16 мин.

«Старая синьора» не знает слов романтики. Почему у Маурицио Сарри не получилось в «Ювентусе»

Назначение Сарри в принципе вызывало вопросы - и не только по этической причине, что человек, связавший свою жизнь с Неаполем, решил променять идеалы бедного и амбициозного Юга на богатый и стабильный Север. И не только потому, что у самого курящего человека Апеннинского полуострова в "Челси" возникли проблемы с установлением своего авторитета среди игроков (особенно некоторых басков). Если вспомнить самых успешных алленаторе "зебр" за последние 25 лет, то вам на ум придут фамилии Липпи, Анчелотти, Капелло, Конте, Аллегри. Что объединяет всех вышеперечисленных? Правильно, не самый рискованный футбол: от откровенно защитных Фабио и Марчело до контратакующего Карло. Так и строятся клубные традиции тактики и стиля, где "Ливерпуль" наверняка будет ассоциироваться с результативностью и обилием голов - а "Барселона" является символом контроля мяча и коротких перепасовок. Маурицио Сарри же просто инородный для "Ювентуса" - и данный тезис соотносится не только с его имиджем, но и с моделью игрового мышления.

"Наполи" ещё недавнего периода, когда плотная дымовая завеса никотина помогала определять локацию тренера, часто описывают через эпитет "романтический". Определение закрепилось и стало главной ассоциацией с тактикой игры команды Сарри. Скорее всего, любители футбола прониклись чувствами к пиковым годам "ослов" и нашли в их стиле что-то страстное, очаровывающее, трогательное - да, это подходит под понятие "романтики". Но в этимологии данного слова заложено гораздо больше смыслов, чем привыкли воспринимать.

Ведь сам термин начал активно употребляться в дискурсе индоевропейских языков относительно недавно - с начала XIX-го века. И являлся производным от "романтизма" - целого художественного направления, изменившего понимание и восприятие искусства. Даже ввёл новую эстетическую категорию "героя-романтика". Он существует в прямом конфликте с объективной действительностью и пытается привнести в неё реалии своего уникального мира, который создал в собственном воображении и считает более интересным и увлекательным. Романтик не просто живёт иллюзией и идеей, а ещё и хочет воплотить их в рамках уже существующего порядка вещей. Не напоминает ли вам это "Наполи" Сарри? Команда с нетипичным для Серии А футболом и очень наглыми амбициями потеснить "старую синьору" с облюбованного ею трона императрицы кальчо 2010-х, несмотря на более скромные ресурсы - вот в чём её романтика. И почему "ослы" вызывали столько реакции и сочувствия. И Маурицио, покинув родной город, не потерял этих качеств романтика, посчитав, что и в топ-клубах ему удастся внедрить в устоявшийся порядок вещей своё мышление. Но этого не вышло по ряду причин.

Причина первая: "Ювентус" годами строился по абсолютно иной модели игры

Как уже было сказано выше, "зебры" XXI-го века - принципиальные антагонисты яркого и авантюрного футбола. Конечно, туринский клуб не настолько скупой на атакующие действия, как при Липпи, но и с Аллегри северян сложно было назвать яркими и сверхрезультативными, пока в то же время "Рома" и "Наполи" закидывали больше мячей в ворота соперников. И вызывали больше эмоций. Максимильяно проповедовал вертикальный футбол с опорой на средние и дальние пасы - в такой модели лучше всего раскрывались качества Пьянича, Погба, Сандро и Хедиры как атакующих опций. Ещё был важен Марио Манджукич, сильный, прыгучий и склонный к черновой работе: боролся в верховых единоборствах и придерживал мяч после дальних забросов для того, чтобы успели подтянуться партнёры по команде. Более того, тот "Ювентус" не бил рекордов скорости, потому что каждая возможность для взятия ворот должна быть максимально продуманной и взвешенной. Добавьте к этому и низко располагающуюся центральную ось защиты, благодаря чему доминаторы Серии А не пропускали и 30 мячей за сезон в чемпионате. Восторга никакого, зато ворота целы - а ребята сыты шампанским из очередного кубка.

