15 мин.

ГРАН-ПРИ АЗЕРБАЙДЖАНА 2023

Доброго времени суток, уважаемые читатели блога «Lights Out»! Четырехнедельный перерыв в календаре Формулы 1 завершился предельно насыщенным уикендом в Баку. Кому этот перерыв пошел на пользу, а кому - во вред? Кто сделал ставку на появление машины безопасности - и проиграл? И главное - как прошел первый спринт нынешнего сезона в новом формате? Все подробности - в свежем материале.

В новом сезоне было объявлено об изменениях в формате спринт-заездов. Предварять спринт теперь будет отдельная квалификация (или «шутаут»). По итогам заезда очки получит первая воьмерка (а не трио, как было в прошлом сезоне). И главное: теперь спринт-сессия - это самостоятельное событие, не влияющее на воскресную стартовую решетку.

В соответствии с этим, сначала мы рассмотрим субботний спринт, а затем отельным блоком - основную гонку.

Старт спринта выдался относительно спокойным, даже осторожным - обошлось без массовых завалов. Сразу несколько гонщиков сделали «+1» к концу первого круга. Среди них - Джордж Расселл, в жесткой и бескомпромиссной манере вышедший на 3-ю строчку, Фернандо Алонсо, разменявший позиции с Алексом Албоном, и Ландо Норрис, который опередил Лэнса Стролла. Также на одну строчку в классификации поднялись Валттери Боттас (он обошел своего напарника Гуанью Чжоу), Пьер Гасли, Ник де Врис и Эстебан Окон (все они выиграли от знакомства Юки Цуноды с барьером безопасности).

Большинство из неудачников первого круга потеряли по одной позиции - за исключением, конечно, Юки Цуноды, который устроил настоящий фурор, врезавшись в стену и потеряв колесо по дороге в боксы. После пит-стопа стало ясно: болид японца не сможет продолжать заезд (разве только в дрифт-режиме). Первый спринт сезона закончился для Юки сходом, так толком и не начавшись.

Продолжить заезд (хоть и на одну позицию ниже) смогли Гуанью Чжоу, Лэнс Стролл, Алекс Албон и Макс Ферстаппен.

Пьер Гасли и Ник де Врис к финишу спринта поднялись в классификации на 4 строчки, но до очков им добраться не удалось. По две позиции отыграли Фернандо Алонсо, Кевин Магнуссен, и Гуанью Чжоу. Ветеран королевских гонок стал единственным из этих пятерых гонщиков, кто принес своей команде очки в спринте. Стоит отметить и его напарника Лэнса Стролла, который после неудачного старта смог-таки замкнуть призовую восьмерку.

Финишировать выше своей стартовой позиции не удалось шестерым гонщикам, и ниже всех в итоговом протоколе опустился Ландо Норрис - сразу на 7 строчек. Для британца фатальным стало решение начать спринт на шинах состава «софт»: уже к середине заезда ему пришлось заехать на пит-стоп, и это фактически поставило точку в его планах на финиш в очках.

Нико Хюлькенберг к завершению спринта растерял 3 позиции, но куда обиднее Алексу Албону: пилот «Уильямс» претендовал аж на 2 зачетных балла, а в итоге остался ни с чем, закончив заезд 9-м. Стоит отметить, что сразу за Албоном стартовали Алонсо и Стролл, и очевидно, что в нынешних условиях болид «Уильямс» не конкурент технике «Астон Мартин».

Пилоты «Астон Мартин» в ходе спринта оказались на высоте - претендовавшие на один зачетный балл Фернандо Алонсо и Лэнс Стролл в итоге принесли в копилку коллектива 4 очка. Серхио Перес, обойдя Шарля Леклера и показав быстрейший круг в ходе заезда, принес «Ред Булл» на 2 очка больше, чем ожидалось.

Такого же результата (+3) добился коллектив «Астон Мартин» и по отыгранным позициям. Однако лучше них в ходе спринта были пилоты «Альпин»: Пьер Гасли поднялся в протоколе на 4 позиции, а его напарник пришел к финишу на 1 позицию выше стартовой (правда, лишь за счет схода Юки Цуноды).

Как уже упоминалось, претендовавший на 2 зачетных балла Алекс Албон не имел шансов сдержать более быстрых пилотов «Астон Мартин» позади себя - таким образом, «Уильямс» остались без очков к завершению спринта. Коллективы «Феррари» и «Мерседес» недосчитались по одному очку каждый - Шарль Леклер уступил первое место Серхио Пересу, а Льюис Хэмилтон не сумел отстоять стартовую шестую позицию в борьбе с Фернандо Алонсо.

