14 мин.

Сегодня футбольному клубу «Лацио» 123 года. Вспомним главные события в истории великого клуба

Cегодня, 9 января 2023 года, свое 123-летие празднует римский «Лацио». Эта команда возможно никогда не была в топе европейского футбола, но всегда имела по-настоящему мировых звезд футбола, которые привлекали своей игрой и приносили новых тиффози клубу.

Я постараюсь пройтись по главным событиям в истории «бьянкочелести», ведь все упомянуть конечно же не получится, так как это заслуживает целой книги, а может быть, даже и нескольких.

История создания

Спортивное общество Лацио (Societa Sportiva Lazio) было основано 9 января 1900 года благодаря группе энтузиастов, среди которых отдельной строчкой выделяется Луиджи Биджарелли – офицер войск Берсальеров и чемпион по бегу. Первый год своего существования Лацио только бег и культивировал, но уже в 1901-м был нанесён первый удар по футбольному мячу, благодаря иммигранту из Франции, Бруто Сегеттини, успевшим во Франции основать парижский клуб «Расинг». Именно он объясняет создателям римского клуба правила игры в футбол, успевшей стать такой популярной в Англии. Таким образом, «Лацио» стал первым футбольным клубом в Вечном городе. Цветами были выбраны белый и небесно-голубой, ассоциирующиеся с флагом Греции – Родины первых Олимпийских игр. Символ клуба орёл напоминает о привязанности клуба к Риму — именно эта гордая птица была основополагающей на символике армии Римской Империи.

Свой первый матч провели 16 мая 1902 года против команды «Виртус», небесно-голубые выиграли его со счетом 3:0. В 1907, в ходе межрегионального чемпионата, «Лацио» обыграл три команды — «Лукку», «Пизу» и «Ливорно» — в один день, и таким образом завоевал трофей. Будучи сильнейшим клубом в городе и выигрывая чемпионат Рима в 1910, 1911 и 1912, «Лацио» выигрывает свою региональную группу, а затем и полуфинал Национального чемпионата, в битве с организованными командами Севера. В Национальном финале, сыгранном 1 июня 1913, «Лацио» проиграл 0-6 «Про Верчелли».

Разбираться в том, как проходили первые розыгрыши чемпионата Италии, можно неделями, а то и годами. Здесь мы не будем расписывать все тонкости, но скажем лишь, что там действовало разделение на группы по географическому признаку. И причем из одних групп команды выходили в другие, то есть все было максимально непонятно для человека, живущего в 2023-м году. Свой квартет финального раунда сезона-1914/1915 (18-го розыгрыша итальянского первенства) выиграл «Дженоа», финишировавший в своем квартете выше «Торино», «Интера» и «Милана». В решающем поединке генуэзцам нужно было сыграть с «Лацио», который получил это право сразу после победы в квалификационном раунде, где он оказался выше тосканских команд – «Пизы» и «Лукки», а также «Роман» — одного из предков «Ромы». По сути, это и был финальный раунд, ведь надо понимать, что подбор и сила команд на Севере всегда были лучше. В общем, возьмите во внимание последнее предложение, и сделайте вывод, почему Скудетто после вступления Италии в Первую мировую отдали именно «грифонам». Лацио за титул сезона-1914/1915 судится до сих пор, а в среде болельщиков «бьянкочелести» очень популярна шутка, что это единственное возможное Скудетто при Лотито. И то, разделенное на двоих…

В межвоенное время у «Лацио» было несколько шансов взять титул, и во многом это была заслуга феерившего в те годы Сильвио Пиолы – чемпиона мира 1938-го в составе Скуадры Адзурры и лучшего бомбардира в истории клуба. Правда, рекорд этот уже побит Чиро Иммобиле – главным героем современных тиффози «Лацио».

История сохранения клуба

Но времена Пиолы были уже после знакового для римского футбола 1927-го года. Тогда «Лацио» смог уберечься от слияния с другими столичными клубами и чудом сохранил свое существование. Бенито Муссолини приказал создать в Риме одну сильную команду, которая сможет конкурировать с северными грандами, но «небесно-голубых» спасло то, что их преданным поклонником был фашистский генерал Джорджо Ваккаро, по совместительству являвшийся многолетним главой FIGC (Итальянской федерации футбола) времён правления Муссолини. Многие считают, что влияние Ваккаро на итальянский футбол было такое, что и в триумфах на Мундиалях 34-го и 38-го годов его заслуга больше, чем даже у тренера Витторио Поццо. Из слияния же клубов «Роман», «Альба-Аудаче» и «Фортитудо-Про-Рома» образовалась «Рома», а римское дерби и по сей день является одним из самых страстных и ненавистных во всем мире.

