5 мин.

Внезапный допинг-контроль в Иркутске. Количество «уклонистов» сильно преувеличено

Странное дело – когда речь идет о дисквалификации и неприглашении наших спортсменов на Олимпиаду, мы называем это произволом и вспоминаем о презумпции невиновности. А когда появляется известие о сбежавших от допинг-офицеров 36 атлетах на чемпионате в Иркутске – верим безоговорочно и не требуем никаких доказательств.

Я тоже, было, поверил. Уже обмакнул перо в чернила, чтобы написать душераздирающий текст о беспросветности и безысходности российского спорта. Но пока изучал факты, с удивлением обнаружил, что как-то маловато их для написания гневной, изобличающей статьи. Практически все издания, ресурсы, агентства, за очень редким исключением, всё это время переписывали друг у друга одну и ту же новость: «36 спортсменов… разбежались, ставя рекорды… после прибытия допинг офицеров… начато расследование».

Старт дал «Чемпионат» со ссылкой по части списка снявшихся атлетов на группу «ВКонтакте» «StopDoping! Скажи допингу нет!». А в самой группе просто разместили статью «Чемпионата» и всех вопрошающих в комментариях отправляли к автору. Эта взаимная ссылка друг на друга и породила цунами повторяющихся текстов.

Парадоксально, но ни в одном издании никто не попытался перепроверить данные, не поставил под сомнение цифру – 36. Хотя беглого взгляда на список фамилий было достаточно, чтобы увидеть – некоторые из них написаны дважды (№№ 18 и 22, №№ 19 и 21: https://www.championat.com/other/article-288429-legkaja-atletika-doping-skandal-na-turnire-v-irkutske.html). Даже такое незамысловатое действие уменьшало количество «беглецов».

В такой ситуации без обращения к первоисточникам не обойтись. Тем более, что искать их особо не надо – вот они, под рукой. Размещены на сайте ВФЛА в виде протоколов чемпионата (http://rusathletics.info/calendar-13-14-01-2018-sfo). По каждому виду программы. По каждой возрастной категории. Сто восемнадцать файлов в формате Excel. Да, нужно немного повозиться, но результат того стоит.

А итоги таковы. На чемпионате в Иркутске не стартовало не 36 человек, а 39. Пятерых не было в списке «StopDoping! Скажи допингу нет!», а две фамилии, как указано выше, были внесены в него дважды.

Из интервью старшего тренера сборной Иркутской области по лёгкой атлетике Василия Шкурбицкого, размещенного на ресурсе Life.ru, следует, что представители РУСАДА приехали 13-го января около полудня. А уже 14-го января допинг тестов не проводилось. Поэтому странно считать подозрительными спортсменов, которые принимали участие в соревнованиях в день допинг-контроля и не вышли на старт 14-го, когда проводить проверку было уже некому.

А таких атлетов больше трети – 14 человек: Герасимчук Алена, Рубцова Марина, Савина Алина, Творогова Дарья, Шереметьева Александра, Косолапов Данил, Овсянников Никита, Лукина Полина, Кисельников Илья, Копанев Владислав, Попов Андрей, Безруких Денис, Михайлов Никита, Степанов Алексей. 39 минус 14 равно 25 атлетов, по которым остаются вопросы.

Ещё одна спортсменка (Гафиятулина Анастасия) не вышла на старт в дисциплине 200 м, но через 40 минут бежала 60 м. 24.

Трое из снявшихся были заявлены только на 14-е января (Лебедев Виталий, Савицкий Евгений и Тухтачев Иван). Нет, при желании их тоже можно бдительно проверить. Но, на мой взгляд, еще минус три. 21.

Беляева Валерия, пятиборье. Не явилась на старт уже в 10:00 13 января – за два часа до прибытия контролеров. Или она ясновидящая, или 20.

Гредюшко Егор – DNS в дисциплине 60 м, но он в тот же день бежал 400, а 14-го ещё и 200. 19 – это очевидно.

Иванов Александр, 1500 м – ошибка в протоколе – указано DNS, а он стартовал, но не финишировал – поэтому DNF. Есть видео, выложенное в «StopDoping! Скажи допингу нет!» самим спортсменом. 18.

Кожухова Анастасия в 10:20 отобралась в финал 60 м с барьерами с предпоследним результатом. Снялась с финального забега в 14:00, но в 15:00 прыгала в длину. 17.

Таким образом, по результатам этого нехитрого анализа, в возрастной группе до 18 лет не осталось никого по кому есть вопросы. В группе до 20 лет – 9 человек, до 23 – 3, по взрослым атлетам – 5. Я не берусь судить много или мало 17 снявшихся из 540. 3 процента. Но, во-первых, 17 – это не 36, о которых трубил интернет, а во-вторых, 17 – это лишь список для дополнительного изучения, а не фамилии уличенных в уклонении от встречи с допинг-офицерами. У людей из этого списка вполне могут быть нормальные объяснения – травма, болезнь, семейные обстоятельства. Также в нем могут быть просто ошибки.

Например, Оченева Карина не явилась в сектор для прыжков в длину, но при этом толкала ядро двумя часами ранее. Одному мне кажется странным, что одна спортсменка может быть одинаково сильна в таких разных дисциплинах?

Нет, среди этих семнадцати есть, конечно, и очень странные факты, как минимум, требующие внятных объяснений. Например, снятие в финале на 60 м двух спортсменок из Красноярска. Легкоатлетки отобрались со вторым и третьим временем в предварительном забеге, но в финале участвовать не стали. Одна ДЮСШ, один тренер. Видео именно этого забега фигурировало во многих материалах того дня.

Есть с чем разбираться? Наверное. Но беспокоит другое. То, что количество «уклонистов» мне удалось уменьшить более, чем в два раза. Сходу. Без составления отчета на 500 страниц, просто обработав протоколы. Это вызывает досаду и раздражение. Как так получается, что можно бездоказательно вывесить список фамилий под обличающим текстом: «… число таких не захотевших выходить на старт – 36 человек. Вот они», тогда как половина из этого списка не имеет отношения к махинациям, связанным с допингом? Некоторым спортсменам, кстати, нет и 15 лет – что они почувствовали, обнаружив свою фамилию в этом списке? С чего столько суровости? Или презумпция виновности теперь стала трендом?

PS Ссылка на файл тех самых 39: https://yadi.sk/d/MyoJm2er3Rqvs2

та самая статья на «Чемпионате» https://www.championat.com/other/article-288429-legkaja-atletika-doping-skandal-na-turnire-v-irkutske.html,

публикация с обсуждениями в группе «STOP Doping! Скажи ДОПИНГУ нет!» https://vk.com/stop_dopingrussia?w=wall-140179956_53