6 мин.

Вратарь Республики. Почему Джанлуиджи Буффон – лучший

Фото: Fotobank/Getty Images/Clive Rose

Когда-то моим любимым развлечением было составление символических сборных итальянского чемпионата. Я вырывал из тетрадки листок в клеточку и, не задумываясь, практически на автомате, выводил внизу Zoff – фамилию человека, завоевавшего Кубок мира на пятом десятке и из-за этого прочно обосновавшегося у меня в голове. «Mamma mia, – думалось мне тогда с высоты прожитых лет, – да ведь он был уже совсем старик!» Не меньшее недоумение и даже смех вызывала коронная фраза из самого слезливого шедевра нашего кинематографа о том, что в сорок лет жизнь еще только начинается. Дальше в той сборной, в зависимости от моего изменчивого настроения, шли то Барези с Мальдини, то Ширеа, то Беппе Бергоми, наверху же обязательно красовались Марко Ван Бастен и Роберто Баджо.

У англичан был свой вратарь-аксакал – Питер Шилтон, герой вкладышей жвачки «Final-90», которому также было около 40 лет. Про него у нас во дворе ходила легенда, что он когда-то ударом от ворот до ворот забил самому Яшину. Врали, конечно, но мы – дураки, верили. Я отлично помню и тот день, когда впервые вычеркнул Дзоффа из сборной своего сердца, заменив его другим. Случилось это после полуфинала Евро-2000. Тогда Италию тренировал Папа Дино, а игра Франческо Тольдо, отразившего почти все пенальти, просто заворожила. Теперь Тольдо – лучший! Но где же Буффон?

22

Длинные шорты я бы не надел, даже если вдруг оказался на Северном полюсе

Впервые я увидел Буффона осенью 1997 года в Москве. В тот момент, когда Андрей Канчельскис столкнулся с Джанлукой Пальюкой на ужасном поле стадиона «Динамо», где Италия и Россия схлестнулись за право играть на Чемпионате мира, я окоченевшей рукой разливал водку по пластиковым стаканчикам. Рука дрогнула, когда на замену Пальюки вышел 19-летний паренек, которого Чезаре Мальдии притащил в сборную из любимой молодежки, проигнорировав более опытных кандидатов. Джиджи выбежал на поле, даже не разогревшись. Уже потом он рассказывал, как Мальдини приказал ему разминаться, но он сдрейфил из-за того, что именно в этом матче ему придется дебютировать в Национале, и только кутался в теплое одеяло. «Ты разогрелся?» – рявкнул Мальдини. «Да, Мистер, я готов», – ответило это недоразумение и вышло на поле в коротеньких шортах и футболке без рукавов.

«Ну, сейчас проклятых макаронников сотрут в порошок», – сказал мой сосед по трибуне, сумевший протащить грелку со спасительной жидкостью через бесконечные милицейские кордоны. «Ваше здоровье», – буркнул я, а через несколько минут Джиджи каким-то чудом парировал совершенно неберущийся удар Дмитрия Аленичева. Несмотря на пропущенный гол во втором тайме, который в свои ворота забил Фабио Каннаваро, Италия в тот день выстояла, выстояла вопреки всему. Ничья с генералом Морозом дорогого стоит!

Дино Дзофф: Джанлуиджи Буффон – лучший вратарь, которого знала Италия

С каждым годом Буффон прогрессировал, став частичкой великолепной «Пармы», с которой выиграл Кубок УЕФА – последний  евротрофей одной из самых ярких команд 1990-х, но в сборной ему все время что-то мешало. Так, во Францию он поехал третьим вратарем, но когда Анжело Перуцци сломал ногу, Мальдини не рискнул поставить юношу в рамку. Однако спустя всего два года Джиджи уже был первым номером в Национале и готовился к Евро-2000. Но на беду как раз накануне турнира он получил травму, и его сменил Тольдо, который и стал одним из главных героев того чемпионата. Наконец, в 2002 году, будучи футболистом «Ювентуса», Буффон дебютировал за Скуадру Адзурру на Мундиале. Для Италии тогда все как-то сразу пошло наперекосяк: в ворота залетали такие мячи, что впору было говорить о злом роке, проклятии, павшем на сборную и лично Джиджи. Ему банально не везло! Молва уже нарекла его лучшим в мире, он был почти безупречен, но то пятка Златана Ибрагимовича, то фееричное судейство наркоторговца Морено, то скандинавские ничьи – все это неотвратимо отодвигало его главную мечту: выиграть что-нибудь для Италии.