Первый трофей

Первые послевоенные годы не запомнились для «орлов» ничем интересным, а самым радостным событием среди всей серости стал вылет «Ромы» в Серию B в сезоне-1950/1951. Тем самым «волки» стали первой римской командой, понизившейся в классе, и случилось это с легкой руки самого «Лацио», обыгравшего заклятых врагов в дерби.

Но в сезоне-1957/1958, после серии довольно успешных бронзовых сезонов, «бьянкочелести» покорился Кубок Италии — первый трофей клуба случился аж через 58 лет после его основания.

Первое Скудетто

Времена между первой победой в Кубке и первой победой в Серии А были воистину тяжкими для римского клуба. Тут были и вылет в Серию B, и невероятные финансовые проблемы, и много-много чего еще, выходящего за рамки данной статьи. Сейчас не об этом. Помните начало предыдущей части текста, где мы говорили о том, что Лацио слегка помог «Роме» вылететь из Серии А? Так вот, капитаном тех «джалоросси» был некто Томмазо Маэстрелли, стабильно выходящий в центре поля «волков». Однако ему было суждено стать одним из самых, а на тот момент – самым легендарным тренером в истории «Лацио». Та команда тоже заслуживает множество различных текстов. Это была настоящая банда с пистолетами в карманах, порой, чего уж таить, открывавшая из него и огонь – самый яркий пример случился перед одним из дерби чемпионского сезона, когда тиффози «Ромы» пришли с оскорбительными криками под отель, где отдыхали Джузеппе Уилсон, Джорджо Киналья и компания. Киналья, кстати, потом руками изображал выстрелы по болельщикам ненавистного клуба и на стадионе в день матча, а после гола показал желто-красной трибуне правой рукой жест, который затем дважды повторял Паоло Ди Канио.

В общем, Маэстрелли с ходу вернул команду в элиту итальянского футболу и едва не подарил поклонникам клуба невероятное достижение – чемпионство в первый же сезон после выхода из Серии B, однако последний тур с «Наполи» опустил команду на третье место. Цель была достигнута через год, когда заветное Скудетто все же покорилось и особенно это было удивительным на фоне того, какие отношения были у футболистов внутри самой банды, о которой, по сути, можно было уже говорить скорее во множественном числе. Капитан Уилсон был заодно с Кинальей, Мартини – с Ре Чеккони, и тд. Но на поле их объединяла одна великая идея – «Лацио», а способствовал этому – главный тренер. Однако сказка быстро закончилось. Рак печени и смерть Маэстрелли, убийство Ре Чеккони после нелепой попытки «прикольнуться» в ювелирном магазине, уезд Кинальи за океан, обвинение Джузеппе Уилсона, Бруно Джордано, Лионелло Манфредонии и Массимо Каччиатори в договорных матчах, которое увенчалось для игроков проблемами с итальянским законодательством, а для самого «Лацио» –падением в Серию B. Президент Умберто Ленцини, которого смело можно наряду с Маэстрелли назвать кузнецом тех непродолжительных успехов, отошел от клубных дел. 70-е для «орлов» ужасно начались и ужасно закончились. Но то, что было в середине – затмевает в исторической памяти все.

Приход Каллери

«Лацио» начал это десятилетие в Серии B. Лидеры команды были дисквалифицированы, и тренер Иларио Кастаньер не смог вывести команду наверх в сезоне 1980/81 (Кьоди не забил решающий пенальти на 90-й минуте матча за два тура до финиша), на следующий год команда едва не вылетела в Серию С (1981/82), и наконец поднялась в Серию A в сезоне 1982/83, не в последнюю очередь благодаря триумфу Италии на Кубке Мира 1982 и последующей амнистии Джордано и Манфредонии.

Возвращение «Лацио» в Серию A было коротким и неудачным: только два сезона (1983/84 и 1984/85), и унизительный вылет в Серию B. Ни одной гостевой победы за два года.

В сезоне 1985/86 разгорелся новый скандал, и «Лацио» (на этот раз из-за игрока Винаццани) вновь оказался втянут в неприятную историю. Команду отправили сначала в Серию С, но затем это наказание было заменено на 9-очковый штраф в начале следующего сезона.

Была создана так называемая «команда −9», появились Фашетти (тренер) и Каллери (президент). Задача остаться в Серии B казалась сложной, но по ходу сезона она едва не превратилась в невыполнимую. Гол Фиорини в последнем матче против «Виченцы» позволил команде попасть в переходный турнир, где гол Поли в ворота «Кампобассо» позволил избежать чудовищного позора. На следующий год (1987/88) «Лацио», наконец, «проснулся» и завоевал столь долгожданное повышение в классе.

