8 мин.

Говорят, в плей-офф совсем другой хоккей. А какой?

Разин и Гончаров объясняют.

Регулярка завершилась, пары на первый раунд определены, 29 февраля и 1 марта стартует плей-офф. Как говорят эксперты и сами игроки, впереди совершенно другой хоккей. Не тот, который мы наблюдали по ходу сезона. 

Каждая пропущенная шайба будет воспринимается острее, а овертаймы станут бесконечными – до первой заброшенной шайбы. 

Так какой хоккей настоящий? С этими вопросами нам помогли разобраться главный тренер «Металлурга» Андрей Разин и экс-хоккеист, обладатель Кубка Гагарина, а теперь блогер, ведущий и комментатор Максим Гончаров.

Андрей Разин, главный тренер «Металлурга» (Магнитогорск)

– В преображении команд в плей-офф больше работает искусство тренера, а именно – вывести команду на пик формы к важным играм.

Несмотря на весь интерес к играм на вылет – в КХЛ мало команд, которые могут удивить. В основном выигрывали команды из первой половины восьмерки. Не припомню, чтобы команда из второй половины доходила до финала.

В НХЛ команда, идущая на восьмом месте, потенциально может взять Кубок Стэнли. У нас такого пока еще не было.

Что происходит в конце регулярки?

Лидерам команды можно дать отдых перед плей-офф, но это спорный момент. Некоторые хоккеисты слишком чувствительно воспринимают ротацию, хотят быть в постоянном ритме и игровом тонусе. 

Кому-то давали отдых, а кого-то нагружали. Несмотря на то, что хотелось завершить регулярку на первом месте – не переходили грань. Я не заставлял хоккеистов играть через «не могу».

Игра в плей-офф – какая?

Команды играют более строго, жестче настроены на матч. В регулярке можно сегодня проиграть, а завтра – исправить ошибку и победить.

В чемпионате можно себя где-то пожалеть и не пойти в контакт или поднять ножку, хотя это нигде не приветствуется тренерами.

Плей-офф – игра двух команд, меньше переездов. Иногда в чемпионате едешь в пять городов с дальними перелетами и к четвертой и пятой игре команда выжата как лимон. На таких выездах бывает сложно достать эмоции и скорости.

В играх на вылет отдаются все силы. Желания больше, эмоции зашкаливают. Поэтому и получаются матчи с высокими скоростями, обилием силовых приемов, заблокированных бросков, но и риск травм повышается.

В плей-офф все просто: чем больше забиваешь и меньше пропускаешь – тем лучше. Важно не ошибаться, так как каждая ошибка на вес золота, а для прохода в следующий раунд нужны всего четыре победы.

Как проходит подготовка к важным матчам?

На командных сборах разбираем наигранные комбинации, вбрасывания, большинство и меньшинство. Но какой соперник, такое и собрание.

Есть соперники, у которых практически нечего показывать, а есть наоборот – видно задание тренера: игра в давление, игра в средней зоне, позиционные атаки и оборона.

Как меняется поведение в плей-офф?

Мне хочется настроить команду на позитив, чтобы она раскрепостилась. Но думаю, ребята достигшие уровня КХЛ, сами понимают, что такое плей-офф.

Мое же поведение зависит от ситуации. Если команда устала – кричи не кричи, бесполезно. Наоборот, надо искать слова поддержки.

Кого-то подбодрить, над кем-то подшутить, встряхнуть команду. А иногда надо взбодрить именно жесткими словами. Каждая игра – отдельный сюжет. Нельзя заранее сказать, какая будет модель поведения. Зависит от ситуации и как я буду чувствовать ребят.

Во время плей-офф и регулярки я отфильтровываю прессу. То, что пишут – никак не влияет на мой настрой. 

Например, если я знаю, что может написать определенный корреспондент или эксперт, то просто не захожу на него, так как знаю примерное содержание. Если интересные статьи – прочту.

Выбирают ли команды себе соперников?

