15 мин.

Нам показалось или геген-прессинг «Ливерпуля» возвращается? Разбор матча с «Астон Виллой» по уже остывшим следам

«Ливерпуль» показал идеальную игру во всех отношениях против «Астон Виллы» в матче 4-го тура Премьер-лиги. Это напомнило лучшие времена Юргена Клоппа. А мы, в свою очередь, собрали анализы прошедшего матча с The Athletic и пользователей Twitter в один материал, чтобы вам было удобно ознакомиться с потрясающим прессингом от «красных».

Победа «Ливерпуля» против «Астон Виллы» напомнила типичный матч на «Энфилде» сезона 2019/20. В той кампании «Ливерпуль» выиграл 18 из 19 домашних матчей на своем пути к чемпионскому титулу.

Победы клуба имели четыре важных фактора. К ним относились – быстрый старт, который позволял им быть впереди к перерыву; голы со стандартов (многие оппоненты защищались глубоко, чтобы препятствовать голам с игры), и Мо Салах, забивающий перед трибуной Коп. Все три фактора повторились и в последней встрече с «Виллой». Четвертым и самым важным моментом был прессинг «Ливерпуля».

Пеп Лийндерс еще в 2019 говорил: «Наша особенность – это интенсивность. Всё довольно просто. Речь идёт о том, что мы должны возвращать себе мяч как можно ближе к чужим воротам и как можно быстрее».

Это та «изюминка», которую они потеряли в прошлом сезоне, но, похоже, команда близка к тому, чтобы вернуть её.

В первой половине матча с «Челси» «Ливерпуль» показывал довольно эффективный прессинг.

«Мы пытались перекрывать зоны, опускаясь глубже, а не прессингуя выше. Однако им удавалось находить передачами Стерлинга между линиями. Кроме того, Джеймс выполнял несколько другие задачи, нежели мы ожидали, а Чилуэлл отлично вошел в игру. Мы должны были «разобрать» всё это лучше, но я увидел во всём этом хорошую основу для будущего развития», – говорил Клопп после матча с «Челси».

И они «разобрали» план «Виллы» в билд-апе уже в первые 2 минуты. «Бернли» неделей ранее использовал персональный прессинг, что позволяло команде из Бирмингема легко выходить из обороны в атаку. В новом сезоне Унай Эмери использует формацию 3-4-2-1, при которой два фулбека поднимаются выше, а под Уоткинсом играет две десятки.

Неслучайно «Ливерпуль» лучше прессинговал «Виллу» на протяжении всего матча. Они попросту лучше держали мяч. Контроль мяча является важнейшей составляющей эффективного прессинга. Если мяч у вас – вы вынуждаете соперника отодвигаться ближе к своим воротам и при необходимости способны использовать высокий контрпрессинг. 

В частности, «Ливерпуль» прессинговал билд-ап «Астон Виллы», которая действовала по схеме 4-2-4 при выходе из обороны. Две восьмерки «красных» контролировали опорников «Виллы», в то время как тройка нападения удерживала защитную линию противника. Вингеры выдерживали позиции между защитниками, чтобы прессинговать ЦЗ там, где это необходимо, в то же время перекрывая фланги. Нуньес, в свою очередь, оказывал давление в центре.

Причина, по которой Трент выделен на скриншоте выше, заключается в том, что в наиболее агрессивной манере прессинга «Ливерпуля» они предпочитают выдвигать своих фланговых игроков в более высокие позиции, чтобы иметь возможность оказать давление на крайних защитников соперника в ситуациях, когда вингеры команды направляются в направлении ЦЗ.

«Ливерпуль» предпочел расставлять ловушки, а не быть агрессивным. Они начинали прессинг относительно пассивно, но как только «Вилла» доставляла мяч налево, они включались. Салах смещался к центру, чем перекрывал пас на левого защитника за счет чего левый центральный защитник Пау Торрес становился главной целью и жертвой высокоинтенсивного прессинга.

