6 мин.

“Я не должен кусать штанги”. Каким типом вратаря является Бернд Лено

Интервью Бернда Лено для журнала 11 Freunde.

Фото: 11 Freunde/IMAGO

- Бернд Лено, как Вы наблюдали за ЧМ-2014?

- Как и большинство других фанатов: перед телевизором. Когда один, когда с друзьями. Теперь мне очень любопытно, почему Вы это спросили.

- Этот ЧМ прослыл чемпионатом вратарей: Нойер, Очоа, Браво, Навас, Ховард. Как Вы оцениваете успехи Ваших коллег?

- На турнире парни были чертовски хороши. Они проделали действительно великолепную работу. Мне бросилось в глаза, что на ЧМ многие голкиперы выступили очень спокойно и холоднокровно. При этом никто не из вратарей не совершил ни одного дикого поступка. Ни один игрок на этом ЧМ не был избит или покусан вратарем. Это уже успех.

- Кто Вас очаровал больше всех?

- Мануэль Нойер. Как он играл, особенно против Алжира! Это просто  высший класс. Наряду с ним меня также впечатлили Гильерме Очоа из Мексики и Клаудио Браво из Чили. Они продемонстрировали настоящий характер, который излучал спокойствие и надежность.  Очоа до этого я вообще не знал. Но какой сейв он совершил в матче с Бразилией, выдающийся эпизод.

- Подсмотрели ли Вы что-нибудь у этих вратарей для себя?

- Нет. Но на их игру действительно приятно смотреть. На ЧМ встречаются различные вратарские школы. Южноамериканцы очень быстрые, с проворными ногами. В Германии напротив мы делаем особы акцент на том, чтобы вратарь обладал хорошей антропометрией и острыми рефлексами. Испанцы также отличаются, их стиль сочетает в себе что-то среднее между теми школам, о которых я говорил. Это меня интересует.

- Был ли у Вас кумир раньше?

- Икер Касильяс. Возможно, сегодня его время уже истекло, но раньше он был просто супер. Он выиграл все и демонстрировал невероятную стабильность.

- Касильяс считается одним из самых спокойных и уравновешенных киперов.  В этом Вы похожи на него…

- Я, стало быть, тоже спокойный вратарь, который не делает шоу на поле. Я не должен каждый раз кусать штанги, чтобы добиться признания.

- Вам только 22, а грядущий сезон будет уже четвертым в качестве основного вратаря Байера. Думали ли Вы о таком, когда четыре года назад дебютировали против Вердера?

- Вообще нет! Это был неожиданный дебют. На третий день после моего перехода в Байер я уже был в стартовом составе, а спустя месяц я впервые сыграл в Лиге Чемпионов. Даже когда все шло хорошо, я не знал, где продолжится моя карьера дальше. Ведь Байер взял меня в аренду. В такой ситуации я не мог предвидеть, что все так хорошо выйдет.

- Собственно, как это, когда ты прежде был никому не известен и тут вдруг становишься основным вратарем бундеслиги?

- Во время переговоров с Леверкузеном спортивный директор, Руди Феллер, с самого начала ясно заявил: “Ты будешь играть до тех пор, пока Рене Адлер не вернется”. Я подумал: “Круто, надеюсь у меня получиться”. В четверг меня подписали, а в воскресенье - уже первая игра. И тогда я внезапно начал действительно нервничать.

- Почему?

- Всю свою карьеру до того момента я стремился играть в бундеслиге. И тут настало это время. Самое ужасное было ехать к стадиону на автобусе. Я был очень взволнован.  Потом раздевалка, разминка, снова раздевалка, взгляд на часы: еще 13 минут. Я это точно помню. Адское напряжение.

- А после?

- После того, как вышли на газон, все прошло. Мы выходили, зрители ликовали. Чувство, которое невозможно описать. Мурашки по коже. Тут уже появляется тотальное позитивное напряжение – и предвкушение радости.

- На сегодняшний день у Вас уже 99 игр в бундеслиге.

- Три года для меня прошли совсем не как три года. Также и 99 игр. Для 22-летнего вратаря это уже солидное количество. Во всяком случае, я очень благодарен Байеру за шанс и доверие.

- В этом году у Байера уже четвертый тренер. Хватает ли Байеру стабильности?