А теперь представьте шок игроков, которые 3-4 года подряд действовали по определённому порядку, с определённой расстановкой и определённой мыслью - и тут новый алленаторе нервно размахивает руками на тактическом занятии, разбрасывая окурки, пытаясь объяснить нечто диаметрально противоположное укоренившемуся стилю. Понятное дело, что футболисты такого уровня способны играть по-разному и прекрасно знают о быстром, низком и коротком пасе - но и в отношении них, как и каждого человека, работает правило consuetudo est altera natura (привычка - вторая природа). Когда есть устоявшаяся генеральная линия, сложно переключиться на новую мысль и познать все её аспекты.

Один из примеров фирменного "треугольника" системы Сарри

Прошёл год - и игроки до сих пор с трудом понимали то представление футбола, что таится в чертогах разума Сарри. Знаете один из секретов быстрой атаки того "Наполи"? Когда у игрока возникала сложная ситуация и он не мог продвинуть мяч вперёд, к нему сбегались партнёры и образовывали миниатюрный треугольник, резво раскатывая мяч - при отточенной слаженности возникает преимущество на конкретном участке поля, т.к. защита не успевает за действиями подмоги и снаряд быстро отправляется вперёд, образуя свободную зону. Как часто вы видели подобное взаимодействие у этого "Юве"? А ведь такой ход является одним из основополагающих в тактике Сарри: чем компактнее игроки полузащиты и атаки при своём владении располагаются друг к другу и чем чаще прибегают к похожим интеракциям - тем меньше возникает "затыков". А если подобный стопор и грозит, то быстренько собираем треугольник и преодолеваем проблему. Высокая линия защиты тоже не сработала, ибо "старая синьора" давненько не пропускала 43 гола за сезон. Чтобы вы понимали, почему автор не преувеличивает: с сезона 2010-2011 (47) - и тогда главная команда Пьемонта не вышла даже в Лигу Европы. Стоит ли говорить о том, что для "Ювентуса" последних лет, неоспоримого доминатора национального чемпионата, стыдно стоять в одном ряду с той перестроечной и хаотичной командой рубежа нулевых-десятых. Даже если в одном параметре - это всё равно провал. 

Как настоящий романтик, Сарри решил внести в действующую реальность правила из своего мира, кардинально изменив порядок вещей. Но за год перейти от низкой линии защиты, невысокого темпа, вертикальных длинных передач к обратным постулатам оказалось невозможным.

Причина вторая: не нашлось нужных для тренера игроков, ведь Сарри ограничен лишь своим стилем

Перед началом сезона активно форсировались шутки про перебор квалифицированных полузащитников в составе "бьянконери": не сказать, что их раньше мало было - а теперь ещё и пару свободных агентов подписали в виде Рэмзи и Рабьо. Но анекдот в том, что за год... почти что никто из представленных игроков не удовлетворил вкусам Сарри. Сначала Маурицио активно ставил Сами Хедиру в старт, когда даже студенту ветеринарного лицея провинции Пьемонт ясно, что организм немца, мягко говоря, вообще чудом ещё способен играть в футбол спустя такое количество страшных травм. Но именно Сами выглядел максимально подходящим для роли реджисты - а без представителя этой роли алленаторе не может представить свою жизнь.

Когда-то в "Наполи" перешёл молодой бразильский полузащитник из "Вероны" - и сам первый год не понимал, зачем его купили, ведь в модель Бенитеса Жорже Фрелло никак не встраивался. И закончилась бы эта история тем, что парня бы футболили по арендам в условный "Палермо" лет до 28 - а потом всё, доигрывал в середняке. Но в жизни бедняги появился Маурицио Сарри. Или же в жизни неаполитанского романтика появился Жоржиньо. Такое впечатление, что они были одинаково необходимы друг другу. И судьба свела две нужды в одну красивую историю о лучшем реджисте Серии А последних нескольких лет.

