15 мин.

«Два года у меня ничего не получалось, но решил не менять страну». Цветков - о тяжелом периоде в карьере/ LAPSHINLIVE

В новом выпуске #LAPSHINLIVE к вашему вниманию большое интервью с чемпионом мира среди юниоров и взрослых, чемпионом Европы, многократным чемпионом и призером этапов Кубка мира Максимом Цветковым.

Все мы знаем, что последние годы у Максима был непростой период в карьере. Два года биатлониста не было на международных стартах, и вот совсем недавно, на этапе Кубка IBU в Обертиллиахе, в первой же своей гонке после возвращения на международную арену, Максим завоевал бронзовую награду.

Именно поэтому мы с командой решили выпустить это интервью, которое было записано перед сезоном на сборе в Тюмени. В нем Максим расскажет о начале своего биатлонного пути, о веселом детстве и тренере-отце. О том, как он попал в экспериментальную команду «Сочи-2014», которую возглавлял известный специалист Николай Лопухов.

Мы поговорим о том, как в то время молодому биатлонисту было работать со строгим и требовательным тренером, а также как складывались взаимоотношения с более старшими партнерами по команде.

Также Максим расскажет о своем опыте занятия бизнесом, рождения ребенка, предложениях о смене спортивного гражданства, а также поведает, как прошла подготовка к нынешнему сезону и какие он перед собой ставит цели.

Максим, как начинался твой спортивный путь, где и кто тебе помогал?

Все началось с детства, в моем родном городе. Я сам родом из Вологодской области, город Бабаево – небольшой населенный путь, 20 тысяч человек. Мой отец работал всю жизнь тренером, сначала в спортивной школе по лыжным гонкам, потом ее директором. И, в принципе, под его руководством я пришел в лыжный спорт и начал заниматься с шести лет, а на лыжи встал года в три. И вот в этот момент начался спортивный путь в лыжных гонках.

В какой момент ты решил перейти в биатлон и почему?

Ну, получается, лыжами я занимался до 10 класса. Потом меня пригласили в нашу с тобой, Тимофей, команду. По лыжам у меня были неплохие результаты на Всероссийских соревнованиях: в топ-6 я заезжал, но это было чаще коньком. Классикой я бегал не так удачно, чаще всего это была борьба за Топ-30. На коньковых гонках я хорошо себя чувствовал, поэтому меня пригласили попробовать в биатлоне, в Москву, в нашу команду (прим. речь идет об экспериментальной сборной Москвы «Сочи-2014») под руководством Николая Петровича Лопухова.

Там, где мы и встретились (улыбается).

Да.

Получается, что твой отец сам – лыжник.

Да, он сам бегал еще за «Урожай», начинал как лыжник-гонщик, потом отучился, пошел работать тренером и вот пришел в спортивную школу в Бабаеве.

А мама у тебя тоже спортсменка?

Нет, мама не спортсменка. Но мама меня с трех лет водила в лыжную секцию: мама водила, а отец тренировал. Вот так вот началось (смеется).

То есть они тебя мотивировали или ты сам хотел?

У нас был такой хороший коллектив. У меня, в принципе, все хорошие друзья из детства, они из лыжной секции. Конечно же, и учились в одной школе, даже в одном классе уже в конце, перед выпускным. И благодаря тому, что все друзья ходят на секцию, тебе не надо никуда, нет желания отлучиться, пойти еще куда и чем-то заняться, ходить на дискотеку - твой круг близких друзей всегда тусуется в спортивной школе. Мы могли в выходной день прийти с отцом в 8 утра на работу, взять с собой бутерброды, чай и 6 вечера и до закрытия базы. Мы могли приходить на тренировку, сделать работу, потом покушать, поиграть в настольный теннис до второй тренировки, потом идти на вторую тренировку. То есть так проводили зимние вечера в выходные дни проводились.

Помимо лыж ты еще чем-то увлекался?

Я в баскетбольную секцию ходил. Один из моих друзей занимался баскетболом в школе и меня под это дело притянул. Ну вообще любые виды спорта мне с детства нравились: и футбол, и баскетбол. Игровые виды спорта я очень любил, только в волейбол не очень получалось. И у меня отец часто проводил игровые тренировки, он не говорил, что лыжники должны только лыжами заниматься, то есть у нас весь тренировочный процесс был выстроен так, что и игровых было много разных. Было интересно, не так, что ты приходишь и должен сделать 30 кругов, мы могли взять лыжи и пойти кататься, поставить себе палок на спуски и гонять просто по спуску вверх-вниз. По времени часа три на это потратишь по этим спускам туда-сюда, но это было интересно, меня не угнетало, что заставляли как-то заниматься.

