18 мин.

От Галлы Плацидии до статуса «мертвого города». В чем наследие Равенны?

В Италии существует устоявшееся мнение о том, что футбол схож с религией. Настолько крепко связана любая деятельность местных жителей с этой игрой. Важность данного аспекта выражается еще и в том, что именно футбол так или иначе отражает историческую сущность того места, где базируется и где был создан определенный футбольный клуб. Это помогает впитать в себя сущность и менталитет, присущие указанному региону, отразить предпочтения и качества местных жителей, а в дальнейшем - возможно и повторить судьбу родного города.

Фактически, футбол и есть отражение большинства социальных процессов, протекающих в обществе. Топовые клубы и гранды мирового футбола держатся на плаву только за счет того, что однажды их организацией занялся правильный человек в подходящих для развития подобной структуры условиях. Крупные города, развитая промышленность, транспортные удобства, аккумуляция денежных средств в требуемых границах. И даже все перечисленное не гарантирует результата - большую роль сыграет и историческая подоплека.

Наиболее популярные футбольные дерби, коими называют противостояния футбольных команд из одного города, лучше всего доказывают влияние контекста времени и географического положения. Туринское дерби - демонстрация вражды коренного населения Пьемонта с мигрантами, а также мощное социальное расслоение общества на элитарный и средний классы.

Миланское дерби показывает миру противостояние мнений о том, кого именно следует считать истинно итальянским клубом, а кого - лишь очередной попыткой англичан распространенить и навязывать свою культуру, в том числе и футбольную.

Римское дерби отражает борьбу буржуазии района Пратти, ранее называемого площадью Свободы, и района Фламинио, переросших в полномасштабную войну города и области.

И это лишь малая капля в море множества существующих в пределах одной Италии жарких дерби.

Упадок или застой в развитии региона сказывается на всех аспектах жизни его обитателей. Это касается обучения, работы, досуга. Туристическая привлекательность остается главным источником дохода, что позволяет администрации жить на дотации государства относительно поддержания культурных объектов, что делает развитие других областей попросту ненужным. Нечто подобное произошло и с Равенной, называемой братом Венеции ввиду схожести в обустройстве каналов и постоянного затопления некоторых участков сельскохозяйственной промышленности из-за болотистой местности.

Базилика San Vitale Считается, что эта базилика является единственной сохранившейся церковью периода Юстиниана I.

Наименование Равенны «мертвым городом» проистекает с начала ХХ века, когда из зажиточного района торгового значения Равенна стала превращаться в музей, изобилующий мавзолеями и древними соборами. Многочисленные памятники архитектуры обросли безликими улочками, уводящими взгляд подальше от современной жизни в пользу имеющихся базилик и гробниц. Многие гости Равенны отмечали подобное, однако лично я в процессе посещения города вместе со своей супругой нашел его, напротив, очень живым - даже, можно сказать, «кипящим». Везде можно было наблюдать активную молодежь, обилие транспорта, в том числе и велосипедного, не стихающий гул людных улиц и площадей. Визит в Равенну соразмерен поездке в столицу, где ты ограничился путешествием в старинный центр города - памятников архитектуры действительно очень много, но при этом вокруг них кипит настоящая жизнь со своими насущными проблемами.

Прошлое Равенны трудно различимо в толпе пышущей активностью современности, но местами оно все еще дышит.

Сегодня почти невозможно угадать в этом городе военный порт, коим он являлся на момент своего рождения: в I веке н.э. римляне основали на берегу Адриатического моря гавань Классис, что переводится как «флот». Спустя два тысячелетия море отошло аж на 10 км от города, а единственным напоминанием об этом служит бронзовая статуя Октавиана Августа, с чьего повеления и была отстроена гавань. Помимо портовой части, огромную ценность для формирования полноценного населенного пункта всегда играла церковь, точнее ее представительство. Неспроста Август выставлен напротив базилики Сант-Аполлинаре-ин-Классе, древнейшего сооружения Равенны, строительство которой совпало с массовым заселением региона.

Известно лишь, что еще во II веке до н.э. Римская империя основала свои колонии во всей Паданской равнине, в том числе и в Равенне. Римляне построили здесь порт Классис — мощный торговый и военный пункт всего Средиземноморья.

