7 мин.

Дон Кинг: король и чудовище

В блоге «Аутфайтеры vs Панчеры» на Sports.ru рассказ о наиболее противоречивой персоне в истории профессионального бокса – американском промоутере Доне Кинге.

При упоминании имени Дона Кинга у меня в голове, словно освещаемые миганием неоновых огней, высвечиваются слова, которые ассоциируются с этим темнокожим дельцом. Наряду с привычными в отношении него эпитетами “великий” и “ужасный” на первый план выходит так же довольно распространенная характеристика – “дерьмовый”. Это универсальное слово абсолютно точно подходит для описания человеческих качеств Кинга. Причем настолько, что сыграй он в каком-нибудь фильме роль дерьма, то, уверен, получил бы за нее “Оскара”. Дон и сам не станет отрицать, что небезгрешен. В противном случае его никогда бы не признали лучшим промоутером в истории бокса, вида спорта, который в отсутствие Кинга многое бы потерял. А уж в этом-то нет никаких сомнений.

Дон вырос в одном из тех “черных” кварталов, куда, перед тем как зайти, сам дьявол перекрестится. Вырваться оттуда – задача не самая простая. Кинг для этого решил пойти по стопам многих таких же, как он мальчишек, которым судьба с рождения дала хорошую затрещину. И заняться боксом. То, что из него не выйдет настоящий боец, Дон понял, когда оказался в нокауте на главном любительском турнире США “Золотые перчатки”. Но бокс же может пригодиться не только в ринге? Так размыслил юный Кинг и собрал банду, которая занималась по большей части вымогательством и стала буквально проклятьем для мелких торговцев. Он, кроме всего прочего, был смышленым малым и отлично понимал, что эта деятельность, хоть и приносит неплохой доход, но вряд ли приведет к чему-то хорошему. Дон поступил в финансовый лицей. Наверное, никому не придет в голову заниматься панкратионом и шахматами, уделяя каждому из этих видов спорта одинаковое количество сил и времени, а это практически то же, что учиться в благопристойном заведении, в свободное же время глушить и обворовывать бабушек. Похвальную затею пришлось бросить.

Кинг, видя, как повышается интерес к спорту, решает заняться букмекерским ремеслом. Благо, знакомых в этой сфере у него было предостаточно. Работа, как говорится, закипела. У Кинга появляются деньги, количество которых принято называть солидным. Не менее солидным выглядит и список должников. Дон по старой памяти еще поколачивает людей, которые себя “неправильно” ведут. А те, кто ему что-то должен, безусловно, из их числа. И вот однажды Дон так сильно избил человека, что тот умер. А он сел.

Освободившись через 4 года, Кинг начинает зарабатывать более-менее законным способом – организовывать бои. Тем более опыт общения с людьми из этой сферы имелся, ведь Дон как раз и оказался в тюрьме за убийство владельца боксерского зала. Вначале он просто разыскивал повсюду здоровых парней и сталкивал их лбами в дешевых пабах. Но вскоре через певца Ллойда Прайса Кинг познакомился с великолепным Кассиусом Клеем, более известным широкой публике, как Мохаммед Али. Последний быстро попал под обаяние Дона, был впечатлен его остроумием и находчивостью, и через некоторое время тот становится его деловым патроном. С этого момента и начинается путь Кинга в мир профессионального боксерского бизнеса.

В 1974 году Дон организовал бой между Али и Джорджем Форменом за титул абсолютного чемпиона мира. Интерес к поединку Кинг подогревал так активно и искусно (в этом ему поспособствовал своими ораторскими способностями и Мохаммед), что большинство мужского населения планеты тогда, скорее всего, предпочло бы посмотреть на битву этих парней, нежели, например, на голую Софи Лорен у себя в постели. Бой в столице Заира Киншасе, который прозвали “Грохот в джунглях”, до сих пор считается одним из величайших событий бокса 20 века. Он принес славу не только Мохаммеду Али, как новому чемпиону мира, но и Дону Кингу, к которому после этого стали обращаться все самые видные бойцы с деловыми предложениями.

Кстати, конец их взаимоотношений был весьма печальным, но довольно предсказуемым. Кинг уговорил Али, который по боксерским меркам находился уже в пенсионном возрасте, провести встречу со знаменитым Ларри Холмсом. В результате Мохаммед попал в больницу с различными серьезными травмами, которые вполне возможно и стали позднее причиной тяжелейшего заболевания. Зато Кинг обогатился на 2 миллиона долларов, по тем временам астрономическую сумму. А Али получил 50 тысяч.