Атаковать Торреса было логичной идеей. Его проходы вперед несколько раз ломали прессинг ещё против «Бернли». А такой прессинг вынуждал левоногого центрбека играть его слабой, правой ногой, а также не давал Люке Диню получать мяч так часто.

Вот пример. Четверка «Виллы» в обороне располагается асимметрично: Динь поднимается выше, а правый защитник Эзри Конса остается сзади, чтобы образовать тройку защитников. Два выдвинутых центральных полузащитника «Ливерпуля», Кёртис Джонс и Доминик Собослай, накрывают двойку полузащитников «Виллы»: Бубакара Камара и Дугласа Луиза.

Центральный центрбек Диего Карлос отдает мяч Эмильяно Мартинесу, чей пас на Пау Торреса даёт Салаху сигнал включаться в прессинг.

Мохамед перекрывает пас на Диня и приближается к испанцу, чтобы не дать тому пойти вперёд на дриблинге. Дарвин Нуньес тоже поднимается выше, мешая Торресу вернуть мяч Мартинесу. Собослай начинает прессинговать Диня, возможного адресата передачи, что тут же заставляет Мак Аллистера подняться выше и продолжить опеку Дугласа Луиза игроками «Ливерпуля».

Салах вступает в отбор против Торреса, что позволяет «Ливерпулю» заработать угловой, с которого будет забит первый гол.

После матча Эмери скажет, что травма Диего Карлоса на 18 минуте «спутала все их планы». Это заставило его заменить защитника, но не на другого игрока обороны, а на Леона Бэйли, который вышел направо в атаку, а Мэтти Кэш отправился направо в оборону, в то время как Эзри Конса пошел играть центрального центрбека.

После ухода Карлоса с поля, Динь стал основным вариантом в продвижении мяча, поэтому «Вилла» пыталась найти способ направить его французу при помощи комбинации с использованием одного из опорников. Пау Торрес отдает мяч Луизу, а тот, в свою очередь, Диню. Видя предстоящую комбинацию, Собо сразу же дает Тренту подсказку, чтобы тот отправился прессинговать француза.

Именно это делает Трент, и в результате способствует отбору в трети поля гостей. В первую очередь стоит отметить, что Трент не мог совершать действия подобного рода каждый раз, поскольку МакГинн был в его зоне, поэтому ТАА приходилось оставаться зачастую глубоко, чтобы за его спиной не оставалось свободного пространства. Однако ситуация, представленная выше, позволила ему выдвинуться из-за отсутствия вариантов для направления мяча у Диня.

Смещение Трента вынудило Мак Аллистера прикрыть свободную зону, однако в этом эпизоде прессинг «Ливерпуля» был успешен во многом из-за более высокой интенсивности и способности «перекрывать воздух» игрокам обороны, которые нередко компенсируют численный перевес противника в билд-апе.

Иной вариант прессинга в районе трети поля гостей был спровоцирован попыткой Мартинеса избежать комбинации подобной выше. Вместо того чтобы использовать в билд-апе третьего игрока с целью довести мяч до все того же Диня, Мартинес совершает точную передачу прямо над головой Салаха. Это означает, что «Ливерпулю» придется опустить планку прессинга ниже, а «Вилла» получает возможность выдвинуться дальше в переходной фазе.

Сложившуюся ситуацию вряд ли можно назвать оптимальной для «Ливерпуля», но в отличие от, например, «Манчестер Юнайтед», у которого прессинг сложен подобным образом, мерсисайдцы задействуют давление с тремя полузащитниками. Это позволяет команде оказать более оперативное давление на Диня и создать больше проблем в продвижении мяча.

У прессинга «Ливерпуля» были и другие вариации.

Одна из них заключалась в том, что прессинговали центральные полузащитники, а вингеры оставались глубже, чтоб перекрыть пасы на фулбеков. Это было более рискованно, так как Мак Аллистер должен был подниматься выше и закрывать центрального полузащитника соперника, которого перед этим опекал кто-то из восьмерок «Ливерпуля».