Непростая судьба города и страны выражена в самом центре современной Равенны - музейная площадь, церковь Сан-Витале, и разумеется одна из главных местных достопримечательностей - мавзолей Галлы Плацидии, явившей Европе пример невероятной силы воли и отваги вкупе с готовностью преодолеть любые земные невзгоды во имя надежды. Галла сыграла одну из заметнейших ролей в тяжелейшем этапе истории Римской Империи, однако ее имя ныне если и не забыто, то близко к этому.

Ирония заключается в самом имени Галлы - placido переводится с итальянского как «мирный». Однако жизнь юной девушки стала символом ненастья и горечи.

Ее отец был последним императором единой Римской Империи - Феодосий I Великий, - после смерти которого в 395 году восточная часть империи (Византия) отошла старшему сыну Феодосия Аркадию, а западная — младшему сыну Гонорию. Оба они приходились Плацидии братьями по отцу. Ранняя кончина Феодосия сделала Галлу сиротой уже в пять лет, но отнюдь не покоробила юное создание - скорее закалила.

Когда вестготы осаждали Рим, молодая Плацидия разоблачила свою двоюродную сестру Серену, раскусив измену и подготовку к мятежу - будучи вдовой бывшего главнокомандующего римскими войсками и к тому времени павшего правителя Рима Стилихона, она оказывала ему содействие в общении с вождем вестготов Аларихом во время осады. Стилихона казнили, а Серену никто не подозревал - пока Плацидия не нашла в комнате сестры запечатанные письма с подробным планом городских каналов. Казнь Серены возвысила Галлу в качестве старшей представительницы правящей династии. Осада же была в итоге снята за счет крупного выкупа.

Спустя два года Аларих вернулся и все же взял Рим.

Брат Галлы - Гонорий - после провальной попытки договориться с вестготами, сбежал в Равенну (куда ранее перенесли столицу), оставив сестру в разграбленном городе. Галлу взяли в плен, а из Рима вывезли большую часть имеющегося продовольствия, обрекая бывшую столицу империи на голод. Аларих передал пленницу на попечение своего шурина Атаульфа, и в следующие четыре года Галла странствовала с армией вестготов, которых сопровождали десятки тысяч переселенцев.

Серена и Стилихон

Атаульф влюбился в римскую пленницу и взял ее в жены. После смерти Алариха именно он встал во главе вестготов, что было на руку Плацидии - из рабыни она превратилась в королеву. Под ее влиянием, Атаульф объявил о намерении закончить кровопролитную бессмысленную войну, принять для своего народа римские законы и осесть в пределах захваченной империи. В каждом из перечисленных решений чувствовалась рука Галлы - что сильно смущало и раздражало воинов. Один из дружинников посреди ночи ворвался в покои новоиспеченной пары и убил вождя за наглое стремление сблизиться с врагом.

После отомщения были казнены и все шесть детей Атаульфа. Казалось бы, что и Плацидию ждет та же участь, однако она осталась жива - от смерти спасло знатное происхождение и возможность поторговаться с римлянами в будущем. Тем не менее, новый вождь заставил Галлу вернуться в лагерь пленников, а во время похода вынуждал идти в одиночестве впереди всех лошадей босиком. Колесо истории имеет привычку возобновлять любые циклы, поэтому и этого вождя вестготов ждал привычный конец - его убили после очередного мятежа, а провозгласивший себя королем Валия решил прекратить разбрасываться столь ценным сокровищем в лице Плацидии - он обменял девушку на четыре повозки с зерном у ставшего императором Гонория.

Так Галла получила свободу и отправилась в Равенну.

Своенравный брат решил использовать сестру для укрепления своих позиций в армейской среде, отдав ее замуж за Констанция, старого дряхлого полководца. Тот совершенно потерял голову от любви к молодой пассии, а Галла нашла и здесь свою выгоду - Констанций имел огромную власть над легионами и считался чуть ли не полноправным соправителем империи наравне с Гонорием, которого никто из солдат никогда не уважал. Плацидия получила статус Августа (военная императрица) и родила своему мужу сына.

Учитывая тот факт, что император был бесплоден, именно сын Галлы оставался единственным наследником престола.

Церковь была построена императрицей Галлой Плацидией после 424 г. н.э., чтобы выполнить обет, данный во время разрушительного шторма на море, с которым она столкнулась по возвращении из Константинополя после смерти ее брата Гонория.