Мохаммед стал первым уловом удачливого и расчетливого рыбака. Среди прочих крупных рыб можно назвать и самого Холмса, Холифилда, Тринидада, Хопкинса и т.д. Но особняком в этом списке стоит Майк Тайсон. Тренер и приемный отец Майка Кас Д’Амато всегда был против сотрудничества Тайсона с этим пронырливым бизнесменом. И тщательно оберегал подопечного от Кинга. Однако после его смерти и смерти еще одного близкого человека – менеджера Джима Джекобса, Дон добился своего и стал вести дела Майка. Он сделал из молодого суперталанта – суперзвезду, и все ради того, чтобы люди готовы были отдать целое состояние только за возможность взглянуть на Майка. Суммы, получаемые Тайсоном за бои, вызывали нескрываемое восхищение. За серию поединков, которые он провел в середине 90-х годов, легендарный боксер получил 140 миллионов долларов! Майк считался безоговорочно богатейшим спортсменом планеты. Но тут, как снег на голову, обрушилось обвинение в изнасиловании. Тайсон, находясь в сложном положении, попросил адвокатов и финансистов проверить свои банковские счета. В итоге оказалось, что он имеет 20 миллионов долларов… долгов. Деньги разворовал Кинг, воспользовавшись лазейками в хитро составленном им же контракте.

Вот такой он кусок, этот Дон. В деньгах – смысл жизни Кинга. Ради наживы он готов на все. Если бы можно было, то Дон без зазрения совести заложил бы свой зад за пару тысяч “зеленых”. Поэтому легко понять Кинга – он не сожалеет о том, что, по сути, изрядно попортил жизнь боксеру, которой без него мог бы стать лучшим из лучших, величайшим, эпохой. Кинг раскрутил Тайсона, но сломал его психологически. Дон, будучи рьяным расистом, убедил Майка не доверять белым, хотя все самое хорошее в жизни для него сделали люди именно этого цвета кожи. Майк сильно изменился в худшую сторону, стал агрессивнее. Это тоже было выгодно Дону. Чем больше Тайсон устраивал скандалов, тем больше людей смотрело трансляции с его боями. Доверчивый Майк любил Кинга и очень привязался к нему, но в ответ получил нож в спину.

Дон, конечно, плохой парень. Но при всем при этом – не будем забывать, что он оказал серьезное влияние на развитие и популяризацию бокса. Кинг организовал свыше 500 чемпионских боев, достижение, которое вошло в книгу рекордов Гиннесса. Журнал Sports Illustrated включил его в число 40 самых влиятельных фигур в спорте за последние 4 десятка лет. Причем, он оказался там единственным боксерским промоутером. Дона называют крестным отцом современного кулачного боя. А в 1997 году компания HBO Pictures сняла о Кинге фильм в жанре биографической драмы.

Про Дона можно говорить бесконечно. Он яркий и колоритный персонаж. Но в истории его жизни меня увлекает даже не сама одиозная фигура Кинга. Поразительно, как в Америке, по сути, пропащий человек может вознестись так высоко. Там у людей всегда есть шанс исправиться. В России же Дон после своей бурной молодости, отсидки, прочих неприглядных дел мог бы максимум рассчитывать на место тракториста в деревне, в которой кроме него жил бы еще разве что трактор. Кто бы согласился соседствовать с зэком?

А что же Дон? Ему уже 80, он миллиардер. Но Дон до сих пор ищет новые пути обогащения. Старому пройдохе все равно, что за пути это будут – он ничего не боится. Сотни раз, и это не преувеличение, Дона пытались привлечь к уголовной ответственности за различные финансовые махинации. Но куда там! Он все время ходит с маленькими американскими флажками и при каждом удобном случае произносит коронную фразу: “Only in America”. И это, разумеется, делается не исключительно ради любви к Родине. Дон всем доволен и сейчас, помимо бокса, активно занимается благотворительностью. Промоутер спонсирует негритянские организации, среди которых – Центр Мартина Лютера Кинга и Национальная организация содействия темнокожим людям. Дон, как никто другой, понимает, какая судьба ждет многих из них. Он хочет, чтобы дерьма на свете было меньше.