7 мин.

Шахматный немец

Вот и закончился самый престижный шахматный турнир за несколько последних лет. По Москве с блеском промчались сорок пять интересных партий и несчетное количество блиц-поединков лучших шахматистов мира. И победители оказались вполне закономерными, несмотря на обилие прогнозов типа «тут все фавориты» – Владимир Крамник выиграл классику, а Магнус Карлсен – блиц.

Come back шахмат

Для начала – о самом животрепещущем вопросе, который так взбудоражил некоторых особо ретивых «рядовых болельщиков». О количестве зрителей.

Каюсь – все мои стенания о том, что только футбольный матч между Анандом и Карлсеном способен привлечь зрителей оказались верны только для «Националя», в который болельщиков пускали с большим трудом – просто зал маленький оказался. То, что происходило в ГУМе, действительно поразило. Я могу вам честно сказать – такого в России я не видел. Ни на одном суперфинале, ни на одном мемориале Таля. И, к сожалению, думается, увижу еще не скоро.

Итак, ГУМ. Во-первых, стало легче найти место игры – то ли указателей больше, то ли ажиотаж на третьем этаже начинает ощущаться еще в самом низу. Когда входишь в зал – ощущение такое, что яблоку негде упасть. И не только на последнем туре, между прочим. Люди сидят, люди стоят – конечно, не московское метро в час-пик, но сказать, что зрителей не много невозможно в принципе.

Почему так вышло? Есть как минимум три причины.

Первая – чрезвычайная активность команды РШФ. Креативная реклама из окон «Националя», реклама на троллейбусах, реклама в метро – все это так или иначе привлекло зрителей.

Вторая – чудовищная 21-я категория турнира. Все разговоры о невероятном составе – не на пустом месте. Сравните список участников и первую десятку. Из «старших монстров» нет только Топалова. Ну и ладно, как заметил Крамник, всей десятки еще не было нигде. И как результат – Мемориал был в телеке. Репортаж в новостях на «Спорте» каждый день.

И третья – Марк Глуховский. Главный редактор «64» настолько вкусно организовал медийную поддержку турнира – тут и комментаторская будка (комментаторов слышали и в интернете и в ГУМе), и самые комфортные условия для СМИ (которые опять-таки рекламировали турнир для зрителей) – спасибо, Марк.

Очень мне запомнился один момент – на последний тур (и не только на него) пришел вице-премьер Александр Жуков. Спокойно так. Без охраны, без шума. Скромненько стоял среди болельщиков, потом среди журналистов (пока кто-то не догадался место уступить). Спросил его:

- Откуда столько зрителей?

- Я сам не понимаю – как ни зайду – глаза не верят. Просто невероятно, по сравнению с прошлым годом..

- Может, состав?

- Да черт его знает, может и состав. А, может, место удачное. А, может, еще что…

Лукавит, неверное. Понятно, что без поддержки сверху такой турнир не пройдет – иначе как гроссы живут в «Ритце», как играют в «Национале», как все проходит без сучка и задоринки?

И еще – огромная заслуга в успехе турнира у и.о. президента РШФ Александра Баха. Тут тоже красноречивей любых слов будет прямая речь. Итак, закрытие, на сцене среди прочих Кирсан Илюмжинов:

- Многие в руководстве ФИДЕ сомневались, что Баху удастся провести турнир на высоком уровне. Александр Григорьевич всем доказал, что способен организовать самый лучший турнир за последние годы.

И еще одно впечатление. Подхожу на закрытии к Илюмжинову. На полусогнутых ногах лепечу что-то несвязанное, типа:

– интервью, пожалуйста, спортс.ру, блог..

Илюмжинов:

- Так, спокойно. Вы когда в Москве будете? Запишите мобильник и наберите сейчас меня. Давайте во вторник-среду созвонимся.

Вот так. Все просто и понятно. Пока впечатления от Кирсана Николаевича самые позитивные. С нетерпением жду интервью – пишите в комментариях вопросы, которые хотели бы задать Президенту ФИДЕ.

Пока старики держатся

После такого подзаголовка крайне трудно начинать рассказом про Карлсена, но тем не менее. Итак, Магнус теперь не только перешагнул за 2800, но и стал первым гроссмейстером мира (на пару десятых обгоняет Топалова). Теперь остались две вещи – удержаться на первом месте до январского рейтинг-листа и стать чемпионом мира. И все – молодежная революция свершится.

Смотреть за Магнусом очень интересно. Во-первых, он очень оригинально одет – из широко распахнутого воротника его рубашки красиво выглядывает шикарный шарф. Жабо это вроде называется? Так обычно изображают в мультиках художников – вот еще берет бы набекрень – и 100% художник.