Цикличность не терпит отклонений, и еще один супруг Галлы скончался - в этот раз просто сказался возраст. Гонорий, озлобленный столь скорым возвышением сестры в глазах населения и армии, обвинил ее в сговоре с вестготами по причине ее брака с их вождем, и сослал в Константинополь. Корабль едва не разбился по пути - налетел невиданной силы шторм. Однако у судьбы еще были планы на Плацидию - она выжила и добралась до Византии.

В августе 423 года император Гонорий скончался.

За престол развернулась невиданная борьба, победителем которой стал новый военачальник имперской канцелярии Иоанн. Галла в свойственной ей манере узрела здесь шанс на возвращение домой, заручилась поддержкой своего племянника Феодосия II, властителя восточной части империи, и свергла Иоанна. Вернувшись в Равенну, она занялась мирскими делами: отстроила церковь, финансировала за счет казны приюты при соборах, помогала восстанавливать разрушенные вестготами города.

В возрасте 60-ти лет Галла Плацидия мирно скончалась во сне. Точное место ее захоронения остается неизвестным - а мавзолей в Равенне является не более чем мнимым символом упокоения, пустующим в настоящее время.

Тем не менее, служители музея при мавзолее и церкви рьяно защищают легенду о том, что именно здесь лежит тело Плацидии, ее мужа Констанция и сына Валентиниана. Основным доказательством служат три саркофага посреди богатого склепа, несмотря на том, что эти же саркофаги были привезены в Равенну спустя четыре сотни лет после кончины Галлы, а при вскрытии в них нашли пять свежих останков. Местные жители, так или иначе, верят в легенды и почитают это место как истинную усыпальницу Плацидии.

Звание «мертвого города» неизбежно ведет нас к могиле и знаменитого Данте Алигьери.

В ходе борьбы флорентийских политических движений в лице черных и белых гвельфов за насаждение влияния Ватикана, Данте выбрал сторону белых - и проиграл. Гонимый из родной Флоренции, в 1316 году Данте сбежал в Равенну, получив приглашение и обещание приюта от властвующего там Гвидо да Полента. В изгнании, Алигьери дописал последние главы монументальной работы «Божественная комедия» - а именно все песни «Рая». Возвращаясь позднее из дипломатической миссии в Венеции, Данте подхватил малярию и скончался в пути, даже не доехав до дома. Передать сыновьям труды он также не успел, и те долгие годы не могли завершить «Комедию», поскольку не хватало порядка 13 последних песен.

Согласно легенде, Данте пришлось явиться своему сыну Якопо во сне, чтобы указать на местоположение листовок, которые по итогу все же удалось отыскать.

В 1321 году в базилике был отпет поэт Данте, похороненный в её внешнем портике. Во время раскопок в 1879 году на глубине 3,5 м ниже нынешнего уровня грунтовых вод был раскрыт пол с мозаикой V века и латинской эпитафией основателю храма, епископу Неону. При раскопках был найден украшенный золотом позднеантичный мраморный саркофаг. Золотое убранство саркофага было выставлено в Национальном музее Равенны, откуда было выкрадено. Местонахождение его до сих пор неизвестно.

И, разумеется, невозможно пройти стороной наиболее важный в культурном значении монумент - усыпальницу Теодориха.

От мавзолея Галлы его отличает непреложный факт - король остготов действительно покоится там. Бывший варварский вождь, принявший в молодости в Константинополе христианство, прошел со своей армией Сен-Готардский перевал во время завоевательного похода на Запад Италии и в 493 году завоевал Апеннины. Равенна была объявлена столицей, а Теодорих нарек себя королем объединенного королевства остготов, простиравшегося от Пиренеев до Балкан.

Дворец Теодориха Великого — возведенная в г. Равенна в конце 90-х гг. V в. резиденция правителя Италии, остготского короля Теодориха Великого Амала (493-526).

