6 мин.

Хозяин острова

Давненько я сюда ничего не писал – по двум основным причинам. Во-первых, работы много, не успеваю. Во-вторых, тема периферийного спорта сейчас переживает популярность, и эта популярность, тьфу-тьфу-тьфу, растёт.

Ваня Калашников пишет про матчи седьмого английского дивизиона, на Трибуне (и даже периодически на главной странице Sports.ru) тексты про российских легионеров чемпионата Сан-Марино, в Кубке ЛФЛ Тамбовской области могут встретиться «Атлетико» и «Севилья», а у чемпионатов области по футболу и хоккею есть если не сайт, то группа «Вконтакте» (вот какой шикарный дизайнерский логотип, например).

А еще академик Борис Раушенбах говорил, что делать интересно только то, чем кроме тебя занимаются мало людей, или, лучше всего, вообще никто не занимается. Мне эта позиция весьма близка. Вот и пишу мало.

Впрочем, всегда находятся истории, которые происходят как будто специально для того, чтобы рассказать о них в этом блоге. В частности – вот эта, которую по красоте и жизнеутверждающему посылу можно даже отнести к вполне новогодним, пусть даже снег и ёлки в ней не упоминаются.

Судьбы у бывших футболистов бывают разные. Кто-то продолжает работу в футболе, кто-то радикально меняет сферу деятельности, кто-то, увы, спивается, кто-то благополучно инвестировал заработанные деньги и спокойно на них живёт. Всякое бывает. Но бывают совсем интересные истории. Особенно на Фарерах, где футболистом был, кажется, каждый третий.

Фареры состоят из 18 островов. Острова есть крупные и есть мелкие, есть и один необитаемый. Большой Дуймун (Storra Dimun) относится к почти необитаемым. Довольно давно, практически испокон веков, там живёт только одна семья.

Традиция длится уже очень давно, хотя бывало так, что она прерывалась на годы и даже десятилетия. Помимо всего прочего, дело в том, что на Большой Дуймун очень сложно попасть – лишь в хорошую погоду можно пристать у одного конца острова, а потом долго скакать по скалам для того, чтобы тоже в единственном возможном месте подняться на каменную стену, к жилью.

Раньше на острове была церковь, и по праздникам из Твёройри приезжал епископ южных островов. Увы, один раз епископ прыгал по скалам неудачно, сорвался, и больше на Большой Дуймун священнослужители не ездили. От церкви остались лишь руины. Многие, вообще, бились.

Сейчас стало проще – трижды в неделю из столицы, Торсхавна, по коммунистическим ценам, летает вертолёт. Конечно, было бы странно, если бы он летал только на Дуймун – он летает на южный остров Судурой, в то самое Твёройри. Но трижды в неделю вы можете (если есть погода) прилететь на остров, на котором живут 7 человек – и улететь с него! Можете ли вы такое представить в России?

Вид с вертолёта на остров Большой Дуймун
Вертолёт над островом Большой Дуймун
Вертолёт на посадочной площадке острова Большой Дуймун

Главой семьи сейчас является человек по имени Йегван-Йоун Петерсен (Jógvan Jón Petersen). Он долго и славно играл полузащитника за «Б-71 Сандур», сыграл 169 матчей и забил 12 голов. В 1993 году они взяли кубок страны, играли в еврокубках. Капитан той команды 1993 года Палл а Рейнатугву (Páll á Reynatúgvu) стал потом министром в правительстве и бургомистром острова (другого, не Большого Дуймуна).

Йегван-Йоун ведёт на острове спокойную и достойную жизнь, как и многие поколения до него. Основной доход – разумеется, овцеводство: овец на острове в избытке. Гостям он рад, однако туризм для совершенно незнакомых людей не развивает – ночевать на Стора Дуймуне официально нельзя, а там уж как договоритесь.

Но когда я прилетел на остров (кроме меня, к семье Йегвана-Йоуна прилетело еще несколько их знакомых), хозяин провёл мне небольшую экскурсию и рассказал о своих надеждах и целях. В частности, в течение ближайших 5-10 лет он хочет сделать остров полностью «зелёным», как в стародавние времена. Пока этому мешает существенная необходимость в генераторе, но Йегван-Йоун планирует перейти на ветряки.

Йегван-Йоун (в оранжевом) и другие жители и гости острова
Обрывы Большого Дуймуна
Вид на дома на Большом Дуймуне
Пейзажи острова Большой Дуймун
Маяк на острове Большой Дуймун
Овцы острова
Развалины церкви на острове Большой Дуймун

К детям, говорит, за счёт государства прилетает учитель и какое-то время живёт в семье, обучая ребят школьной программе. В изоляции они себя не чувствуют – то друзья прилетят, то можно самим в столицу слетать. Какие-то 15 минут. Если погода есть.

Вот только на единственном необитаемом острове в архипелаге – Луйтла (Малом) Дуймуне, который находится совсем рядом – Йегван-Йоун ни разу не был. Потому что незачем.

Остров Малый Дуймун
Чайка на фоне океана
Обрывы Большого Дуймуна

Поездка на Большой Дуймун стала для меня одним из главных событий года. Мне не хочется говорить о каких-то откровения: на Фарерах всегда случается много всякого чудесного. Но когда вы будете поднимать новогодние бокалы, вспомните бывшего футболиста, который выбрал себе необычный путь. Если что, кстати, на остров можно и написать – http://www.storadimun.fo/, а там и электронный адрес есть. Наверное, ребятам будет приятно.

Дети провожают вертолёт
Вид на отвесные скалы острова с вертолёта