7 мин.

Как «Локомотив» будет вписываться в финансовый фэйр-плей

Почему продажа Ньяссе и Чорлуки, переименование стадиона в «РЖД-Арену» и раздача бесплатных билетов студентам — это не так уж плохо.

В чем УЕФА обвиняет «Локомотив»?

Во-первых,  фактический владелец клуба и его основной спонсор — одно и то же юридическое лицо (РЖД). С точки зрения ФФП, это неприемлемо: главным спонсором и владельцем в идеале должны быть разные, не связанные друг с другом организации или лица.

Поэтому прошлой осенью «Локомотив» затеял диверсификацию спонсоров: помимо уже привычных РЖД и ТТК, клуб подписал партнерские соглашения с металлоторговой корпорацией «А Групп», инфраструктурным проектировщиком «АМТ-Груп» и интернет-магазином товаров для детей «Kinderly.ru». Логотипы трех новых партнеров уже нанесены на форму, в которой команда выступает в РФПЛ. Кроме того, весной не исключен приход ряда новых спонсоров. РЖД остается основным спонсором клуба, однако увеличение количества партнеров (или хотя бы создание видимости такового) станет большим плюсом при прохождении ФФП.

Вторая и основная претензия к «Локомотиву» со стороны УЕФА — нерыночный характер контракта с РЖД. Полгода назад в блоге уже был материал на эту тему с комментариями Виктора Смита. Аудиторы из «Repucom» настаивают, что рыночная стоимость контракта «РЖД» с «Локомотивом» — менее 10 млн. евро, аудиторы из «PwC» — порядка 40 млн. евро. По отношению к «Локомотиву», УЕФА вероятнее всего выберет щадящую оценку от «PwC», что все-равно станет ударом для клуба, который привык получать от РЖД вдвое больше. Например, в текущем сезоне «Локомотив» получил от госкорпорации 5,4 млрд. рублей.

Со следующего сезона «Локомотив» обязуется избавиться от всех нерыночных доходов. Таким образом, клуб сможет получить не более 40 млн. евро от РЖД. Как изменятся контракты клуба с дочерними структурами РЖД, в частности с ТТК, пока неизвестно: в лучшем случае они будут скорректированы под рыночную оценку, в худшем — УЕФА сочтет их неприемлемыми и наложит запрет. Так или иначе, со следующего сезона «Локомотив» ориентировочно сможет получать от РЖД и его дочерних структур от 40 до 50 млн. евро ежегодно. Образовавшуюся дыру в бюджете клубу придется закрывать самостоятельно.

В случае невыполнения данных требований к клубу могут быть применены жесткие санкции, вплоть до исключения из еврокубков.

Сокращение затрат на трансферы

Трансферная политика — одна из немногих сфер деятельности клуба, к которой не может быть серьезных претензий. Спортивный директор Кирилл Котов делает акцент на точечном усилении за приемлемые деньги. Денисов, Михалик, Пейчинович, Коломейцев — люди, приехавшие в Черкизово бесплатно и на адекватную зарплату; трое из них вполне ликвидны и могут быть перепроданы за хорошую сумму. Кроме того, важно отметить удачные трансферы Ньяссе, Касаева, Н’Дойе, Абаева, Чорлуки и Самедова. Сокращение бюджета станет ударом по клубным селекционерам, но, думается, они справятся со своей работой и в новых условиях. В конце концов, свободных агентов и аренды никто не отменял.

Коррекция зарплатной ведомости

Расходы на зарплату являются одной из крупнейших статей расходов «Локомотива», поэтому для успешного прохождения ФФП их необходимо сокращать в первую очередь.

У «Локомотива» одна из самых трезвых зарплатных ведомостей в России: 11 игроков стартового состава суммарно получают около 20 млн. евро — чуть меньше, чем у ЦСКА, который многие ставят в образец. Причем, если бы не Чорлука с окладом в 4,4 млн. евро, эта цифра выглядела бы куда скромнее. Всю статистику портят Фернандеш и Буссуфа: можно уверенно сказать, что в ближайшие два трансферных окна в клубе не останется ни того, ни другого. Кроме того, вызывает вопросы целесообразность платить Чорлуке 4,4 млн. евро в год; возможно, отсюда и слухи о возвращении хорвата в АПЛ.

Ещё клубу предстоит продать ряд запасных (Янбаев, Григорьев, Шешуков, возможно Михалик) и продлить контракты со «старичками» (в том числе с Самедовым и Дюрицей) на выгодных для себя условиях — в общем, работа в плановом режиме.

Нейминг стадиона

То, что недавно провернул «Спартак», вполне может применить и «Локомотив»: за продажу названия своего стадиона клуб, по грубым прикидкам, ежегодно может получать 2-4 млн. евро. Для сравнения, «Спартак» в рамках контракта с банком «Открытие» зарабатывает 200 млн. рублей в год, или почти 5 млн. евро по курсу на момент заключения сделки. Единственное препятствие — на данный момент «Локомотив» не является собственником своего стадиона. Сделки такого рода редко ограничиваются переименованием спортивного объекта. Чаще всего они становятся частью обширного спонсорского пакета, а также соглашений о совместных имиджевых и PR-акциях.