Для президента Каллери конец десятилетия означал скорее финансовую перестройку, чем создание хорошей команды: «Лацио», оставаясь в середине таблицы (1988/89 и 1989/90), иногда радовал маленькими успехами (победа в дерби в сезоне 1988/89, гол на счету Ди Канио, и разгром «Наполи» 3-0, с Марадоной в составе, в чемпионате 1989/90) и новыми именами, такими как Паоло Ди Канио и уругваец Рубен Соса. На должность тренера «орлов» был приглашён легендарный Дино Дзофф.

Эпоха Краньотти, второе скудетто и банкротство

Следующий культовый период для «Лацио» продлился значительно дольше. В 1992-м году клуб купил пищевой магнат Серджио Краньотти и создал настоящую команду-мечту. В 1998-м это увенчалось выходом в финал Кубка УЕФА и завоеванием первого за 40 лет и второго в истории клуба Кубка Италии. Еще через год – приездом в Рим двух первых еврокубков, признанных УЕФА (а розыгрыш Кубка обладателей Кубков сезона-1998/1999 был последним, так что «Лацио» стал последним обладателем в истории трофея) и чудом потерянным Скудетто. А в 2000-м – Скудетто уже завоеванным, тогда как золотые медали можно было смело класть в еще один Кубок, а затем и Суперкубок страны.

Добавим ко всему этому, что в сезоне-1997/1998 «бьянкочелести» 4 раза за сезон обыграли «Рому», и именно за это, а не за что либо другое, фанаты клуба предложили воздвигнуть Свену-Йорану Эрикссону памятник (идея, правда, так и осталась нереализованной), а мемориальная доска с упоминанием об этом событии висит на базе клуба в Формелло.

Кстати говоря, швед — уже третий вслед за Бернардини и Маэстрелли эпохальный для клуба тренер, имевший прошлое с вечными соперниками «Ромой». Про Скудетто же скажем отдельной строчкой, что оба чемпионства клуб завоевал на второй сезон после того, как был к этому необычайно близок, но умудрился все упустить.

Благодаря тем временам «Лацио» полюбили многие. Сначала Фузер, Гаскойн, Синьори, Казираги и обезбашенные матчи команды Зденека Земана, затем – воспитанник клуба, капитан и мастер игры в обороне Неста, Михайлович с его феноменальной левой ногой и прекрасными штрафными, «собака» центра поля Симеоне, маэстро и гений паса Верон, будущий обладатель Золотого мяча Недвед и многие-многие другие, от чего у болельщиков «небесно-голубого» клуба на глазах наворачиваются слезы. Синтез итальянцев, аргентинцев, сербов и чеха с чилийцем под руководством шведа – так можно описать тот замечательный римский интернациональный «коктейль». Тогда, на волне успеха, болельщики «Лацио» мечтали о том, что клуб войдёт в элиту мирового футбола, выиграет ещё несколько скудетто и, быть может, Лигу чемпионов.

Но история распорядилась иначе. В 2002 г. концерн Cirio, который «кормил» команду на протяжении десятка лет, был объявлен банкротом, и пост президента клуба занял Уго Лонго. В «Лацио» объявляется распродажа, и в течение трёх лет команду покидают практически все лидеры: сначала Павел Недвед и Марсело Салас уходят в «Ювентус», Фабрицио Раванелли перебирается в «Дерби Каунти», а Хуан Себастьян Верон — в «Манчестер Юнайтед», затем Алессандро Неста — уезжает в «Милан», Эрнан Креспо и Деян Станкович — в «Интер», Карел Поборский — в «Спарту», Лука Маркеджани — в «Кьево», а Диего Симеоне — в мадридский «Атлетико». На фоне финансового бедствия продолжается тренерская чехарда — сначала вместо Дино Дзоффа, сменившего в середине сезона сезона 2000/01 Эрикссона, появляется Альберто Дзаккерони, которого затем меняет Роберто Манчини.

Спасение от банкротства и эпоха Лотито

От банкротства и исчезновения команду спас Клаудио Лотито Лотито, который купил «Лацио» за 21 миллион евро, взятый в кредит, и ставший президентом клуба в 2004 году.