После поражения от Кореи, глядя на почерневшее от гнева лицо капитана Паоло Мальдини, казалось, что Чемпионат мира Скуадра Адзурра не выиграет уже никогда. В тот день Бруно Пиццуль сдал комментаторский микрофон своему преемнику, а над Италией распустились щупальца экономического кризиса, грозившего сожрать кальчо. Но никогда не говори никогда! Спустя 4 года после корейского кошмара мечта Буффона осуществилась – он стал чемпионом мира. Но судьба даже в этот момент наивысшего триумфа подложила ему свинью приготовила сложнейшее испытание, которое выдержали далеко не все. «Серию B я еще не выигрывал», – произнес Буффон, когда после Кальчополи решил отправиться с «Ювентусом» во второй дивизион. И никакого пафоса. В этом весь Джиджи. Это был поступок настоящего мужчины.

«Я решил и дальше сражаться на поле под реющим черно-белым знаменем, не сворачивая на более удобный путь, который, может, в конце моей карьеры и был бы устлан розами. Решение мечтателя? Возможно. Но, как говорил Де Голль, слава приходит только к тем, кто всегда мечтал о ней», – написал он несколько дней назад на своей страничке в Facebook, объясняя решение семилетней давности.

444

Теперь я точно знаю – в 35 жизнь только начинается

Джиджи постоянно вляпывается в различные истории: то он выберет себе футболку с номером 88, в котором еврейская община усмотрит фразу «Heil Hitler» (буква H – восьмая в латинском алфавите), Буффон же как ни в чем не бывало заявит, что всего лишь хотел показать, что у него «вот такенные яйца, а номер 00 (с двумя яйцами) взять не разрешили»; то подделает диплом; то чуть не прикончит ведущих программы «Scherzi a parte» (аналог шоу «Розыгрыш»), «нечаянно» разбивших его семейную реликвию (на самом деле – специально приготовленную копию). А то, с каким самозабвением он орет луженой глоткой «Fratelli D’Italia» на матчах сборной, говорит лишь об отсутствии всяческих комплексов, ведь в Италии, славящейся музыкальными фестивалями и певцами, на такое решился бы далеко не каждый.

Величие Буффона в том, что он, долгие годы будучи объективно лучшим или одним из лучших, остается живым человеком со всеми присущими ему слабостями. В наше время, когда большинство звезд превращается в подобие инопланетян, киборгов, почти что супергероев, делающих все идеально, возрастает интерес к людям, имеющих право на ошибку. Условный Стивен Сигал, методично перемалывающий своих врагов и получающий за фильм полторы царапины – этакий идеальный мачо, столь же скучен, как и Антон Кандидов из «Вратаря республики», с легкостью отражающий удары и забивающий на последних минутах победный гол. Но как только герой Льва Кассиля получает «полную авоську», к нему сразу просыпается интерес читателей. 

Величие Буффона в том, что он не старается походить на Супермена

К черту идеальных людей и идеальных спортсменов! Никогда Лев Яшин не стал бы легендой без своих неудачных матчей, после которых его сжирала пресса. А Дино Дзофф в игре всей его жизни вообще умудрился пропустить от Сократеса гол в ближний угол, но это не помешало ему через час парировать совершенно мертвый удар и спасти Италию. Неужели можно вычеркнуть из памяти бесконечные ляпы Эдвина Ван Дер Сара или Диды? И разве это бросает тень на их карьеру? Поэтому когда Буффон привозит гол от «Лечче» или пропускает от «Сампдории», это лишь говорит о том, что самый великий матч у него еще впереди. Ведь жизнь в тридцать пять еще только начинается!

Bonus: 10 лучших спасений Буффона

Всем, кому не жалко плюсов, мы говорим GRAZIE!

Последние материалы блога:

Камасутра по-итальянски

Договор с Дьяволом. Почему Кака нужен «Милану»

Туринский гамбит. Вся правда о кризисе «Ювентуса»