6 мин.

На Трибуне. Какие функции будет выполнять Тина Канделаки на отечественной масс-медиа сцене?

Начну с благодарности - в блоге "На Трибуне" уже 50 человек. Спасибо большое, уважаемые читатели, что заходите и оцениваете мои труды плюсами и комментариями - с каждым новым постом я буду стараться все больше работать над его качеством и смысловым наполнением и стараться расти как спортивный блоггер. Оставайтесь с нами, как говорится!

Мы очень много говорим о том, что подход к освещению спорта в нашей стране хромает – мол, одни и те же лица уже изрядно примелькались на телевизионных экранах, и интерес к собственному PR и обогащению уже давно вытеснил из их умов заботу об отечественном спорте. Справедливо возмущаемся обилию ток-шоу, Стивена Сигала и «ментовских» войн на спортивных каналах, указываем журналистам на проскальзывающее неэтическое поведения в эфирах и социальных сетях, а также отправляем куда-то в пустоту свои советы, увещевания и надежды на улучшение ситуации. Но вот в чем загвоздка – когда перед самым носом появляется возможность – нет, рано так говорить – лучик надежды на кардинальное улучшение ситуации – мы все в ужасе пятимся назад и превращаемся в самых настоящих луддитов – людей, крушащих в 18 веке первые механические станки в страхе, что инновации абсолютно вытеснят живых людей с рынка труда. Те же самые луддиты, к слову, абсолютно не гнушались многочисленных акций протестов по поводу низкой заработной платы.

Слишком привычным стал для нас устоявшийся порядок вещей – еженедельная критика передачи Георгия Черданцева «90 минут +», остроумные (и не очень) подколки лиц отечественной спортивной медиа-сцены. При этом все мы точно знаем, что ни одно, даже самым тщательным образом сформулированное и составленное замечание, не будет рассмотрено, а уж тем более принято к исполнению. Получается некий замкнутый круг – продукт выходит, подвергается критике, потом критики к нему привыкают и сами смотрят его уже из какой-то садистской привычки, будучи на все 100% уверенными в том, что за неделю, месяц и даже несколько лет ничего не поменяется – начиная от прически Алексея Андронова и заканчивая…его имиджем в эфире.

(фотография честно взята из паблика на Sports.ru Телевизор 3.0)

Я специально взял небольшую паузу после новости о назначении Тины Канделаки на должность генерального продюсера нового спортивного телеканала «МАТЧ ТВ» – очень не хотелось в будущем оказаться заложником собственных слов, сказанных на эмоциях. Теперь же, все тщательно обдумав и взвесив, я, пожалуй, готов поделиться с уважаемой аудиторией своей позицией по данному вопросу.

Важное примечание: автор этих строк не является лицом, получающим заработную плату у Тины Канделаки, ни ее родственником и доверенным лицом, не пересчитывает сейчас по другую сторону от монитора гонорар за нижеследующие строки, и даже никогда не был модератором ее страницы в ЖЖ.

Подойдем же мы к рассмотрению указанного лица несколько с другой стороны, задавшись вопросом – что же собой представляет этот самый «Матч ТВ»?

На самом-то деле, что довольно занятно – этого никто не знает. Серьезно! Мы пока что не увидели никакого, даже самого призрачного намека на контент, который там планируют создавать. Не побывали (пусть и с помощью фото и видеоотчетов) на презентации проекта, не слышали никаких, кроме самых общих слов про «общедоступный спортивный канал» высказываний, которые пролили свет на первый, и очень важный вопрос – «а что это такое-то вообще?» Но уже обрушили само небо и серверы Sports.ru своей уверенностью на счет того, что руководитель этой непонятной штуки абсолютно не подходит для своей должности. Кхм, едем дальше.

Остановка вторая – руководство чего бы то ни было, начиная от футбольного клуба и заканчивая государственной корпорацией «Газпром» очень сильно отличается – как по назначению, так и по функциям на рабочем месте. Помните, великий тренер «Ливерпуля» Билл Шенкли говорил:

«Футбольный клуб представляет из себя святую троицу – игроков, тренеров и болельщиков. Совет директоров сюда не входит – они нужны, чтобы подписывать чеки».