- Относительно тренерской должности, наверное, нет. В последнее время мы как на качелях. Для меня даже сегодня абсолютно непонятно, почему мы не достигли успеха в прошлом сезоне. Теперь я надеюсь, что в новом сезоне мы обретем стабильность. Мы хотим, в конце концов, сделать шаг вперед, а не стоять на месте.

- Как Вам предсезонка с Роджером Шмидтом?

- Тренер имел четкий план. По отношению к игрокам он имеет отличное сочетание агрессивности и человечности. В игре мы планируем применять активный прессинг на чужой половине поля. Как по мне, это очень хорошо, что теперь мы будем навязывать свою инициативу сопернику и , таким образом, меньше будем отсиживаться в обороне.

- Что это означает. Можете конкретнее разъяснить?

- Мы хотим чаще удивлять противника, после одного гола – наращивать счет, а не думать только об обороне и удержании результата. Мы должны держать схему выше, раньше прессинговать и компактно и слаженно перемещаться. Высоким и активным прессингом мы подвергаем себя риску, но его мы хотим нивелировать хорошей командной работой.       

- Байер неплохо усилился. Новички Хакан Чалханоглу, Йосип Дрмич и Кирикакос Папастопулос уже знакомы с бундеслигой, а Владлен Юрченко, Тим Едвай и Веделл – три юных таланта. Чего можно ожидать от Байера этой сборки?

- Мы сделали чрезвычайно качественные приобретения. Хакан Чалханоглу – страшное оружие, в чем мы уже убедились по предсезонке. В лице Йосипа Дрмича мы теперь имеем сильную альтернативу Кисслингу в атаке. А также молодые таланты, которые в любой момент могут подменить. С этим составом мы хотим улучшить свои результаты.

- В Лиге Чемпионов также планируете добиться большего?

- Мы должны сначала победить Копенгаген и преодолеть квалификацию. Было бы классно, если бы мы выстрелили в Европе – возможно, это будет ¼ Лиги Чемпионов.

- Вы уже накопили 16 матчей в Лиги Чемпионов и 6 в Лиге Европы. Довольны ли вы таким количеством еврокубковых матчей на своем счету?

- В первую очередь я очень горд моим большим опытом. Кто еще имеет такой багаж в моем возрасте? Однако в этом багаже есть и такие неудачные эпизоды как 1:7 в Барселоне или 0:4 – ужасное начало года против Парижа. Здесь в любом случае можно было сыграть и лучше.

- Почему несмотря на Ваш еврокубковый опыт Вы до сих пор не вызывались в сборную?

- Не имею представления. Я постоянно играю в Лиге Чемпионов, чем не могут похвастаться другие мои молодые коллеги, кроме Мануэля Нойера. Если я буду успешно выполнять свою работу, то надеюсь получить вызов в сборную в ближайшем времени. Однако я вообще не имею права оценивать свое положение среди других вратарей у Йоахима Лева, так как меня никто на это не номинировал.

- Многие эксперты видят в Вас и Марке-Андре тер Штенгене, двух вечных соперниках, также двух главных претендентов на место основного вратаря сборной в будущем.

- Эта болтовня меня вовсе не интересует. Известно, что наши отношения с тер Штенгеном не очень хороши.  Но несмотря на это наша вратарская дуэль скорее медиатема. Мы увидим, кто на самом деле добьется спортивного успеха. Всегда, когда мы играли друг против друга, происходила дуэль не Лено против не тер Штенгена, а Гладбах против Леверкузена. И она в большинстве случаев заканчивалась успехом для нас.

- Тер Штенген перешел перед этим сезоном в клуб своей мечты, Барселону. Была и у Вас раньше также любимая команда?

- Я Вам сейчас говорил о Касильясе. Даже сегодня я помню его выдающуюся игру в финале ЛЧ против Байера. Раньше мне очень нравился Реал Мадрид и был, можно сказать, любимым клубом. К слову, на PlayStationя чаще всего играю именно Реал Мадридом.

- Это ваша мечта однажды сыграть за “сливочных”?

- Мне только 22. В Леверкузене я понял для себя, что все может развиваться очень стремительно. Заграница – это заманчиво. Новый язык, нова культура – это я могу себе представить. Но я не настолько самонадеянный, чтобы заявить, что я в любом случае буду играть за Мадрид.