По потерянным позициям «Уильямс» тоже мог бы быть в «антилидерах» - однако коллег из Гроува обошли соотечественники из «МакЛарен». Неудачу Ландо Норриса (итоговые «-7») несколько скрасил Оскар Пиастри, поднявшийся в итоговом протоколе на одну позицию.

Переходя к событиям воскресной гонки, стоит отметить, что без столкновений на первом круге не обошлось. Так, здорово стартовавший Кевин Магнуссен разом прошел Гуанью Чжоу и Логана Сарджента и уже готовился обогнать Алекса Албона. Но в этот самый момент проспавший старт Оскар Пиастри заходил во второй поворот бок о бок с Албоном и Валттери Боттасом. Пилот «Уильямс» даже поддел болид «Макларен». Боттасу в свою очередь пришлось сбросить скорость, дабы избежать встречи со стеной, однако этот маневр стал неожиданностью для Магнуссена - болиды «Хаас» и «Альфа Ромео» столкнулись. К счастью, оба гонщика смогли продолжить заезд.

Также старт сложился удачно для Лэнса Стролла, Джорджа Расселла и Пьера Гасли (все они отыграли по 2 позиции), как и для Ника де Вриса (+1 позиция).

А вот Валттери Боттас потерял 5 позиций к началу второго круга. И хоть в первый поворот он заходил чуть опережая Оскара Пиастри (который стартовал 10-м), к следующему повороту случилось то, что случилось. В результате столкновения с Магнуссеном финн откатился в хвост пелотона и так и не смог отыграться к финишу гонки. Очевидно, этот уикенд Боттас захочет поскорее забыть.

Юки Цуноде не удалось сдержать более быстрых Лэнса Стролла и Джорджа Рассела - минус 2 позиции к началу второго круга. По одной позиции потеряли Гуанью Чжоу, Оскар Пиастри и Ландо Норрис.

Сразу восемь гонщиков улучшили свои позиции к финишу, но лучшего результата добился Эстебан Окон - он поднялся в итоговом протоколе на 4 строчки. Солидно, но не впечатляюще, и вот почему: с 14-го по 49-й круг Эстебан шел на 9-м месте, а замыкал призовую десятку Нико Хюлькенберг. Оба эти пилота стартовали на «харде» и решили не менять резину в условиях автомобиля безопасности (напомню, его появление своей аварией на 9-м круге спровоцировал Ник де Врис). И «Хаас», и «Альпин» понадеялись на повторный выезд автомобиля безопасности или красные флаги. Риск был высок - и он себя не оправдал. После аварии де Вриса заметных событий в гонке не случилось, и на 49-м круге немецкого пилота «Хаас» позвали на пит-стоп, а кругом позднее туда же проследовал и Эстебан Окон. Финишировал француз 14-м.

Вышеупомянутый Нико Хюлькенберг, а также Джордж Расселл, Кевин Магнуссен и Пьер Гасли отыграли к финишу по 3 позиции.

Антирейтинг добравшихся к финишу пилотов возглавил Валттери Боттас, который, как было уже отмечено, потерял 5 позиций на старте. Логан Сарджент, Юки Цунода, Ландо Норрис и Шарль Леклер потеряли по 2 позиции. Но все-таки японец и британец завершили этот Гран-при на позитивной ноте - именно Норрис и Цунода на протяжении 30 кругов преследовали пару Окон-Хюлькенберг и в итоге больше остальных выиграли от рискованного решения «Хаас» и «Альпин» тянуть с визитом своих гонщиков на пит-стоп до самого финиша гонки.

Лидером по заработанным сверх ожидаемого очкам стал «Ред Булл»: уже на 6-м круге гонки и Макс Ферстаппен, и Серхио Перес прошли Шарля Леклера. Обоим оставалось лишь довести свои болиды до финишной черты, что они с успехом и сделали.

По отыгранным позициям, как и в субботнем спринте, лучшими стали гонщики «Альпин» (+7 мест). Однако и Пьер Гасли, и Эстебан Окон финишировали за пределами очковой зоны. В целом, это был неудачный уикенд для Гасли: пожар в тренировке, авария в квалификации, борьба в хвосте пелотона и в спринте, и в гонке. У «Альпин» есть темп для того, чтобы бороться за очки - это очевидно. Но успех во многом определяется результатами в квалифиционных заездах. И в этом компоненте оба гонщика французской конюшни должны прибавить, если хотят подвинуть «МакЛарен» с пятого места.

