в память умершего товарища. После двух лет восстания, армия Марка Лициния Красса наконец окружила и подавила восстание Спартака в Апулии, на юге Италии. Как предупреждение остальным, 6000 пленников были распяты на Аппиевой дороге между Капуей и Римом. Другим последствием восстания стало то, что количество доступных гражданам гладиаторов стало строго регламентироваться.

Другой известный гладиатор, Коммод (108 – 192 года нашей эры), был непрофессиональным гладиатором и, ко всему прочему, императором. Он оказался настолько безумен, что пожелал драться на арене, но были слухи, что он оказался незаконнорожденным сыном гладиатора. Коммод получал баснословные гонорары за свои выступления. Он выходил в одежде, в которой изображали бога Меркурия, и в основном участвовал в охотах на диких животных с высокой платформы с использованием лука. Маловероятно, что хоть в одном бою из проведенной им сотни он подвергался реальной опасности.                                                                   

                                                       Единогласное решение судей

Гладиаторские ивенты закончились в 404 году нашей эры. Это произошло с возросшим влиянием христианской империи. Христиане презирали арену, но их чувства были связаны не с кровавостью происходящего, а с потерей контроля над ликующей толпой. Император Хонориус закрыл школы за пять лет до этого, а последним аккордом стал случай, когда монах встал между дерущимися гладиаторами, стремясь прекратить кровопролитие. Возмущенная толпа приговорила его к смерти. Хонориус формально запретил гладиаторские сражения, однако пленников и преступников всё еще продолжали гонять в бойнях с дикими животными на протяжении столетия. Многие римляне были против отмены гладиаторских ивентов, считая такое развлечение частью культуры Рима, однако конец империи был близок: всего шесть лет спустя вестготы под предводительством Аларика разграбили Вечный город.