8 мин.

Для чего спортивному врачу необходим (пусть даже небольшой) стаж анестезиолога–реаниматолога, а также быть спортивным

Почему одно из направлений медицинской науки – анестезиология и реаниматология – хорошо развито (хотя бы в плане оказания экстренной медицинской помощи), и почему в спортивной медицине так мало врачей, не владеющих элементарными базовыми знаниями рядового врача палаты интенсивной терапии обычной районной больницы? Нижеприведенный пример наглядно показывает необходимость такой подготовки у врача команды. Данный ролик хорошо знаком многим любителям хоккея и неоднократно упоминался на различных сайтах.

Предыстория

22 марта 1989 года канадский вратарь Клинт Маларчук получил в ходе игрового столкновения травму: повреждение ярёмной вены, летальность при которой достигает 100%. При падении хоккеист Таттл поднял ногу вверх и случайно лезвием конька попал в горло Маларчука чуть ниже вратарской маски, перерезав яремную вену. Из горла Маларчука кровь хлынула на лёд, и вратарь упал.

Игроки и судьи на поле не сразу поняли, отчего Маларчук вдруг рухнул на колени, схватившись за горло и глядя на буквально хлынувшую на лёд кровь. Зрелище было настолько жутким, что одиннадцать человек на первых рядах упали в обморок, у двоих случился сердечный приступ, а трёх хоккеистов стошнило прямо на лёд. Один из судей, опомнившись, бросился к Маларчуку и попробовал оказать ему помощь, закричав, чтобы немедленно вызвали врача и вынесли носилки.

Маларчук с помощью тренера «Баффало» по физподготовке Джима Пиццутелли добрался до скамейки запасных менее чем за 40 секунд и скрылся в подтрибунном помещении. Работники арены убрали следы крови и перезаморозили лёд, позволив продолжить матч («Сент-Луис» победил 2:1).

Ликбез для читателя

Постоянная циркуляция крови в замкнутой системе и есть кровообращение. Очень просто представить его себе в виде цифры 8, не имеющей ни начала, ни конца, или в виде математического знака, обозначающего бесконечность. В центре этого знака, в месте пересечения линий находится сердце, работой своей обеспечивающее постоянное движение крови по кругу. У всех млекопитающих и у человека кругов кровообращения два: большой и малый (легочный), и, как в цифре 8, они соединяются и переходят друг в друга. Соответственно, и у сердца, основного насоса, который приводит в кровь движение, есть две половинки: левая («артериальная») и правая («венозная»). В нормальном сердце эти половины внутри сердца между собой не сообщаются, т.е. между ними нет никаких отверстий.

Чтобы понять принципы движения крови, представим себя в виде водолазов, путешествующих внутри труб (кровеносные сосуды).

Наш маршрут начнется в левом предсердии, откуда мы, окруженные частицами яркой, оксигенированной (т.е. насыщенной кислородом) крови, только что прошедшей легкие, прорвемся вниз через открывшиеся ворота первого на нашем пути – митрального – клапана и попадем в левый желудочек сердца. Оттуда через открывшийся шлюз аортального клапана мы вылетим в главную артерию тела – восходящую аорту.

От аорты будет отходить много ветвей, и по ним мы можем уйти в сосуды шеи, головы, мозга и верхней половины тела. Но этот путь короче, а мы сейчас пройдем более длинным. Проскочив изгиб аорты, именуемый ее дугой, уйдем вниз, по аорте. Не будем сворачивать ни в многочисленные межреберные артерии, ни ниже – в артерии почек, желудка, кишечника и других внутренних органов. Устремимся вниз по аорте, пройдем ее деление на подвздошные артерии и попадем в артерии нижних конечностей. После бедренных артерий наш путь будет все уже и уже.

И, наконец, достигнув сосудов стопы, мы обнаружим, что дальше сосуды становятся очень мелкими, микроскопическими, т.е. видимыми только в микроскоп. Это – капиллярная сеть. Ею заканчивается артериальная система в любом органе. Дальше проходят только клетки крови – эритроциты, чтобы отдать тканям кислород и питательные вещества, необходимые для жизни клеток. А мы через мельчайшие сосуды капиллярной сети пройти уже не сможем.

Перейдём на другую сторону, куда собирается темная, уже отдавшая кислород, венозная кровь. Здесь поток будет более спокойным и медленным. На пути будут встречаться шлюзы в виде клапанов вен, которые не дают крови вернуться назад. Из вен ног мы попадем в вены подвздошной зоны, в которые будут впадать многочисленные притоки венозной крови от тазовых органов, кишечника, печени, почек. Наконец, вены станут широкими и вольются в сердце, в ту часть его правой половины, которая называется правым предсердием.

Отсюда мы вместе с темной венозной кровью через шлюз трехстворчатого клапана попадем в правый желудочек. Сокращение правого желудочка выбросит нас в легочную артерию через пульмональный клапан (его еще называют клапаном легочной артерии). До сих пор мы путешествовали по большому кругу кровообращения, а теперь попадаем в малый круг. Далее легочная артерия делится на две больших ветви (правую и левую), и по ним кровь попадает в оба легких.