Жоржиньо давал Сарриболлу необходимое быстрое продвижение мяча в минимум касаний со своей половины, обладая шикарным пасом что на короткую дистанцию, что на среднюю. Одновременно с этим, бразильский итальянец не боится оборонительной работы, вынослив и обладает достаточно хорошим навыком быстрого принятия решений. Плюс нередко он читает действия своего нападающего и вырезает классные лонгболлы 1 на 1. Проблему с игроком на такую же роль в "Челси" Сарри решил максимально просто, первым же трансфером выпросив ключевого персонажа своей философии. А в стане "зебр" бы не поняли подписание ЕЩЁ ОДНОГО игрока центра поля. И так набор широкий - выбирай, кого хочешь!

От активного использования Хедиры пришлось отказаться из-за того, что Сами с трудом выдерживает один тайм матча. Блёз Матюиди в принципе не славится атакующими навыками и довольно посредственно пасует, ведь его призвание - обеспечивать огромный объём единоборств и отборов. О, есть Миралем Пьянич - шикарный игрок с классным пасом и хорошим видением поля. Но босниец выдал, наверное, худший сезон в своей итальянской карьере - да и не очень полюбил новую роль с погружением вниз. Эмре Джан является чуть улучшенной версией Матюиди, тоже не годится. Хотя с немецким турком поступили жестоко, просто не заявив его в Лигу Чемпионов, будто позабыв о том, как он выжег центр поля в серии плей-офф с "Атлетико". Зато заявили только что приобретённого Адриана Рабьо, перешедшего за бесплатно из "ПСЖ" - и... лучше бы его отдали зимой в "Боруссию", честное слово. Большую часть сезона выглядел игроком просто не того уровня - ещё и в защите посредственен. Ещё есть Аарон Рэмзи, который ближе к "десятке", чем к реджисте - но Маурицио от отчаяния пытался и валлийца отодвинуть поглубже от родной позиции. Вышло тоже так себе - и вообще непонятно, на черта покупать игрока, чьи функции может спокойно выполнять Дибала. При этом сам Аарон ни разу не бокс-ту-бокс и, уж тем более, не реджиста.

И остаётся лишь Бентанкур, чью игру действительно можно назвать более чем неплохой в данном сезона. Но Родриго несколько по-иному действует: трудолюбивый бокс-ту-бокс с хорошими навыками отбора, умеющий на дриблинге протаскивать мяч и собирать вокруг себя несколько опекунов. Он не игрок с развитым пасом на дальние дистанции и не плеймейкер из глубины. Плюс уругвайцу до сих пор не дают столько времени, сколько он заслуживает своими выступлениями. Поэтому нетрудно догадаться, по поводу какого игрока велись переговоры в июле, пока Сарри не ушёл в отставку. Конечно же, "Ювентус" нацеливался на Жоржиньо - точнее, Маурицио попросил клуб об этом. Потому что не умеет работать с набором игроков, которые обладают достаточным уровнем, но по самой тактической задумке не могут воплотить все грёзы никотинового разума.

Что мне снег, что мне зной, что мне дождик проливной - когда мои друзья со мной!

То же самое можно применить и к группе атаки, ибо Сарри не понимает, зачем форварду рост от 185 сантиметров. Если вспомнить "Наполи", то Инсинье и Мертенс были крохотными, а Игуаин, хоть и выше критической отметки, но не нападающий для верховых единоборств и навесов. Поэтому Оливье Жиру при итальянце в матчах АПЛ выходил со скамейки, ибо просто не игрок под схему, хоть и своим объёмом черновой работы способен впечатлить многих тренеров. И тут аллентаторе приходит в "Ювентус", где находится Марио Манджукич - и хорват фактически завершает карьеру на серьёзном уровне (чемпионат Катара - это смешно), хотя до появления Сарри был важным звеном "бьянконери". Маурицио даже не попробовал рассмотреть преимущества балканца, ибо картина мира романтика не терпит компромисса с другими взглядами на реальность!