Осознание собственного величия сподвигло Теодориха приняться за строительство собственной усыпальницы еще при жизни - наподобие египетских фараонов. Взяв за основу идею идеального круга Пантеона, приравнивая себя к древним языческим богам, Теодорих воздвиг великолепный склеп из настоящего дунайского известняка, покрываемого сверху монолитным куполом весом более 200 тонн. По легенде, цыганка нагадала королю сожжение молнией, и во избежание подобной участи, он повелел создать себе пристанище, неподвластное любой стихии. Даже при жизни Теодорих прятался там во время грозы, и там же он обрек покой после смерти. Величие короля отразилось и в его наследии - без твердой руки королевство рассыпалось спустя пару десятилетий под давлением междоусобиц и дрязг в борьбе за локальную власть.

Мавзолей в предместье Равенны, который король остготов Теодорих построил в 520 году для своей будущей могилы. Единственный уцелевший памятник остготского зодчества и единственный сохранившийся мавзолей древнегерманского короля.

Современный облик Равенны продиктован поздним строительством большинства объектов.

В 1512 году французы дотла сожгли город, отчего в первозданном виде сохранились лишь некоторые монументальные постройки, да и те многократно подвергались восстановлению. Имеющиеся в базиликах и музеях плиты будто привезены из других городов, столь чуждо они выглядят на фоне живописной молодой Равенны. Папская церковь будто забыла за последние три сотни лет о существовании города, отчего последующий Ренессанс почти не затронул его. Региону только и оставалось упиваться древнейшим наследием в виде мозаик и гробниц, не почувствовав на себе влияние эпохи Возрождения. Подобный диссонанс между впечатляющей древностью и современностью как раз и объясняется отсутствием скрепляющим его материалом развивающегося искусства, деятельности видных жителей позднего Средневековья и громких событий конца XIV века.

Памятник павшим за независимость (Monumento ai Caduti per l'Indipendenza) на одной из центральных площадей Равенны, названная именем жены и соратницы Джузеппе Гарибальди. Монумент посвящен всем жителям Равенны, которые погибли во время борьбы итальянцев за независимость в бурную эпоху Рисорджименто.

Этим по своему и уникальна Равенна. И казалось бы, причем здесь может быть футбол?

Созданный в 1913 году футбольный клуб на основе объединения спортивной секции Unione Sportiva Ravennate с крикетным клубом Audace, будто напрямую повторяет историю своей географической родины. Причем это касается полновесно личностей, глав и итогового положения на футбольной карте мира.

Начиная свой путь в качестве любительской команды для рабочего класса, футбольный клуб с непроизносимым названием Unione Sportiva Ravennate Forti per essere Liberi дважды подвергался слиянию с другими региональными коллективами по причине собственном малочисленности и потребности выживать. В 1928 году команду пришлось ликвидировать - некоторые участники подозревались в финансовых махинациях и преследовались по закону. Вместо прежнего формирования появился новый футбольный клуб на базе ранних спортивных секций и залов - Associazione Calcio Ravenna.

Игроки не имели права получать зарплату, поскольку футбол еще не являлся профессиональным видом спорта. Каждый участник резерва был обязан предоставить доказательства проживания в городе или округе, сопричастном с местом регистрации команды, указать род деятельности и место работы - и только потом дождаться одобрения о выдаче разрешения Федерации присоединиться к футбольной команде. Тренерами становились сами футболисты, которые продержались в составе чуть дольше, а руководство менялось так часто, что порой сложно было предсказать, увидишь ли позже то же лицо директора, или же это в последний раз.

Подобно вестготскому прошлому, коллектив Равенны претерпевал постоянные изменения: это касалось владельцев, спонсоров и даже названия.

В 1936 году клубу впервые удалось получить регистрацию на участие в третьем по силе дивизионе Италии Серии С. Это вызвало в дальнейшем множество затруднений, поскольку из-за постоянной нехватки средств приходилось оформлять банкротство через последующее создание нового коллектива с новыми реквизитами и названием. В Серии С поиграл Associazione Calcio Ravenna, затем Unione Sportiva Ravenna, и в конечном счете спонсоры выкупили название Sarom Unione Sportiva Ravenna, продержавшееся дольше остальных.

Команды сильно лихорадило - отсутствие денег мешало получать лицензию на участие в профессиональных соревнованиях, потому раз за разом приходилось опускаться в любительские дивизионы, возвращаться оттуда путем побед в турнире, затем вновь вылетать - и так бесконечными циклами. В 1993 году Равенна сумела на один сезон вкусить надежду на возвышение, пробившись впервые в своей истории во второй дивизион Италии - Серию Б. Через три года надежда укрепилась достижением восьмого места, лишь немного не дотянув до серии плей-офф.