Нет, это глупо. Как  вообще можно представить выбор соперника? Будто я подхожу к ребятам и говорю: «давайте проиграем?»ли думаете, что ребята не почувствуют, если я,например, буду думать о том, что лучше проиграть. 

В хоккее важнее, кто больше забьет, а не кто быстрее побежит. Я не могу сказать хоккеистам, чтобы они не бросали по воротам.

Есть ли ограничения для хоккеистов во время плей-офф?

Все, что за пределами дворца спорта – в руках игроков и их близких. Единственное, я могу дать совет. Их дело прислушиваться ко мне или к кому-то другому. Прекрасно понимаю, что выиграть Кубок Гагарина – эта мысль у них на первом месте. А не о том, чтобы позажигать во время плей-офф.

Максим Гончаров, обладатель Кубка Гагарина-2021, ведущий и блогер

– Кажется, изменения команд в плей-офф связаны с психологией. Там игра на грани – либо вылетаешь, либо продолжаешь сезон. Игроки понимают, что за ранний вылет их никто не простит.

На регулярку особого внимания не обращаешь, ведь там главная задача – попасть в плей-офф. Можно не выспаться, к тому же и домашние проблемы влияют на игру. Много факторов, на которые отвлекаешься.

Мне по ходу регулярки было сложно держать один уровень и боевой настрой. За несколько дней до игр на вылет в голове все переключалось – и я выходил максимально заряженным. 

Гораздо проще играть, когда есть риск вылета. В плей-офф все на максимальном уровне: скорости, мышление, силовая борьба.

Когда на кону стоит все – выплескивается адреналин и появляется бешеная энергия. 

Но есть и другие игроки. Они в регулярке здорово играют, много забивают, а в плей-офф – затухают. Вероятно, не справляются с давлением. Хоккей меняется, а в регулярке будто бы проще и спокойнее играть. Там не так все быстро и жестко. 

Как меняется тактика в плей-офф и почему счет в важных матчах – минимальный?

Перед и во время плей-офф собрания идут дольше, с точечным разбором большинства, меньшинства и так далее.

Много времени уходит на персональный разбор игроков. Ребята высказываются и подсказывают сильные и слабые стороны соперника. Часто бывает так, что хоккеисты пересекаются в других командах.

Команды играют в осторожный хоккей. Главное – не совершать ошибок и не пропускать. Зачастую счет в важных матчах с минимальным отрывом. Во всех командах стараются обезопасить свою зону, но и не переходят на суперпростую игру.

Тактика глобально не меняется, потому что перестроить целый коллектив конкретно под плей-офф невозможно. Редко бывает, что команда сначала играет в один хоккей, а потом совершенно в другой.

У Зинэтулы Билялетдинова, главного тренера «Ак Барса», кажется, всегда одна и та же тактика. Просто меняется картинка, что все намного быстрее, жестче, четче.

А что говорят тренеры?

Поведение тренеров в разных командах во время плей-офф отличается. Но я замечал, что если тренер орет по ходу всего сезона, то ты уже не обращаешь на это внимание и не воспринимаешь крики.

Если, наоборот, не повышал голос, а в плей-офф или в каких-то ключевых моментах орет – реагируешь уже по-другому и понимаешь, что дело серьезное.

Иногда тренеры могут зачитать неприятную информацию в наш адрес со стороны соперника, чтобы разозлиться. Но точно нет такого, что вся игра будет строиться на агрессии к другой команде. Во время плей-офф дополнительно заводить не требуется. 

Есть ли суеверия?

Главная традиция по ходу плей-офф – не брить бороды. Я ее придерживался.

Раньше у меня были базовые суеверия: выходить с определенной ноги на лед, переодеваться в определенном порядке… Но потом понял, что это только мешает, так как концентрируешься на ненужных вещах.

Психика держится за эти вещи, и ты чувствуешь себя более уверенно, думая, что это помогает. Но это далеко не так.

Фото: РИА Новости/Григорий Сысоев, Максим Богодвид, Алексей Мальгавко, Павел Лисицын