И получается парадоксальная картина: Мертенс и Жоржиньо стали звёздами именно при Сарри, потому что он увидел в них возможность воплощать свои затеи - зато проверенного временем и матчами высокого уровня Манджукича сплавил при первой возможности. Ибо у неаполитанца весьма специфичное представление о футболе, в которое могут вписаться не самые очевидные на первый взгляд игроки. К сожалению, Сарри мыслит лишь только своей тактикой и не желает её адаптировать под уже имеющийся состав. Из этого вытекает следующая причина.

Причина третья: у "Ювентуса" нет времени ждать

Приходить в топ-клуб со сформированным составом и поставленной высокой целью - расстрельная перспектива, т.к. никто тебе не даст менять всё под себя, ставя под угрозу возможность достижения сиюминутного результата. "Зебр" уже немножко так достало терпеть и ждать, особенно после двух финалов Лиги Чемпионов за 5 лет - поэтому каждый сезон существует лишь одна цель в виде звания лучшей команды Европы. Особенно, когда вы приобретаете Криштиану Роналду. А Буффон не завершает карьеру только из-за потребности закрыть этот чёртов гештальт и поднять кубок над головой. Поэтому от тренера, что должен прийти после Аллегри, требуется закрыть рот и просто добиться победы! Что, игроки немного не те? Нужно два сезона для перехода на новую тактику? А Аллегри плохих футболистов набрал и неправильно тренировал, раз дошёл до финала дважды? Повторяю: закрой рот и давай результат!

Конечно, Маурицио Сарри недостаёт такой черты характера, как адаптивность - и иногда бы ему стоило попытаться принять действительность и подстроиться под неё. Но тогда бы он перестал быть романтиком и алленаторе с уникальным мышлением. И, честно говоря, не совсем понятно, чем руководствовался "Ювентус" при выборе нового главного тренера, взяв человека, который не умеет и не хочет делать всё и сразу с уже готовыми ресурсами. Создаётся впечатление, что Аньелли взял самого известного италоговорящего специалиста, какого можно было пригласить, не вникнув в особенности работы Маурицио. Если руководству требовался профессионал-наёмник, которому можно просто сказать: "Вот база, вот поле, вот футболисты - давай, чтобы через год всё было чики-пуки" - то стоило брать полную противоположность Сарри. Конечно, любому тренеру хочется подстроить вещи под себя, но именно наш герой-романтик в этом компоненте максимально требователен - и эта возможность была исключена тем, в каком цикле сейчас находится сам "Ювентус". Да и сами игроки типа Пьянича, Сандро, Куадрадо, Бонуччи, Кьеллини и Буффона слишком много лет отдали команде ради ЛЧ. И они сами не так уж молоды, чтобы терпеть и перестраиваться.

Но про возраст мы поговорим дальше. А пока становится смешно от того, что спустя день после назначения Пирло уже сформирован немаленький список из тех, кто не входит в планы тренера: Хедира, Коста, Матюиди, Игуаин. Кто-нибудь предлагал Сарри сразу же определиться с трансферными целями? Учитывая то, что Рэмзи и Рабьо только перешли - и их переходы были оформлены до появления самого курящего наставника планеты. Пирло, конечно, гений и не последняя фигура для истории "старой синьоры": но какого чёрта Кампанеллито, который ни дня не проработал тренером, сходу дают такую свободу волеизъявления - а достаточно авторитетному алленаторе не позволили сделать так, как ему хотелось бы?

