10 мин.

ГРАН-ПРИ АВСТРАЛИИ 2023

Доброго времени суток, уважаемые читатели блога «Lights Out»! Настоящей мясорубкой завершился третий этап нынешнего сезона Формулы 1 в Альберт-Парке. Практически все, кому удалось добраться до финиша, оказались в очках, но кому повезло больше остальных, а кто остался ни с чем? Узнаем прямо сейчас!

Уже с первых метров этой гонки стало понятно: легко не будет никому. Так, Шарль Леклер не добрался даже до третьего поворота и завершил Гран-при в гравии. В свете этого события половина пелотона поднялась в классификации на одну строчку. С результатом +2 позиции к началу второго круга приехали Алекс Албон и Юки Цунода, а также Ландо Норрис и Кевин Магнуссен. А вот Оскар Пиастри поднялся с 16-го на 13-е место - отличный результат для австралийца.

Среди тех, кому старт не удался, оказались пилоты «Астон Мартин» (оба проиграли по одной позиции), Макс Ферстаппен, пропустивший вперед Джорджа Расселла и Льюиса Хэмилтона, а также Эстебан Окон, которого позвали на пит-стоп. В результате француз откатился на четыре позиции и стал 15-м. Конечно, стратеги «Альпин» не могли предвидеть, что уже к 8-му кругу гонки будет объявлен режим красных флагов и можно будет спокойно и без спешки поменять резину, но все-таки ставка на комплект «харда», который должен был продержаться 57 кругов, выглядит чересчур оптимистичной.

Не могло быть никаких сомнений, что в категории «Лучший финиш» победит Серхио Перес - так оно и вышло. Проблемы с тормозами, возникшие на машине мексиканца в третьей тренировке, не были решены - и квалификация закончилась для Переса в гравии. В итоге после замены элементов силовой установки пилот «Ред Булл» вынужден был стартовать с пит-лейн, а к финишу стал пятым, отыграв 14 позиций и присовокупив к этому быстрейший круг гонки. Следует отметить, что впечатляющий результат был достигнут в том числе благодаря обилию сходов среди конкурентов Переса.

Валттери Боттас, стартовавший вместе с Пересом с пит-лейн (причиной - изменение настроек подвески на его машине в условиях закрытого парка), поднялся в итоговом протоколе на 9 позиций, однако это скорее удачное стечение обстоятельств, чем проявление мастерства пилота. Почти всю гонку Валттери сражался с Ником де Врисом и Логаном Сарджентом за третье место (правда, считая с конца пелотона) и в итоге финишировал последним - но после штрафа Карлосу Сайнсу стал 11-м. Этот результат тем обиднее для финна, если учесть 9-е итоговое место его напарника Гуанью Чжоу.

Как и Чжоу, на 8 позиций в классификации поднялся Оскар Пиастри - и набрал первые очки в Формуле 1. Тем самым австралиец продолжил традицию своих земляков Даниэля Риккардо и Марка Уэббера - оба в своих первых Гран-при Австралии набирали зачетные баллы. Отмечу, опять же, что этот результат обусловлен обилием сходов, но как бы там ни было, это безусловный успех как для «МакЛарен», так и лично для Пиастри.

А вот категория «Худший финиш» могла бы и вовсе остаться без лауреатов, но...

Но случилось столкновение Карлоса Сайнса с Фернандо Алонсо. Повторы этого эпизода не оставляют сомнений, что Карлос чересчур оптимистично заходил в поворот, пересекая траекторию движения Алонсо. С этой точки зрения штраф закономерен, однако если принять во внимание инцидент со сходом обоих пилотов «Альпин», к судейству возникают вопросы. Так, Пьер Гасли не был наказан за столкновение: судьи трактовали аварию как «гоночный эпизод первого круга». Почему же в таком случае был наказан Сайнс? Ведь он врезался в Алонсо всего одним поворотом раньше, чем Гасли завез в стену Окона.

Как бы там ни было, единственный пилот из добравшихся до финиша, который разом потерял 7 позиций по сравнению со стартом, - это Карлос Сайнс.

Прогресс уикенда (да и, наверное, всего начала сезона) показала команда «МакЛарен» - в Австралии Ландо Норрис и Оскар Пиастри стартовали из-за пределов очковой десятки, а в итоге положили в копилку коллектива 12 баллов! Это позволило конюшне из Уокинга ворваться в пятерку зачета Кубка конструкторов - Зак Браун должен быть доволен.

По количеству позиций (+15) «МакЛарен» тоже впереди, однако лишь на втором месте. Пилоты «Альфа Ромео» сделали к финишу +17 - жаль, лишь Гуанью Чжоу принес команде очки. Ждем дальнейшего прогресса от китайского пилота?

