8 мин.

Мартен Фуркад: «Я всегда следовал инстинкту»

Во время весеннего карантина Мартен Фуркад дал множество интервью по Скайпу из своего дома в Виллар-де-Лан. По окончании заточения, он приехал в штаб-квартиру Rossignol на фотосессию для эксклюзивного номера Ski Chrono - 100% Martin Fourcade

Один из материалов этого журнала мы публиковали на День рождения Мартена.

Возвращаясь к вашему решению завершить спортивную карьеру, как это происходило?

Первый раз я подумал об этом в апреле 2018 года, именно тогда стал включать возможность завершения карьеры в мои контракты с партнерами. Я обещал продолжать карьеру еще два года, но знал, что однажды это закончится. В прошлом неудачном сезоне я ни разу всерьез не думал о такой возможности. Тот сезон просто был злосчастным исключением в моей карьере. Тогда у меня было много сомнений, но они не касались варианта завершения карьеры. По-настоящему мысли уйти появились в сезоне 2020. Их еще не было во время предсезонной подготовки. Все произошло постепенно, я знал, что придется принимать решение весной 2020 года, и оно в итоге сформировалось. Чемпионат мира, и главное, победная эстафета, стали большим поворотным моментом. Постепенно завершение карьеры стало самым вероятным решением. Я не думал о нем во время чемпионата мира, не было возможности для размышлений. Первый раз, когда я об этом сообщил, был на неделе в Контиолахти, когда я позвонил моей жене Элен и сказал, что заканчиваю карьеру.

Вы думали объявить об этом в Осло во время последнего этапа Кубка Мира, но ситуация с коронавирусом изменила ваши планы...

Я много думал о том, как это объявить. Была борьба за победу в общем зачете, и я боялся, что это может мне помешать. Я не хотел сожалеть о том, какой способ выбрал для прощания. Я хотел объявить об этом в Контиолахти еще перед тем, как стало известно, что этап в Осло отменили. С этой эпидемией все случилось очень быстро. Изначально я планировал объявить об этом вечером после пасьюта и просто сдвинул анонс на один день, чтобы иметь возможность насладиться последней гонкой, объявив, что она будет последней. Хотя я мечтал закончить карьеру в Осло вместе с публикой и со своей семьёй, но это принесло мне нечто другое. Я разделил прощание вместе с нашей командой. Во время моей первой победы, которая случилась здесь же в Контиолахти, не было много народа. Возможно, это был знак.

Что означает эта заключительная победа, когда выиграно столько, сколько выиграли вы?

Это особенный момент. Я был бы очень расстроен, если бы гонки отменили, как это произошло в горных лыжах. Для меня это означало бы конец карьеры. А так до самого конца я чувствовал, что способен на хороший результат. Мотор не был сломан. Я закончил карьеру потому, что так захотел, не из-за вопросов имиджа или других целей. Мне удалось освободиться от них.

После сложного сезона возможность побеждать и быть среди лучших была источником мотивации?

Да, я стремился снова обрести ощущение победителя. Я много думал о прошлогодней неудаче, но так и не понял, что именно не сработало.

Вернуться на вершину было для вас целью?

В конечном счете, закончить на вершине было не главным. Теперь я осознал, что это невероятная удача. Последний кадр часто бывает важным: есть большая разница между тем, чтобы финишировать 30-м или уйти, победно подняв руки. Но имидж не был главной целью. Меня всегда вел инстинкт. Я закончил, потому что почувствовал: момент настал.

Что вы чувствуете накануне новой жизни? Нет страха пустоты?

Страха пустоты нет, скорее страх переизбытка. Есть много интересных проектов, и я знаю, что не смогу воплотить их все. Мне посчастливилось завершить карьеру и иметь возможность больше не работать, если я так захочу. В своем выборе я теперь руководствуюсь своим желанием и самореализацией, а не финансовыми причинами. Это большое преимущество, что у меня есть время подумать о том, что и как я хочу делать, без того, чтобы немедленно приступать к работе из-за необходимости пропитания, как бывает у многих спортсменов высокого уровня. Это настоящая роскошь.

Мы знаем, что Олимпиады были важными вехами в вашей карьере. Что вы думаете о потенциальном шестом титуле в случае перехода его к вам от Евгения Устюгова?