Здесь (до травмы Диего Карлоса) Дарвин располагает свое тело таким образом, что Мартинесу приходится отдать мяч налево.

Собослай начинает свой прессинг, причем делает это по прямой линии. Обычно это не самый верный вариант прессинга, потому что так игрока проще обыграть, и это закрывает меньше опций для паса. Но в данном случае было важно заблокировать возможный пас Торреса на Дугласа Луиза.

Собослай заставляет испанца сыграть длинным пасом, а Джо Гомес затем выигрывает верховую дуэль и возвращает мяч команде. 

Риск высокой линии прессинга вызван манипуляциями с линией обороны, которая зачастую должна подниматься ближе к воротам соперника, как Гомес на примере выше, что оставляет большое пространство позади.

В первом тайме «Вилла» делала не очень много вертикальных передач, особенно в качестве розыгрыша мяча, что сравнимо с первым таймом против «Бернли», который принес им успех:

«Нам было непросто сделать больше чем 5, 8, 10, 12 пасов за одну комбинацию. Иногда у нас был шанс, чтобы сделать это. Когда мы не можем отдать пас, то важно быть хладнокровным, более эффективным, сыграть более прямолинейно, чем обычно», – говорил Унай Эмери после матча с «Бернли».

На этот раз они последовательно пытались разыграть мяч и раз за разом продолжали терпеть неудачу. У них было всего лишь несколько эпизодов, когда они выигрывали на подборах, когда их вынуждали играть длинными передачами. Показательным был тот факт, что первый удар «Виллы» по воротам «Ливерпуля» во втором тайме был спровоцирован дальней передачей Мартинеса.

Уоткинс выиграл дуэль у Матипа, в результате которой оба оказались на газоне. Мак Аллистер вынужден затем фолить на Муссе Диаби и, после розыгрыша штрафного, “Вилла” смогла организовать первый удар по воротам.

Но самым важным показателем было то, что «Ливерпуль» смог вернуть владение в финальной трети соперника 7 раз за первый там – в прошлом сезоне они добились подобных цифр лишь в одном тайме из всех матчей. Что еще интереснее – в общей сложности лишь в 4 первых таймах из 193 матчей АПЛ с начала сезона 2018/19 показатели клуба были выше. 

Ниже еще один эпизод прессинга от Собослая и ошибки Торреса. Теперь мы лучше понимаем паттерны прессинга команды.

Торрес пытается на дриблинге пройти по флангу, но Салах и Собослай загоняют его еще ближе к бровке. Салах отбирает мяч у Пау (снова) и на дриблинге пытается войти в штрафную, но оказывается вытеснен из нее после того, как слишком долго не мог пробить или отдать пас.

К часу игры счет уже был 3:0, но «Ливерпуль» продолжал прессинговать, несмотря на снижение интенсивности.  

В эпизоде ниже Пау Торрес смог обыграть Мо на 83 минуте и сместиться чуть ближе к центру, несмотря на то, что египтянин продолжал его прессинговать.

Салах неустанно прессинговал на протяжении всей игры. Например, на скрине ниже представлен эпизод сразу после третьего гола «Ливерпуля», где египтянин пытается оказывать давление на Мартинеса.

Часто замены могут свести на нет стратегию прессинга. В случае с «Ливерпулем» это было не так. Джонс, Диас и Нуньес были заменены на Эллиота, Жоту и Гакпо соответственно, но прессинг по-прежнему действовал эффективно. Здесь Собослай (теперь на позиции левого центрального полузащитника) переключается с Камара на прессинг Консы, заставляя его сместиться на одну линию с Торресом, а Гакпо своим прессингом вынуждает Торреса совершить неточную передачу.

И Торрес, и Динь отыграли все 90 минут, и все же примечательно, что Торрес отдал ему только одну передачу за это время; для сравнения, он отдал 10 пасов Консе, 7 Мартинесу, 4 Дугласу Луису и 3 МакГинну.