Относительно мотивации это был просто интерес. Ребенком мне просто было этим интересно заниматься. В том время еще не было гаджетов, компьютеров, то есть это уже к старшим классам пошло, что мы играли с друзьями, но все остальное время, все младшие классы - наше занятие было всеми вечерами, я вспоминаю до сих пор с друзьями, как мы могли идти из спортивной секции домой, нас человек шесть соберется, взять какой-нибудь батон или кефир и идти пить. Домой мы могли часа два возвращаться (смеется).

После того, как мы, так сказать, быстро прогрессировали в нашей команде «Сочи-2014» мы попали в сборную России и нам, под руководством Лопухова, часто перепадало. Без причин иногда. Особенно тебе, как самому молодому. Как ты это все выдерживал, как тебя это, так скажем, не убивало, потому что мне иногда казалось, что больше не выдержу.

Слушай, когда мы пришли в команду к Николаю Петровичу, это уже был совсем другой спорт, не детский, то есть у меня это вообще произошло так: еще в прошлом году мы с отцом ездили на соревнования, там все вроде с ребятами, 10класс, как раз 11 класс я заканчивал экстерном, когда попал в команду. И получается у Николая Петровича сразу понял, что там очень важна дисциплина: как сказано, так и должно быть сделано. Первое время было тяжеловато, конечно, переключиться, но я как-то очень быстро влился в коллектив.

Даже вот недавно в интервью по Матч-ТВ Андрею Романову давали интервью по поводу того, как в коллективе все дела обстоят. Если хороший коллектив спортсменов собирается – это очень важно. Это неимоверно важно для таких моментов, когда тяжело на тренировках, как у Николая Петровича, так правда было психологически тяжело работать, потому что он очень требовательный, жесткий тренер, как он сказал, так и должно быть сделано. Если что-то не сделаешь, то можешь и палкой получить (смеется) или жестким словечком быть обруган. В этот момент команда была очень хорошая у нас, то есть это мотивировало.

Я был младше вас всех, постоянно на все тренировки выходил, видел вас, ребят еще старше тебя, уже много лет занимавшихся биатлоном. Я помню, очень сильно мотивировало заниматься стрельбой то, что они приходят и обстреливают тебя на всех тренировках, а ты столько штрафов собираешь. Вот это было мотивацией, что хороший коллектив, в котором хочется расти, развиваться. А по поводу Лопухова, как это все было, ну было тяжело, тут отрицать нечего, но мне помогло, что я был очень молодой, еще не было жестко сформированной своей линии.

Ты просто постоянно закрывался и ничего в ответ не говорил.

Я просто сам по себе такой человек, которому если что-то скажут, он в себе переварит и оставит. То есть я не даю импульса, чтоб еще дальше развивать негатив. В то время еще был молодой и, возможно, у меня не было такого опыта, чтоб я мог по тренировкам что-то Николаю Петровичу возразить. Если бы мы сейчас с ним столкнулись в этом плане, то я не стал бы ругаться, я не конфликтный человек, мне проще либо отойти и сделать по-своему, либо договориться как-то в диалоге, как это было уже потом с Рико Гроссом: мы просто находили общий формат.

Мне кажется, что Лопухов не того формата тренер, чтобы с ним договариваться.

Ну да, я могу рассказать историю, если это будет интересно. Помню, с ребятами были на закатке на Камчатке, переодеваемся уже после тренировки, там был Серега Клячин, Устюгов Женек, Маковеев Андрюха - все старше меня. И заходит Лопухов, начинает рассказывать, что у нас там вечером силовая или что-то такое, и Серега Клячин говорит: «Николай Петрович, да Цветков сказал, что это фигня все». Лопухова минут на пять как меня там оттянул (смеется). Это я помню, такие шуточки от старших ребят прилетали в мой адрес. Да, это было тяжело. Но ничего, справились.

Как прошла твоя нынешняя подготовка, не было ли срывов, травм?

После того, как я вылетел из команды в сезоне 2018/2019, в том момент я, наверное, больше грешил, что с тренером не нашли общего языка, и я не смог как-то договориться. Но уже анализируя после этого, я сильно изменил свое отношение к спорту и тренировкам, сейчас я понимаю, что я сам ответственен за свой результат. Никому это не надо, если ты сам не берешь на себя ответственность, то грешить на тренера или руководство - бесполезно.  Ты, в первую очередь, должен это для себя делать. В тот момент где-то я сам упустил тоже: не нашел общего языка и решил это отпустить, не что-то попытаться изменить, а просто отпустил, вот так получилось. Но что было, то было. А вот следующий сезон 2019/2020 стал самым тяжелым для меня потому, что, когда я приезжал на сбор с тобой тренировался в Беларуси, потом мы уехали в Чили с командой ЦСКА, и там я заболел.