Причем проблема продвижения осталась сугубо бюрократической, что ныне является чуть ли не визитной карточкой футбольной Италии.

Перед стартом сезона 1996/97, Равенну придавили грузом в виде 3 штрафных баллов за финансовые проблемы. На протяжении всего турнира, команда держалась условно в пятерке, позволяющей сыграть в плей-офф за возможность пробиться в высший дивизион. Всего один год в Серии А позволил бы решить множество экономических неурядиц, преследовавших команду последние несколько десятилетий. Турнир складывался весьма благоприятно, но пока горожане в пылу фанатского забвения считали заработанные на поле очки, таблица учитывала и первоначальный штраф в три балла, опускавший клуб на восьмое место.

Равенна выглядела весьма солидно в большинстве встреч: от руки главного тренера Вальтера Альфредо Новеллино, известного в прошлом футболиста Милана, пали Кремонезе, Эмполи, Брешиа, Кьево, Салернитана, а в последнем туре чемпионата 15 июня в Турине был уничтожен местный коллектив Торино со счетом 0:4. К сожалению, игра уже ничего не решала, но насколько приятно было покинуть столицу итальянского футбола победителем. Нападающий Стефан Швох стал лучшим бомбардиром Серии Б и моментально сбежал в Венецию, вслед за главным тренером Новеллино.

Массовый исход разочарованных участников серьезного претендента на продвижение сильно ударил по дальнейшим амбициям - Равенна уже в следующем сезоне упала на 14 место Серии Б, а спустя три года окончательно вылетела в Серию С и обанкротилась.

Интерес местных горожан к футболу держался наравне с текущими успехами. Победы повышали градус азарта, но привычное разочарование заставляло прекращать посещать стадион. Футбол приравнивался к походу в кино, после которого было, что обсудить в компании, не более. Очередное воскрешение команды в 2003 году стало куда более успешным, чем прежние возвращения - собранный по крупицам из аренд и молодежных команд состав сумел за три сезона оформить путевку в Серию Б прямой победой в чемпионате. В 2012 году спонсоры в очередной раз отвернулись от безнадежной и бесперспективной команды, отказавшись выделять финансирование еще на один пустой год.

Еще одно банкротство, еще одно возвращение, еще одно новое формирование.

Кри́стиан Вье́ри

В составе Равенны в разные промежутки времени искрами пролетали такие звезды, как Жильбер Бодар, Кристиан Виери, Алекс Кальдерони, Давиде Сантон, Франческо Тольдо, Макс Тонетто, Марк Юлиано, и Альбер Мейонг. В качестве тренера в Равенне засветился и такой известный в Италии специалист, как Луиджи Дель Нери, которого сменил еще один коуч на слуху - Франческо Гвидолин, сумевший стать первым, кто вывел клуб во второй дивизион.

Равенна всегда манила своей чарующей магией темного прошлого, служила стартом карьеры многих именитых футболистов и предлагала кров тем, кто был на пороге завершения профессиональной карьеры, не успев утолить голод игры. Здесь никогда не было давления, притязательных болельщиков и назойливых журналистов - только умиротворение и дух истории. И даже под столь спокойным покровом вечного томления всегда находились и разгорались пылкие сердца тех, кто неизменно вытаскивал Равенну наверх, сражался за место под солнцем и никогда не опускал руки. Здесь время дышит иначе, и результат не измеряется скоротечным статистическим исходом - куда важнее оставаться на крыльях истории и заставлять людей помнить себя, во что бы то ни стало.

Хроника нашего с супругой путешествия по улочкам Равенны

Больше информации и новостей:

ТЕЛЕГРАМ-КАНАЛ ЮВЕНТУС/HARRY HOLE

Дорогие читатели, также напоминаю, что на «Спортсе» появились донаты. Если вы захотите поддержать мой блог и канал, то вы можете сделать это в комментарии.

В качестве источников проведена работа с материалами:

https://www.vokrugsveta.ru/vs/article/3907/

https://www.vokrugsveta.ru/articles/zalozhnica-zhena-varvara-imperatrica-zabytaya-istoriya-gally-placidii-id861559/