Так и любая корпорация – есть исполнители, есть руководство. Мыслить и действовать они должны – нет, обязаны – абсолютно по-разному. Приведу конкретный пример. Sky Sports знаете? Да-да, тот отличный британский спортивный телеканал с шикарной инфографикой и звездами прошлого и настоящего спорта, которые сидят в смокингах и со стаканом чего-то вкусного в руках объясняют зрителю, почему Уэйн Руни решился на дальний удар, а не воспользовался дриблингом. Знаете, кто его владелец?

Руперт Мердок – предприниматель, миллиардер и владелец второго по величине в мире медиаконгломерата News Corporation. Как Вы думаете, он хоть минуту провел в качестве игрока, тренера или менеджера хоть в одном виде спорта?

Разберем условный футбольный телеканал «РФПЛ ТВ». Следует ясно различать обязанности совета его директоров и журналистов, корреспондентов, ведущих ток-шоу. Задача совета директоров – сделать подчиненное им предприятие прибыльным – а для того, чтобы продукт стал прибыльным необходима популярность его среди потребителей – зрителей. А вот КАК это сделать – при помощи инфографики, инсайд-видео со скрытых камер в офисах «Локомотива», «Анжи» и «ЦСКА», или же Артема Дзюбы в роли главного действующего лица еженедельной программы «заБЕЙ» - уже вопрос к непосредственным исполнителям. Совету директоров это нисколько неинтересно – главное, чтобы число в колонке «Доходы» в финансовой ведомости превышало аналогичный показатель колонки «Расходы».

К чему я веду? Если бы 22 июля 2015 года я бы прочитал новость под заголовком «Тина Канделаки назначена главным выпускающим редактором телеканала «Матч ТВ»», или же, сохрани Господь «Тина Канделаки возглавит журналистский отдел «МАТЧ ТВ»» - это был бы безусловный крах и конец всех начал и концов – человек, не близкий к спорту приведет такие направления к краху. Но Тине Гивиевне наплевать на Артема Дзюбу и ТТД Ахмеда Мусы и ее нисколько не волнует, в чем отличие тактики «442» от «451». Все, что должно быть интересно главному продюссеру – это успех проекта, созданного по личному поручению Владимира Путина. Что-что, а коммерчески успешные проекты Канделаки делать умеет, спору нет – ее имя числилось в знаковых для отечественного ТВ проектов «Форт-Боярде», «Две звезды» ну и, куда же без него, «Самый умный».

Забавное примечание – к журналистским способностям Тины Канделаки я отношусь чуть более, чем негативно – это началось с телеэфира, где она 20 минут расспрашивала моего любимого певца про цвет семейных, пардон, трусов у исполнителей тяжелой музыки. Но я отвлекся ;)

Но у нее безусловно хорошо развит навык менеджера и организатора – она начинала на должности ведущей грузинского телеканала, прошла с самых низов российских медиа, в начале российской карьеры работая на «Серебряном дожде», а продолжив сотрудничеством с Александром Цекало и основанием «ОК Продакшн». Такой человек просто не может позволить другим навязывать чужую точку зрения и давать собою управлять – иначе он, даже будучи очень талантливым, так и останется где-то за спинами у людей, обладающих реальной властью, а не войдет в их круг.

Разумеется, нельзя исключать возможности полного провала «Матч ТВ» - тогда, получается, предыдущие 2,5-3 часа, потраченные на написание этого материала, а также пара дней, отведенных на размышления по поводу его смыслового наполнения, прошли зря. Но дело не в этом. В российском спорте внезапно возникла фигура, которая обладает потенциалом к перелому устоявшегося негативного информационного поля вокруг как отечественных спортивных масс-медиа, так и спорта в целом. И если подходить к вопросу с этой точки зрения, то мне абсолютно все равно на встречи Тины Канделаки с Рамзаном Кадыровым, ее съемках в журнале «Playboy» и прочим вопросам. Если она сможет сделать так, что даже простые, далекие от спорта люди в нашей стране начнут ей интересоваться – мне будет важно только это. Если не сможет – значит не сможет. Но факт в том, что этот человек заслужил свой шанс. Посмотрим теперь, как она им воспользуется.