Я помню тебя отговаривали тогда ехать.

Да. Надо было ехать с вами. Но вот так уже было все спланировано, я там сильно заболел, спустились мы потом с гор, и началось, что у меня одна болезнь за другой, и как снежный ком: вроде начинаешь после одной болезни восстанавливаться, как опять следующая, и следующая. И к сезону я понял, что уже вообще не могу, то есть только начинал 2-3 дня тренироваться.

 А ты проверялся на мононуклеоз?

Я проверялся, у меня не было. У меня была какая-то инфекция, видать в Чили, местное, в носу нашли какой-то вирус. Из-за этого все было. Потом я пролечился, пропил два курса антибиотиков по 15 дней, и все вроде прекратилось, более-менее. Но тогда я к Новому году уже закончил свой соревновательный сезон, понял, что не имеет смысла в таком состоянии – это просто какое-то насилование организма, потому что только что-то начинаешь делать, тренироваться, сразу опять болеешь.

После этих курсов антибиотиков я пытался бежать на Кубке России, на самом деле это был самый тяжелый момент, я приехал домой и понял, что я был дома, наверное, месяца два или три зимой, это первый раз такое в моей жизни. И я почти не тренировался, ходил пешком, катался на лыжах, ездил на любительские соревнования, на марафоны, к лыжникам съездил. Я понимал, что сезон уже можно завершать, поэтому так покатался немного для себя и в тот момент думал, что может стоит уже все. Когда такой сезон, когда организм просто не позволяет дальше работать. Но в тот момент семья сильно повлияла, поддержала, замотивировала. Не было такого, что все давай завязывай. И родители, и супруга.

Когда у тебя родился ребенок, что поменялось? Твое отношение к спорту, к жизни?

Приезжая сейчас домой, я понимаю, что у меня мало времени свободного для тренировок. Как появился ребенок, быт, семья - все поменялось. До того момента как появляется ребенок, ты живешь для себя, а с ребенком у тебя строгое расписание, тем более что стараюсь супруге дома помогать и с ребенком, и с бытовыми вопросами, поэтому времени на тренировки дома стало меньше. Я себе прекрасно отдаю отчет. В подготовительный сезон хоть я старался по максиму выполнять тренировочный план, но вот сейчас на данный момент дома тяжеловато в этом плане приходится. Но хочется домой, особенно сейчас, когда ребенок начинает говорить.

А ты не думал семью с собой возить на сборы, тренироваться вместе?

Мы же практикуем такое. В этом году, в мае я возил семью с собой в Сочи на первый сбор, на пять дней. Получается тяжело, хочешь - не хочешь, а ребенок хочет от тебя внимания, когда ты приходишь с тренировки уставший, у тебя нет сил, тебе просто хочется лечь и спать, но в этот момент ребенок может думать совершенно по-другому и он - не взрослый человек, он маленький, ты ему не скажешь: «Все, я устал, я буду лежать». Ему просто хочется твоего внимания, с тобой поиграть, поэтому ему приходится уделять время, и из-за этого сложности возникают.

Очень тяжело выстроить тренировочный режим. Как я уже сказал, свое отношение к тренировкам я поменял. Зачем приезжать и тренироваться, когда тебе некогда этим заниматься. Приезжая на сбор, ты должен создать себе условия, чтоб ты мог выполнить на 100% план, сделать, что запланировано. А если тебе что-то мешает, значит нужно подумать зачем ты все это делаешь, либо не стоит эти заниматься, либо стоит что-то изменить.

Слышал, что ты открывал несколько бизнес-проектов. Как считаешь реально ли совмещать бизнес и спорт?

В моем случае меня в этом плане поддерживает супруга и, слава Богу, она этим занимается. Она предприниматель с большим стажем, у нее и мама предпринимательством занимается. Поэтому она меня поддерживает, если бы была не она, а просто какой-то партнер, то было бы уже все давным-давно закрыто, а так все работает.

 Есть какие-то успешные проекты?

Да, если этим заниматься. Я опять же прихожу к тому, о чем только что говорил. Если тебя что-то отвлекает от спорта, то зачем мы здесь находимся? Если ты пришел сюда и хочешь попасть на Олимпийские игры, то должен понимать, что это команда из шести человек, которые отобрались со всей России, ребята которые занимались биатлоном плюс-минус 15-20 лет, стремятся из большой воронки выйти на самый пик. Если я не буду уделять все время, что я здесь, спорту, то будет бесполезно.

Все спортсмены пытаются проявить себя и попасть в сборную. Если все время не буду уделять спорту, то результата не будет. Какой смысл тратить свою энергию и силы, и при этом не выкладываться на 100%? Тогда просто теряется фокус. На выходные можно заниматься своими делами, но нужно к этому подходить с умом. Если удается выстроить систему, тогда уже гораздо проще и меньше времени тратишь на бизнес. Все сейчас работает с минимальным нашим участием.

