3 мин.

Пятиконечная звезда Джона Мэддена

Джон Мэдден имел только начальное образование на момент поездки в Австро-Венгрию. Когда приехал в Прагу, он не мог разговаривать на чешском и немецком языках. Впоследствии прожил там 43 года. Биограф Мэддена Том О’Нил – его двоюродный правнук не мог объяснить, как почти безграмотный человек получил это назначение. Есть байка, что руководители «Славии» искали тренера из Шотландии, и обратились сначала в «Рейнджерс»  к Джону Тэйту Робертсону, а затем к Финлею Спиди. Оба не собирались отправляться в Восточную Европу, но тут рядом оказался их земляк Джон Мэдден, тем более без работы (все они из Дамбартона). Его одели в футболку «Рейнджерс», сфотографировали и снимок отправили в Прагу. Славистов все устроило,  Джон Мэдден отправился в Австро-Венгрию. Начало его работы в клубе «Славия» датируется 5 февраля 1905 года.

В Чехии об этом рассказывают по-другому. Джимми Пейн,  организовывавший  турне британских команд по континентальной Европе, привез в Прагу «Селтик».  25 мая 1904 года «кельты» обыграли «Славию» 4:1,  местная пресса комментировала, что выделить в составе хозяев можно  Кошека (перешел в клуб в 1903 году, забил за десять лет 804 гола, ему  принадлежит  рекорд Чехии по количеству забитых голов за один сезон: в 1911году Кошек 135 раз поразил ворота соперника) и вратаря Еника. Вратарь как раз и высказался о необходимости приглашения тренера из Шотландии. Когда Мэдден приехал, контракт на двух языках составил адвокат Карел Хаммер, член правления «Славии», а вместе с Мэдденом в клубе утвердился и Пейн – он занял должность международного секретаря, в чьи обязанности входило устройство коммерческих международных поединков и распределение бонусов.

Мэдден и Пейн заодно помогавший ему, четко обозначили, что никто из правления не лезет в дела футбольной команды. Теперь за команду отвечал один человек – Джон Мэдден.           

Первым революционным изменением, которое Мэдден внес в тренировочный процесс, стал запрет выпивать накануне и курить за три часа до тренировки или игры, а также сразу после их окончания. В то время это было просто невероятно!  игроки зачастую приходили выпившими на тренировки, а то и на игры. У тренера тоже были свои привычки, он не вынимал изо рта трубку-чубук. Мэдден и предыгровые установки в раздевалке проводил, не вынимая изо рта трубку, он не видел в этом ничего страшного.

Вторая инновация, которая потрясла чехов – тренировки без мяча, тренировки на физику и гибкость. Он заставлял игроков садиться на диету (сгонять вес).

Мэдден был пионером физиотерапии. Для лечения травм и ушибов, он использовал свои мануальные способности, а также лёд или собственноручно приготовленные мази; не говоря уже о том, что шотландец учил чехов как этих травм избегать, как разогреваться и растягиваться, как восстанавливаться и качаться и т.д. Мэдден использовал массаж! К его услугам прибегали чешские теннисисты, хоккеисты и танцоры балета, а в 1924 году Мэдден входил в делегацию Чехословакии на Олимпийских играх в Париже – именно с этой целью: тренировал, восстанавливал и  лечил.

Ему приписывают, что он был отцом так называемой "чешской улочки". Первоначально для исполнения этого приема требовался один, а не два человека. Роль партнера исполняла стенка какого-нибудь дома, примыкавшего к улице. На тренировках модернизировали этот прием, когда мяч остроумно и неожиданно переадресовывается вдоль поля на ход партнеру.