По легочной артерии мы попадаем в легкие, в их сначала крупные, потом средние сосуды, потом – в мельчайшие сосуды капиллярной сети легких. В них произойдет газообмен: накопленный венозной кровью углекислый газ выделится через мельчайшие легочные мешочки-альвеолы, а кислород будет захвачен красными кровяными тельцами – эритроцитами – из вдыхаемого нами воздуха, и кровь станет артериальной. Мысленно обойдя капиллярную сеть легких, мы попадем в поток артериальной крови, окажемся в легочных венах, а затем – в левом желудочке, из которого мы начинали свой путь. Продолжительность нашего плавания составила всего 3–4 секунды, а движение потока крови, с которым мы перемещались по организму обеспечило сердце.

Правое предсердие принимает кровь из двух больших вен – верхней и нижней полых вен и еще из одной крупной вены, собирающей венозную кровь от самого сердца. Правый желудочек выталкивает венозную кровь в легкие.

Левое предсердие принимает из легочных вен окисленную, богатую кислородом кровь. Левый желудочек выталкивает артериальную кровь в аорту и в венечные артерии (артерии самого сердца), а дальше она по большому кругу доставляется всему организму.

В самом кратком виде схема нашего путешествия выглядит так:

левое предсердие – левый желудочек – аорта и коронарные артерии сердца – артерии органов тела – капиллярная сеть органов – венозная система органов тела – правое предсердие – правый желудочек (все это – большой круг кровообращения) – легочные артерии – капиллярная сеть легких – альвеолы – венозная система легких – легочные вены – левое предсердие (это малый круг кровообращения).

Круги замкнулись. Все повторяется снова. Важно, что в каждый отдельный момент времени объемы крови в обоих кругах кровообращения в норме равны между собой. То есть количество крови, протекающей через легкие, всегда равно количеству крови, протекающей через весь остальной организм. Так обеспечивается нормальное кровообращение.

Давайте теперь поговорим об этих количествах. С каждым сокращением сердце взрослого человека выбрасывает и в большой, и в малый круги в покое около 60 мл крови (при особо усиленной работе сердце моет выбрасывать 200 мл. крови, т.е. около стакана). Умножив этот объем на количество сокращений в одну минуту, скажем, 70 (в покое), получаем 60×70 = 4200 мл, или около 4–4,5 литров в минуту. Значит, за один час сердце перекачивает 4,5×60 = 270 литров, а за сутки 270×24 = 6 480 литров крови.

Факторы + для данной ситуации:

1) Объём крови у мужчины нормостеника составляет примерно 78 мл на кг массы тела (т.е. в теле мужчины весом 70 килограмм – 5.5 литров крови), Маларчук потерял около 1.5 литров крови.

2) Объём плазмы у взрослого мужчины составляет в среднем 5% массы тела, или приблизительно 3500 мл.

3) Восстановление исходного объема плазмы крови наступает довольно быстро, до 1-2 суток в зависимости от тяжести кровопотери , однако содержание белков крови остается низким, регенерация белков и восстановление клеток крови занимает больше времени.

4) Если бы это произошло в другом периоде, когда ворота Маларчука находились бы на противоположной стороне площадки, он не успел бы добраться даже до выхода с площадки и умер бы от потери крови. От начала момента травмы до транспортировки в подтрибунное помещение, как уже было сказано выше, прошло 40 сек.

5) Если бы на месте Пиццутелли оказался не такой опытный специалист, Маларчук умер бы в раздевалке. Пиццутелли, ветеран Вьетнамской войны, неоднократно сталкивался с похожими ранениями и действовал совершенно правильно, остановив простым прижатием кровотечение и позволив вратарю дождаться реанимобиля.

Факторы – для данной ситуации:

1) 60% общего объёма крови содержится в венах, в т.ч. селезенка депонирует до 30%.  

2) У яремной вены нет клапанов, не бывает склеротических изменений. Вследствие тесной связи с окружающими тканями она не спадается и не перемещается. Яремная вена имеет в среднем диаметр 15-40мм. За первые 20 секунд Маларчук потерял около 1 литра крови. 

3) Даже при незначительных ранениях крупных вен (например, при пункции и катетеризации) существует опасность воздушной эмболии.

Итог:

Маларчук был выписан через 2 дня после получения травмы.

Сравнивая некоторых отечественных «спортивных врачей», которые посредством интернета консультируют спортсменов по поводу банального растяжения связок голеностопа, хочется мысленно подарить в знак благодарности и уважения к тренеру «Баффало» по физподготовке Джима Пиццутелли картину мексиканского художника Хосе Переса «Анестезиолог», где в роли лекаря – сам тренер Пиццутелли, а на коленях у него – вратарь – счастливчик Клинт Маларчук ….

Примечание: в статье использовались данные института ССХ им.Бакулева, книги для подготовки анестезиологов-реаниматологов США «Теоретические и практические основы анестезиологии» авторы: Артур Б.Тарроу и Джеймс К.Эриксон.