Однако, нужно понимать, чтобы быть успешным в бизнесе, необходимо отдаваться на все 100. Сейчас я отошел в сторону и занимаюсь только интересующими меня техническими моментами. Всю нагрузку на себя взяла жена. Можно ли совмещать спорт и бизнес? Да, но нужно правильно распределять время.

Чем увлекаешься?

Люблю футбол… Мне нравится играть в футбол. Что касается тенниса, то в последнее время на этот вид спорта времени не хватает.

Мы были вместе на сборах и предложил Максу сыграть в теннис. Он однажды попробовал и понравилось…

Действительно, теннис – интересная игра. Даже дома ходил на занятия по теннису. Мне нравится этот вид спорта, но времени не хватает. Домашних дел много и нужно чем-то жертвовать.

Что касается книг, то читаю только литературу, связанную с предпринимательством. Это меня интересует. В свое свободное время многое читаю. Когда завершу карьеру, то думаю, что буду заниматься предпринимательской деятельностью. Художественная литература меня не увлекает, поэтому читаю то, что поможет в будущем.

Как долго планируешь выступать?

Сложный вопрос, на который я не могу ответить. Это зависит от многих факторов. Травмы молодости сказываются сейчас. Слава Богу в нынешнем сезоне болезни пока меня обходят стороной. Тренировочный план удалось выполнить, не было сбоев. Наверное, это впервые за мою карьеру. Вспоминаю сезон перед Олимпиадой в Сочи, когда меня замучили травмы. Падал на роллерах, на велосипеде, были проблемы со спиной. Возможно, это меня даже спасало от перегрузки, но было непросто. Сейчас понимаю, что все можно было иначе решать. Надо было выстраивать диалог с тренером. Подготовка с Гроссом и Лопуховым очень разнилась. Николай Петрович строгий тренер.

Однако результат у тебя был…

Действительно, результат был неплохой. Работа плюс-минус одинакова: объемы, силовые, ускоряющиеся. У Николая Петровича большой тренерский опыт и его методика подготовки давала результат.

У него был большой минус – иногда увеличивал нагрузку…

Наверное, Николаю Петровичу нужен был человек, который бы его останавливал и говорил четко соблюдать тренировочный план, а не увеличивать нагрузку.

Когда у тебя был спад в результатах, почему не сменил гражданство и не перешел в другую команду?

Было много предложений, над которыми размышлял. Хотел доказать, что не просто так был в национальной сборной, достигал результата. Два года у меня ничего не получалось, но решил не переходить в другую команду. Надеюсь, что в нынешнем сезоне у меня все получится.

Что думаешь об Олимпиаде? Будут ли какие-нибудь еще санкции в Россию?

Последний год стараюсь на организационных моментах не акцентировать внимание. Нет смысла об этом говорить, ведь это от нас не зависит. Хочется, чтобы не повторилась ситуация 2018 года. Мы готовились к Олимпиаде, а у нас отняли право выступить на главном старте жизни. Хочу, чтобы дали возможность выступить.

Когда возобновишь свой VLOG на YouTube?

YouTube отнимал очень много времени. Не знаю, как ты сейчас с этим всем справляешься. Я поставил перед собой цель в спорте и иду к ее исполнению. Меня ничего не должно отвлекать. Нет времени уделять внимание YouTube. Закрыл свой VLOG, когда у меня родился сын. Дома есть время только ночью, а ночью я хочу спать. Понял, что нужно полностью посвятить себя спорту и только тогда можно добиться результата.

Хочу, чтобы в конце сезона понимал, что сделал все, что мог. Важно, чтобы меня не мучила совесть. Возможно, весной восстановлю свой VLOG (улыбается).

Чтобы ты сменил, если бы был президентом СБР?

Наверное, основную команду бы освободил от отборов. Спортсмены основы должны готовиться спокойно. Если что-нибудь не получится во время сезона, то можно провести ротацию. На Кубок IBU должен быть отбор.

Если честно, то почти ничего бы не менял. Главное, чтобы все понимали критерии еще в начале лета. В мае спортсмены должны понимать, к чему готовиться. Каждый спортсмен сам себе тренер и должен следовать четкому плану.

Что ты хочешь сказать молодым спортсменам?

Всегда говорю, что нужно получать удовольствие от того, чем занимаешься. Вспоминаю свои школьные времена, когда получал удовольствие от лыж. Никто никого не должен заставлять. Нужно кайфовать от процесса, а не от цели, которую перед собой поставил. Будьте счастливы в том деле, которым занимаетесь.

Фото: Юлия Садыкова; личный архив М.Цветкова, IBU