Причина четвёртая: "Сарриболл" слишком требователен к физической форме игроков

А теперь придётся посмотреть в свидетельства о рождении некоторых полевых игроков. Давайте в качестве порога остановимся на цифре 28 лет (к началу сезона 2019-2020) и выделим тех, кто достиг данного возраста или даже старше: Матюиди, Бонуччи, Кьеллини, Пьянич, Куадрадо, Игуаин, Роналду, Хедира, Рэмзи, Коста, Данило, Сандро. Получается, процентов так 70 от ротации полевых уже с точки зрения физиологии неспособны выдавать свой максимум. И ещё этих ребят тренирует приверженец высокоскоростного атакующего футбола: что из этого получится? Правильно, к середине второго тайма команда будет постоянно проседать и проваливать центр поля. И сам Сарри почти каждый матч отмечал то, что ребятам не хватает выносливости. А откуда ей взяться, когда "старая синьора" оправдывает шутливое название и имеет в своём составе немало возрастных игроков?

Да, сам Маурицио опять пошёл на поводу своего упрямства и не изменил ничего в системе, чтобы не такой уж и молодой команде было проще выдерживать нагрузки. И мы снова возвращаемся к вопросу: а зачем тогда вообще было брать тренера с таким подходом к физической подготовке? Ведь успех "Сарриболла" в "Наполи" в немалой степени зависел и от молодости исполнителей. Если брать последний сезон "ослов" под его руководством, когда команда вышла в плей-офф Лиги Чемпионов с первого места и сразу попала на "Реал", то возраст игроков основного состава был таковым: Хюсай и Зелински - 23; Кулибали, Жоржиньо, Гулам, Инсинье и Аллан - 26; Гамшик, Кальехон, Мертенс - 30. А ещё активно участвовал в ротации Диавара, которому только в июле 2017-го стукнуло 20. Милику, активно выходящему со скамьи, было 23 года. Конечно, в "Наполи", как видно, имелись опытные игроки, перешедшие через отметку четвёртого десятка - но их количество несравнимо с тем, насколько возрастным является состав "Ювентуса". А темп от обеих команд Сарри требовал одинаковый. Это не единственная причина, почему у южан получилось воплотить задумку тренера - но достаточно важная.

Вместо эпилога

Как уже неоднократно было сказано в данном материале, Сарри не хватает тактической гибкости и умения адаптироваться под различные условия и задачи - и глупо было бы выставлять его невиновным. Маурицио совершил немало ошибок на посту главного тренера "старой синьоры" и не смог дать команде стабильную и качественную игру с удовлетворяющими результатами. В клубах такого ранга уже немножко индифферентно, насколько красивый и увлекающий у тебя стиль, ибо на трофеях пишут имя победителя, а не впечатления от самой игры. Но неаполитанец не получил в "Ювентусе" главного залога своего успеха - свободы самовыражения. Сарри верил, что он сможет воплотить свою игровую философию в принципиально иных условиях, чем в "Наполи" - и прогадал. Зато остался самим собой, как настоящий романтик. Он продолжит и на новых местах работать по концепции "Сарриболла". И навряд ли выиграет трофеи уровня Серии А или еврокубка. Герой-романтик по канонам направления заканчивает своё существование тем, что его идеи терпят крах в столкновении с объективной реальностью - то же самое произошло и с эпопеей Сарри и "Ювентуса". То, за что мы его полюбили, является причиной неудач в плане конкретных достижений. Но тренер должен не только зарабатывать титулы, но ещё и нести через игру собственную идею, формировать стиль и вызывать эмоции. И если бы Маурицио Сарри попытался быть другим, взяв с "Ювентусом" Лигу Чемпионов - он лишился бы того романтического ореола и перестал быть уникальным. Такова участь романтика: проиграть, но остаться верным своим идеалам.

Футбольные материалы блога "Тонкий филолог":

Почему неудачная аренда Фёдора Смолова в "Сельту" является дополнительным стимулом для российских футболистов для отъезда в лучшие лиги Европы

Подкаст "Гегенпрессинг" проанализировал трансферную активность клубов в период пандемии

Также подкаст "Гегенпрессинг" откровенно подурачился и поиграл в одну игру

Разбор чудесной сказки о доминирующем "Ливерпуле" на отдельные составляющие

Яркие связки центральных полузащитников начала 2000-х

Паоло Мальдини: когда твоё призвание - это Милан

Сборная России моего сердца