К разговору об «антилидерах» - «Феррари» недосчиталась 12 очков, поскольку Шарль Леклер проиграл 2 позиции пилотам «Ред Булл», а Карлос Сайнс уступил 4-е место Фернандо Алонсо. Однако некоторые поводы для оптимизма у болельщиков «скудерии» все же есть: Леклер был первым в обеих квалификационных сессиях и по ходу воскресной гонки удержался впереди Алонсо, отстояв призовое третье место. А Сайнс не позволил Льюису Хэмилтону обойти себя в борьбе за 5-ю строчку. Это луч надежды для фанатов итальянского коллектива - или удачное стечение обстоятельств?

А вот у «Альфа Ромео» поводов для оптимизма не наблюдается: Валттери Боттас и Гуанью Чжоу на двоих растеряли 9 позиций (причем китайский пилот и вовсе сошел из-за проблем с ситемой охлаждения на его машине). В целом, хотя коллектив из Хинвиля имеет в активе 6 очков и всего на 2 отстает от высокого 6-го места, результаты «Альфы» далеки от убедительных.

Подводя итог гоночного уикенда в Баку, стоит поговорить о новом формате спринта. Несмотря на то, что теперь очки начисляются первой восьмерке, нельзя сказать, что команды средней группы и аутсайдеры оказались в выигрыше - скорее, наоборот, ведь места с первого по восьмое с вероятностью 99.9% займут пилоты ведущих коллективов (а в этом сезоне таких команд как раз четыре - «Ред Булл», «Астон Мартин», «Мерседес» и «Феррари»). В то же время угрозы здоровью гонщиков и риски дополнительных убытков для команд в виде разбитых болидов можно смело умножить на два - достаточно вспомнить аварию Логана Сарджента в субботнем «шутауте» и «дрифтмобиль» Юки Цуноды. Как мне кажется, пока спринт-сессия выглядит пятым колесом в формате гоночного уикенда Формулы 1.

Следующий Гран-при пройдет уже 7 мая. До встречи в Майами!

БОНУС - Момент уикенда для сериала Netflix «Drive To Survive»

На этот раз моментов уикенда будет сразу два. Первый из них - это, разумеется, уход Франца Тоста с поста руководителя «Альфа Таури». После завершения сезона его место займет нынешний спортивный директор «Феррари» Лоран Мекис.

Франц Тост - настоящий долгожитель среди руководителей команд Формулы 1. Свой пост он занял в ноябре 2005 года, и на текущий момент дольше австрийца во главе команды находится лишь Кристиан Хорнер. За эти 18 лет Франц Тост привел сперва «Торо Россо», а затем и «Альфа Таури» к пяти подиумам, включая две победы. Под его началом гонялись такие пилоты, как Даниэль Риккардо, Даниил Квят, Карлос Сайнс, Пьер Гасли и, разумеется, чемпионы мира - Макс Ферстаппен и Себастьян Феттель.

И пускай никто не назовет ни «Торо Россо», ни «Альфа Таури» топ-командой и претендентом на титул чемпионов мира, но именно в таких условиях добиваться побед - это нечто исключительное. Пришло время Лорана Мекиса проявить себя, а пока мы говорим:

«Спасибо и удачи, герр Тост!»

Второй момент уикенда связан с довольно опасной ситуацией, которая могла привести к трагедии. Под самый занавес гонки Эстебана Окона позвали в боксы, однако фотографы и сотрудники трассы, видимо, решили, что заезд окончен, и вышли на ту часть пит-лейн, по которой едут машины. Учитывая, что скорость на пит-лейн в Баку ограничена 80 км/ч, смотреть на эти кадры (особенно с онборда Окона) действительно страшно. К счастью, и француз успел среагировать, и толпа успела разбежаться перед болидом «Альпин».

Разумеется, «представители FIA выразили сожаление по поводу случившегося и заверили, что к следующему этапу будут приняты необходимые меры» (как следует из опубликованного решения стюардов), однако в свете инцидента в Австралии, когда болельщики прорвались на трассу, хотя гонка еще продолжалась, возникает вопрос: последуют ли реальные действия, чтобы избежать возможной трагедии?