Я стараюсь много не думать об этом, чтобы не расстраиваться, если этого не произойдёт.  До объявления об этом в феврале на чемпионате мира, я никогда не считал себя олимпийским чемпионом Ванкувера. Этот титул не изменил бы мою жизнь. Но мне бы было приятно стать наиболее титулованным на Олимпийских играх спортсменом наравне с Бьёрндаленом, Марит Бьёрген и Бьёрном Дэли. Было бы большой гордостью присоединиться к этим монстрам, но я также очень горд тем, что уже сделал.

Вы всегда высказывались на тему допинга. Планируете ли вы заниматься это проблемой в будущем?

Нет, не думаю. Допинг это вещь, которую я слишком плохо понимаю. Я не смог бы работать в среде, которую  глубоко ненавижу. Борьба против допинга важна. Два года назад я может быть и подумал бы об этом. Я бы мог привнести что-то, но это было бы слишком вредно для меня.

Вы стремитесь стать членом МОК?

Быть членом МОК - не самоцель. Я хочу внести вклад в олимпийское движение и в Олимпиаду - событие, которое страстно люблю, которое мне так много дало и которому я хочу много отдать взамен. Мой вклад может быть разноплановым. Будучи кандидатом в комиссию спортсменов МОК в 2022 году, я несу ответственность перед Рено Лавилени (он также был кандидатом в комиссию МОК, но не был выбран). Это среда, которую я открыл очень рано. Сначала по телевизору, затем на месте, приезжая болеть за брата Симона в 2006 в Турине, а потом и как спортсмен в Ванкувере, с широко открытыми глазами. Я видел вблизи недостатки, которые можно исправить, а также стереотипы о МОК. У меня очень благосклонный взгляд на МОК и олимпийское движение, хотя систему распределения средств можно критиковать.

Как будут проходить эти выборы?

Они будут проходить в 2022 году на Олимпиаде в Пекине. Голосовать будут спортсмены, которые участвуют в Играх. Выберут двоих человек. Для того, чтобы участвовать в выборах, нужно иметь представление от национального олимпийского комитета и быть участником предыдущих Олимпийских игр. Будут выбраны два спортсмена из разных видов спорта. Предвыборной кампании как таковой не будет, есть довольно жесткая процедура. Выборы будут происходить на месте, но речь не о том, чтобы приходить к спортсменам и убеждать голосовать за меня. Мне хотелось бы заявить заранее о своей кандидатуре, чтобы иметь возможность ответить на возникшие вопросы.

Ваш коллега по оргкомитету "Париж-2024" Тони Эстанге является вице-президентом международной федерации гребли на байдарках и каноэ. Думаете ли вы в будущем стать членом международного союза биатлонистов?

Это не входит в мои ближайшие планы. Но никогда не говори никогда.

Какое отношение у вас к летним Олимпийским играм?

Я был на Играх в Лондоне в 2012 году. У меня остались очень хорошие воспоминания  народном празднике на Играх в Ванкувере, когда вся страна была объединена этим событием. В рамках проекта "Париж-2024" мы бы хотели объединить всех французов вокруг события, которое так много нам даст. Это должен быть образ  Франции, которая любит спорт. Сейчас же мы видим, что люди волнуются от того, позволят ли им пробежки в течение всего часа в день...

Какими теперь будут ваши спортивные цели? Будете участвовать в лыжных гонках на длинные дистанции?

Мне бы хотелось пробежать марафон, а в долгосрочной перспективе Iron Man (триатлон на длинной дистанции), это было мечтой детства. Я пока не думал о лыжных гонках на длинные дистанции. Честно говоря, не думаю, что уже пробежал последнюю лыжную гонку в своей жизни. Это занятие, которое может ставить передо мной еще много целей. 

Мы обсуждали с Жаном-Клодом Килли ваш уход из спорта. Он сказал, что у него нет совета для вашей дальнейшей жизни, но он бы предложил вам сохранить одну-две знаковых вещи, которые бы напоминали о вашей карьере. Что это будет?

Мы много общались с Жан-Клодом посредством СМС. Это очень хорошее знакомство. Он часто писал мне этой зимой. Что касается памятных предметов, я каждый год сохранял гоночный комбинезон, одну желтую майку на каждый сезон и несколько памятных для меня маек. Я также сохраню винтовку, она для меня почти живое существо. 

Источник: Ski Chrono

Для тех, кто хочет почитать на французском (большая картинка по клику):

Великолепный разворот с перечислением всех регалий