У Торреса в матче было такое же количество попыток продвигающих передач в сторону ворот «Ливерпуля», как и в матче с «Бернли» (47), но на «Энфилде» их точность составила всего 72,3%, в то время как с «Бернли» этот показатель составил 93,6%, и в целом в матче с “Ливерпулем” ему с трудом удавалось продвигать мяч вперед.

Клопп после матча говорил о «совершенно новом облике» команды, которой необходимо «позволить вжиться» в свои роли. Уже ушли Садио Мане и Роберто Фирмино, занимавшие главное место в некогда грозной прессинг-системе «Ливерпуля». Но в лице Диаса, Нуньеса и Салаха у Клоппа есть три невероятно подвижных, быстро разгоняющихся и хорошо защищающихся форварда в тройке атаки.

Он высоко оценил «большое желание, организованность, готовность защищаться сообща».

Широко распространено мнение, что прессинг – одна из самых сложных вещей в обучении. Это требует времени, деталей и хитросплетений. «Ливерпуль» несколько сезонов назад установил высокую планку игры без мяча, но их игра в первом тайме против “Виллы” стала доказательством того, что они могут вернуться на прежний уровень.

Как уже было сказано ранее, основной причиной столь успешного прессинга «Ливерпуля» в прошедшем матче стал именно контроль мяча. Более того, это была первая встреча, в которой «Ливерпуль» смог полноценно использовать свою схему 3-2-5.

Причиной тому может служить и то, что в полузащите у команды играло трио очень техничных игроков. Алексис, Собо и Кёртис совершили большое количество передач с довольно высоким процентом точности. Впервые за довольно долгое время мы увидели уверенный «Ливерпуль»”, который ко всему прочему выполнял свои задачи безошибочно.

В основном это связано со сбалансированным набором качеств игроков, которые в совокупности справляются с тем, чтобы играть в агрессивный, но в то же время безопасный футбол. В этом также есть и заслуга Юргена Клоппа – куда без этого. Он постоянно говорил, что команде необходимо контролировать саму игру. И теперь мы видим, что игроки стали более терпеливыми и способными выжидать.

Когда «Ливерпуль» играет подобным образом, нет никаких сомнений в том, что структура и общий уровень команды находятся на высочайшем уровне. Схема 3-2-5 занимает все ключевые позиции в нападении, она оптимальная для комбинационной игры, контрпрессинга, эффективного поиска пробелов в обороне противника, возможности сдерживания соперника в переходных фазах и так далее.

Однако какие бы оды не пели «красным» после матча 4-го тура Премьер-лиги, стоит признать, что «Вилла» позволяла «Ливерпулю» проявлять свои самые лучшие качества из-за некоторой пассивности. Более того, они сами не лучшим образом контролировали мяч. 

«Ливерпуль» был невероятен в первые 20 минут матча против «Челси», но как только лондонцы пришли в себя, «красные» инстинктивно прибегнул к вертикальному футболу, который ограничивает их лучшие качества. И так происходит каждый раз, когда матч складывается не так, как было запланировано. Роббо становится слишком прямолинейным, а Мак и Трент ищут способы доставить мяч вперед одними лишь забросами. Это футболисты, играющие из глубины. Они должны обеспечивать контроль мяча, а не выполнять вертикальные передачи при первой же возможности, рискуя потерять владение.

Хоть «Ливерпуль» и является высокоуровневой командой и обладает классными игроками на всех позициях, нельзя сказать, что каждый следующий матч будет складываться столь же успешно, как получилось с пассивно прессингующей «Виллой».

Если вам понравилось прочитанное, подписывайтесь на «Шесть Элче». А еще у нас есть свой подкаст «Премия Дарвина», где мы говорим о «Ливерпуле», АПЛ и футболе в целом: он доступен на YouTube и всех музыкальных площадках.