И, конечно, по-прежнему рядом полиэтиленовый пакет. И по-прежнему все ломают голову, что ж он там носит (вроде ничего интересного – еду). Единственный, кто знает ответ, – это Левон Аронян: «Наживка, блесны, снасти у него там», – раскололся однажды Лева PROспорту.

Когда говоришь с Карлсеном, то рядом всегда стоит его отец Хенрик и строго так контролирует процесс интервью. Может, даже зря – во всех своих разговорах Магнус дает понять, что он уже очень взрослый и рассудительный молодой человек. Правда, несмотря на его слова, с трудом представляю, как он, например, гоняет в Осло в футбол. Скорее, штудирует энциклопедии.

Результат Магнуса на турнире – вещь выдающаяся. Да, Крамник выиграл. Но Карлсен не проиграл ни одной партии и набрал «+2». На секундочку напомню, что у турнира 21-я, пока высшая из возможных, категория. Он все растет и растет. И пока пределов не видно.

Но пока «старики» свое взяли – король вернулся, Крамник чемпион. В чем секрет успеха – ни за что не догадаетесь. В понедельничном PROспорте читайте большое интервью с ним (через неделю появится и на блоге). Владимир выиграл в своем стиле – собрал, что дали, и аккуратно сыграл в защите. Как немцы в футболе, не иначе. Морозевич, Свидлер и Пономарев – вот список обиженных. В шахматах это называется, вырубил хвост.

Про Морозевича и Свидлера. Хватит расстраиваться. Просто, к сожалению, пора смириться с очевидным. Да, я понимаю, что они играли на чемпионате Европы и устали (кстати, вся тройка призеров не играла на первенстве континента, а готовилась к турниру). Но сколько раз (это я к себе, в основном) еще можно писать что-то типа «Непонятно, как сыграет Морозевич? От гения можно ждать, чего угодно?». Да понятно, как сыграет Морозевич. Понятно. Последнее место.

А Петр вот, как сказал:

– Я понимаю, что это провал. Но с другой стороны, игрой я в целом доволен. Проиграл тем, кому, мягко говоря, проигрывать не стыдно (два чемпиона мира – М.Х.). Что ж, вышло как вышло.

Вообще, про «вышло как вышло» – такое я от многих слышал. И действительно, при таком составе кому-то все-таки надо ж оказаться последним. Да, случаются неожиданности, типы разгрома «белого» Ананда от Ароняна после невероятной для чемпиона новинки (b3??) в последнем туре, но это так, «бои местного значения».

И немного о еще одном (вместе с Магнусом) втором призере – Иванчук был в хорошей форме. Мог и выиграть, да Крамник в последнем туре чудом устоял. А, как сказал Владимир, «когда Вася в хорошей форме, то он точно в тройке сильнейших на планете». Об антисвиной маске, которую пару раз одевал Вася, написали уже все, кто мог. Если не прятать туда компьютер, то особого эффекта она не дает – «Мне безразлично, что нацепил соперник, у нас шахматистов нервы крепкие», – суровый вердикт от победителя турнира.

Но блиц – для молодых

Блиц-турнир, который организаторы окрестили чемпионатом мира – настоящая вишенка на черно-белом торте. Я не буду долго расписывать, как гениально сделать «островки», где словно в кувшинках за небольшими заборчиками сидят два гроссмейстера, и зрители хоть и рядом, но не мешают. Я не буду еще раз восхищаться наплывом болельщиков – просто зайдите на chesspro или на crestbook и сами посмотрите фотографии. Так гораздо интереснее.

Только немного о призерах. То, что Ананд второй – это неудивительно. Не удивительно не то, что второй, а то, что в призерах. Мадрасский тигр со свой «пористо-воздушной» игрой даже во сне в блице наберет много очков хоть с десятком Крамников-Каспаровых. А вторым Виши стал по одной причине: «Не успел восстановиться перед трехдневным блицем».

Гораздо интереснее первое и третье места. Карлсен и новоиспеченный россиянин Карякин (об этом громком переходе мы скоро поговорим). Понимаете, почему они так высоко (ну, кроме сильнейшей игры)? Правильно, они оба очень молоды. И пока «старики» переводят дух после тяжелейшего круговика, они спокойно вырубают весь состав.

Отсюда вывод – чтобы называть турниром чемпионатом мира – надо давать больше отдыха участникам Мемориала (старшим особенно), чтобы все были в равных условиях.

Но есть и другой вывод. Совсем страшный. Так он еще и блицует лучше всех?

P.S. Сегодня начинается Кубок мира по шахматам. Главный приз – участие в турнире претендентов за корону. Будет очень интересно. Подробности последуют, болеем за наших!