К сожалению, безальтернативным «антилидером» и по очкам, и по позициям стала команда «Феррари». Удручающий результат в итоговом протоколе (претендовали на 16 очков, а остались ни с чем)...

... дополнил провал по позициям (в свете схода Шарля Леклера и штрафа, выписанного Карлосу Сайнсу, на двоих пилоты «Феррари» потеряли 20 мест).

Фредерик Вассер пытается делать хорошую мину при плохой игре, делая заявления из разряда «Нельзя сказать, что вообще все плохо» или «Результат не отражает прогресса команды», однако после трех гонок итальянская конюшня прочно обосновалась на четвертом месте в зачете Кубка конструкторов, заработав 26 баллов. И это худший результат начала сезона с 2010 года, когда была внедрена новая система начисления очков. Даже в 2020-м было на один балл больше, не говоря уже о приснопамятном сезоне 2014. Итальянские болиды не могут на равных соперничать с «Мерседес» и «Астон Мартин», не говоря уже о «Ред Булл». Добавьте к этому два схода Шарля Леклера (пусть в Австралии это произошло по вине Лэнса Стролла) и штраф Сайнса, выбросивший его из зачетной десятки в Мельбурне, - и прогноз получится весьма неутешительный.

Уверен, этот Гран-при запомнится болельщикам надолго. С горькими чувствами покинули Австралию гонщики «Уильямс», причем Алекс Албон ехал на высоком 6-м месте... Но в итоге - двойной сход. Их чувства разделяет «Альпин», чьи пилоты сошли после столкновения между собой. Есть о чем задуматься и Тото Вольффу: с одной стороны, подиум для Льюиса Хэмилтона, а с другой - сход Джорджа Расселла, чей болид буквально воспламенился. Примерно так же обстоят дела и у Гюнтера Штайнера: наконец Нико Хюлькенберг заработал очки для «Хаас», да вот Кевин Магнуссен разбил машину, и теперь вновь надо браться за калькулятор и считать затраты на ремонт. Юки Цунода положил первый балл в копилку «Альфа Таури», а его напарник сошел с дистанции на 57-м круге гонки. Наверное, лишь Зак Браун уезжает из Мельбурна счастливым.

Следующий Гран-при пройдет в столице Азербайджана с 28 по 30 апреля. До встречи в Баку!

БОНУС - Момент уикенда для сериала Netflix «Drive To Survive»

На этот раз сюжетом для «Нетфликс» должна стать мясорубка под занавес гонки в Альберт-Парке. Восстановим ход событий: на 54-м круге Кевин Магнуссен решил проверить на прочность барьер на выходе из второго поворота, едва не огрев отлетевшим колесом Гуанью Чжоу. На следующем круге гонка была остановлена красными флагами, чтобы убрать обломки с трассы. В ходе этой паузы судьи приняли решение о старте с места. И вот огни гаснут, машины входят в первый поворот... Здесь происходят сразу несколько событий. Во-первых, Сайнс поддевает Алонсо. Во-вторых, Гасли, избегая столкновения с Пересом, уезжает на газон, а мексиканец совершает экскурсию в гравий. В-третьих, в хвосте пелотона Ник де Врис, реагируя на замедлившиеся машины впереди, резко сбрасывает скорость - и получает удар сзади от Логана Сарджента. Это сход для обоих новичков нынешнего сезона.

Гасли возвращается на трассу, пропуская борющихся между собой Хюлькенберга и Норриса, а также Юки Цуноду. Следом за Цунодой едет напарник Пьера Эстебан Окон. Возможно, в этот момент Гасли не посмотрел в зеркала заднего вида либо уже не так хорошо контролировал болид после поездки по австралийским лугам - так или иначе, француз начинает смещаться вправо и увозит Окона в стену, попутно уничтожая и собственную машину. Оскар Пиастри, обе «Альфа Ромео», а также Серхио Перес прорываются сквозь град обломков и снопы искр, едва избежав повреждений на собственных болидах.

Но и это еще не все! В следующем повороте Лэнс Стролл в борьбе с Карлосом Сайнсом пропускает точку торможения, улетая прямиком в гравий... И в этот момент в третий раз за гонку объявляется режим красных флагов.

Всего 12 пилотов завершили последний круг гонки - и на этот раз судьи решили не рисковать, выпустив автомобиль безопасности (а в этом режиме, как известно, обгоны запрещены). С одной стороны, финиш вышел смазанным, но зато никто из гонщиков не пострадал.

Стоит отметить, что подобного хаоса на трассах Формулы 1 не было уже давно. Столько же пилотов (12) добралось до финиша в 2020-м году на трассе Муджелло в Тоскане, а на одного меньше - в том же году в Австрии и... в Австралии в сезоне 2015.