Часть денег он занял у Марио Мазини, одного из лидеров правящей Forza Italia – не так много, чтобы депутат имел вес в руководстве, но достаточно для личной заинтересованности в клубном успехе. Тогда и начались чудеса. Вдруг появился указ о защите футбола (налоговые льготы для клубов); все, кто отвечал за его разработку, были так или иначе связаны с Лотито – лидеры Forza Italia и министр финансов Тремонти. Через год премьер-министр Сильвио Берлускони – тоже друг Клаудио, – сослался на этот указ и разрешил «Лацио» заплатить в рассрочку. Вместо давящего 140-миллионного долга появился удобный режим – по 6 миллионов в год до 2028-го.

В целях покрытия многомиллионных долгов, доставшихся в наследство от предыдущего руководства, римляне были вынуждены перейти в режим жёсткой экономии. Последними из больших звёзд «Лацио» покинули Стефано Фьоре и Бернардо Корради, перешедшие в «Валенсию», Яп Стам, отправившийся в «Милан», Гаиска Мендьета, вернувшийся в «Мидлсбро», и Синиша Михайлович, присоединившийся к Деяну Станковичу в «Интере». Им на смену пришли Горан Пандев, Томмазо Рокки и Себастьяно Сивилья, после длительного вояжа на Туманный Альбион вернулся в родной клуб Паоло Ди Канио, а из молодёжной команды в первую был переведён талантливый Лоренцо Де Сильвестри.

Так же он и уволил менеджеров с завышенными окладами и непонятными обязанностями. «Я был как Иисус, изгоняющий торговцев из храма, – насмешливо вспоминал Клаудио. – У клуба было 550 миллионов евро долга. Я взял на себя обязательства в 1,7 млрд, и многие назвали меня сумасшедшим. Но для меня это был вызов. В 2010-х мы выиграли больше трофеев, чем любой другой клуб Италии кроме «Ювентуса». За все это время я не вложил ни одного евро. Только мозги. Я создал инновационную систему, определил базовые принципы развития, и теперь у «Лацио» команда стоимостью 600 миллионов евро и имущественные активы на 200 миллионов».

Сегодня «Лацио» – претендент на скудетто и один из самых финансово здоровых клубов Италии. Его акции подорожали в три раза. В команде полно звезд, а одна из них, Чиро Иммобиле недавно стал лучшим бомбардиром в истории клуба и ворвался в топ-10 лучших бомбардиров за всю историю Серии А.

Заслуги Лотито в «Лацио»:

– Выиграл 6 трофеев для клуба, по три раза Кубок Италии и Суперкубок Италии – всего на один меньше, чем в эпоху Краньотти.

– «Лацио» всего трижды за последние 16 лет заканчивал год без прибыли. Римляне выплатили долги (осталась только ненапряжная налоговая рассрочка) и несколько лет работают в плюс.

– Лотито довел до ума и модернизировал клубную базу в Формелло, заложенную Краньотти. Теперь это настоящий спортивный город. Там готовится главная команда, занимается примавера и обучаются дети из академии – которую сам Клаудио и открыл в 2014-м.

– Лотито никогда не приглашает дорогих менеджеров . Клаудио ставит на начинающих администраторов, которые вырастают в топов – и обходятся клубу дешевле назначений со стороны. Игли Таре – один из лучших спортивных директоров Серии А, а недавно ушедший в «Интер» Симоне Индзаги и вовсе самый перспективный тренер Италии.

– «Лацио» давно не продает лидеров, если не выжал из них максимум. За последние 4 года клуб продал на 175 миллионов евро – и никто не заиграл на римском уровне. Умение собирать команду за бесценок важная черта руководства клуба, примеры тому Иммобиле, который стоил 9,5 млн евро и Сергей Милинкович-Савич, который стоил 18 млн евро, теперь это две звезды и лидеры клуба.

– Президент уверен, что финансовые и спортивные результаты взаимосвязаны и доходов без трат не бывает. Растет финансовый оборот, цены за билеты и телевизионные доходы, но пропорционально растут стоимость и зарплаты игроков – Лотито сразу закладывает базу для шага на следующий уровень.

Все-таки не зря Лотито в 2015 году был удостоен финансового Fair Play Award (награда ассоциации итальянских тренеров) за грамотное и тщательное управление футбольным клубом. Лотито одновременно контролирует политиков, развивает бизнес, превращает «Лацио» в топ-клуб и влияет на итальянский футбол. Итальянцы называют его Lotutto – вездесущим.

Таким образом, как бы не относились болельщики «Лацио» к персоне Клаудио Лотито, его правление войдет в историю клуба как «стабильное», он не просто сохранил клуб, но и сделал его конкурентоспособным в Италии.

Лично от себя хочу поздравить всех болельщиков «Лацио» с этой замечательной датой, пожелать больших побед, конечно же скудетто, а также свой собственный стадион!!! 💙🦅