Самое главное, «Локомотиву» не обязательно искать инвестора на стороне; этим инвестором могут стать сами РЖД, а стадион «Локомотив» превратится в «РЖД-Арену». Тогда клубу останется только убедить: УЕФА — в том, что сделка носит рыночный характер, болельщиков — в том, что это необходимая процедура.

Билетная программа

Необходимо реализовать такую ценовую политику, которая обеспечит клубу максимальный доход в долгосрочной перспективе. Впрочем, сказать — проще, чем сделать. Рыночные законы в Черкизово работают причудливым образом: продавая одни из самых дешевых билетов в Москве и показывая отличную игру, «Локомотив» не заполняет свой стадион даже на треть. Возможный выход — максимально занижать цены на билеты, как это делают «Краснодар» и «Рубин», с целью повышения посещаемости — хорош в отдаленной перспективе, но может больно ударить по выручке клуба в ближайшие сезоны.

Другой вариант — фиктивная продажа билетов, в том числе в VIP-ложи, чем, по слухам, раньше пользовался «Зенит». Никто не мешает раздать часть билетов бесплатно и успешно отчитаться о росте продаж. Впрочем, наладить отношения с Югом, протереть сидения, организовать удобные точки питания и поставить рабочий Wi-Fi тоже никто не запрещает. Самое время вспомнить микроколонку Сергея Гилева.

Однако, переоценивать важность продажи билетов/абонементов тоже не стоит: по самым оптимистичным прикидкам, доходы клуба в матчдэй могут составить вдвое меньше, чем от того же нейминга стадиона.

Иные доходы со стадиона

Доходы со стадиона можно получать не только в матчдэй: речь идет о проведении концертов в Черкизово и аренде полей (в том числе МСА «Локомотив») под коммерческие турниры.

Дальше других клубов в этой сфере продвинулся «Зенит». Как сообщал «Forbes» несколько лет назад, национальная сборная приносит «Петровскому» 2–2,5 млн. рублей за матч, концерт на основном стадионе пополняет копилку клуба на 1–3 млн. рублей, малая арена сдается за 15 тыс. рублей в час для тренировок, организовать однодневный турнир или коммерческий матч можно за 125 тыс. рублей. Вряд ли с тех пор расценки понизились.

Поиск клиентов для руководства «Петровского» не проблема: в городе не так много спортивных и концертных площадок. В Москве с подобной инфраструктурой дела обстоят лучше, что, однако, не мешает и «Локомотиву» отобрать кусок этого пирога.

Атрибутика

Еще одна сфера, в которой «Локомотиву» стоит равняться на «Зенит» — это продажа атрибутики. В Петербурге этим занимается отдельное юридическое лицо — ЗАО «Зенит-Трейд», годовой оборот которого превышает 500 млн. рублей. Вместо трех десятков небольших магазинов, павильонов и даже ларьков (площадью несколько квадратных метров) решено было сделать ставку на торговые точки большей площади и проходимости, а также на интернет-магазин. В результате продажи выросли в несколько раз.

Аудитория «Зенита» значительно превышает количество болельщиков «Локомотива», но свои козыри есть и у железнодорожников. За «Локомотив» болеет множество медийных персон, начиная с хип-хоп исполнителя L’One и заканчивая актером Сергеем Светлаковым. Не исключено, что кто-то из них мог бы поучаствовать в раскрутке товаров магазина.

Но, прежде всего, необходимо повысить качество этих самых товаров и сократить ассортимент, избавившись от неликвида. Возможно, фаншопу стоит сократить предложение кружек, чехлов, прочей мелочи и сделать ставку на streetwear, который быстрыми темпами развивается в столице в последние годы. Отличным ходом стало бы привлечение к работе отечественных streetwear-брендов калибра Ziq&Yoni или CODE RED: у них есть опыт и интересные дизайнеры, у клуба — большие финансовые возможности.

Репутация клуба

Чиновники и аудиторы из УЕФА должны понимать, что имеют дело не с очередным денежным мешком, а с вполне успешным европейским клубом, который хочет и может, или хотя бы пытается жить по рыночным законам.

Увеличилась посещаемость — это плюс. Выросли продажи атрибутики — ещё плюс. Команда вышла в евровесну — плюс. Клуб купил игрока и через пару лет продал втрое дороже — громадный плюс. Из этих плюсов и складывается общее представление о «Локомотиве» в Европе.

Переговоры между «Локомотивом» и УЕФА велись в закрытом режиме, и нельзя точно сказать, какие требования выдвинуты к клубу и насколько досконально клуб должен их выполнить. С европейскими чиновниками можно и нужно договариваться. Если клуб пойдет навстречу УЕФА, из года в год будет показывать положительную динамику по доходам, то и сама УЕФА пойдет навстречу клубу. Важно не обострять конфликт и не закрывать глаза на требования ФФП, как это делало «Динамо», тогда «Локомотив» имеет отличные шансы сохранить свое право выступать в еврокубках.

В тексте использованы данные forbes.ru и kommersant.ru

Фото — fclm.ru

Ранее в блоге:

Как Халк мочит все рекорды РФПЛ

За что «Локомотив» могут исключить из еврокубков

Главные женщины в жизни Андреаса Гранквиста

Зачем «Яндексу» спонсировать «Фенербахче»