13 мин.

Битва за моду

Утром, придя на работу, я узнал, что меня вызвывает к себе президент нашей команды – Луис Альварес. Пару слов о нем, если вы позволите:

Мистер Альварес являет собой образ типичной жертвы фаст-фуда. Это огромный мужчина с неподъемным задом, вес которого он постоянно пытается сбросить путем различных упражнений и диет. Судя по всему, педали тренажера он крутит с гамбургером в правой руке и колой в левой. Тем не менее, как все полные люди, Альварес очень добродушный и щедрый мужик. Он всегда открыт для диалога, понимаете? И вот я уже у него в кабинете, как раз с целью «поговорить по душам» (именно так он выразился по телефону).

Немного помявшись перед дверью, я наконец решился постучать. Услышал «Войдите» и оказался в кабинете.

- Серхито, мальчик мой! Скажи мне, сколько ты у нас работаешь?

- Уже 3 года, сеньор Альварес.

- О, да ведь это же огромный срок. Ты заслуживаешь повышения!

По-видимому, Луис не хотел тянуть кота за хвост, и сразу выложил всю информацию. Но от шока я произвел на свет нечленораздельное «мммм», что, впрочем, воспринялось президентом, как бурное выражение радости.  

- Не надо меня благодарить, Серхио! Ты заслужил это повышение.  

- И насколько конкретно меня повысили, сеньор Альварес?  

- О, разве я не сказал? Проклятый склероз! Серхио, с сегодняшнего дня ты – новый администратор нашего клуба.  

Su madre! Вот это новости!  

- Сеньор, а где же наш предыдущий администратор Гарсиа, который еще вчера спокойно протирал штаны в свое кабинете?  

Невинный, казалось, вопрос так взволновал Альвареса, что он судорожно принялся есть пончик.  

- Ох, не спрашивай. Сегодня он позвонил мне, и сказал, что ему предложили работу в России. В какой-то футбольной команде. Теперь наш Гарсиа работает на мафиози.  

- А почему мафиози, сеньор?  

- А ты не знал? В России все мафиози. Серхио, ты совсем не читаешь WikiLeaks?!  

- Вообще-то, как-то времени не было…  

- Ладно, не суть! Сейчас середина сезона, лето совсем скоро. Нам нужен новый спонсор. Контракт со нынешним истекает совсем скоро, а нас кто-то должен одевать. Давай, ты выберешь наиболее надежного и удобного для нас спонсора, а стадию переговоров я возьму на себя?  

- Да, само собой. А у Вас есть какие-то предпочтения?  

- Знаешь,…я не хочу экспериментов. Возможно, это прозвучит как речь старика, из которого песок сыплется, но давай обойдемся классикой, поскольку экзотики и модерна мне хватило с нынешними партнерами. То кабана нарисуют, то в леопарда раскрасят. Так вот, мальчик мой, у тебя есть время до вечера, чтобы подготовить мне сравнительный отчет по двум компаниям. Nike или Adidas. Кто-то из них. Не хочу связываться с Puma, Kappa или Umbro. Консерватизм и популярность внутри меня сегодня довлеют над модерном. Ты все понял?

- Да, сеньор. Я могу приступать к работе?  

- Конечно. Удачи Серхито!  

Выйдя из кабинета президента, я первым делом громко выругался. «Что, черт возьми, происходит? Куда так быстро делся засранец Гарсиа? Почему из массы его помощников именно на меня пал выбор Альвареса? И, наконец, что мне делать с этим проклятым заданием? Я никогда не занимался ни чем подобным. С чего начинать-то?»  

За подобными мыслями я дошел до кабинета, который вот уже как час был моим. Внутри все было так, как обычно при Гарсии. Не решившись лезть в его компьютер, я достал свой ноутбук и открыл Интернет на странице поисковика. «Так, ну и что мы гуглим?»  

Тут стоит сказать пару слов о том, что представляет собой полный комплект формы для футбольного клуба.  

Суровый минимум для любой команды – это несколько пар носков и полотенец, вязаные шапочки для зимы и кепки для лета, несколько комплектов тренировочной формы и тренировочных костюмов из различной ткани (на все погодные условия), три куртки: легкая, утепленная и «на выход». Многие сейчас также заказывают клубный костюм. На лето обязательно нужны бриджи и шорты, легкие безрукавки. Количество обуви тоже огромно: от шлепанцев и кроссовок для зала до бутс. Не забываем, что все это нужно не в одном экземпляре и не для одного человека.  

Если ваш клуб богат и успешен, то количество футболок будет примерно равным количеству матчей в сезоне, ведь всегда есть вероятность обмена майками с игроками соперников после каждого матча. Ну, а если обмен вдруг не состоялся, каждый волен забросить свою футболку на трибуну болельщикам, оставить себе на память или подарить кому-то из родственников. Наша команда к числу богатых явно не относилась, поэтому форму мы заказывали по минимуму, и игроки были обязаны беречь её, как последнюю бутылку пива во время жары.  

                         

Теперь вы хотя бы примерно представляете, сложность моей ситуации. Но выбора не было, так что, включив кофеварку и загрузив пару любимых музыкальных альбомов, я всерьез настроился поработать.  

Раз уж мне предстояло приготовить отчет, то начать стоило с самого основного. Кратенький рассказ о каждой компании, чтобы Альварес, читая все это, немного расслабился.  

Сначала американцы – решил я.  

Nike - Just do it.

                             

В переводе с английского название компании Nike — это не что иное, как имя крылатой греческой богини победы Ники. Древние греки считали, что именно она помогала им одерживать победу в сражениях.  

Создателями компании являются два предприимчивых американца -  Фил Найт и Билл Боуэрман. Изначально, в начале далеких 60-х, они просто хотели делать хорошие кроссовки. Но, как известно, аппетит приходит во время еды, и уже к 1975 детище Фила и Билла приносило доходы в миллион долларов. Именно Nike стали первыми, кто заключал личные контракты с мировыми звездами спорта, для продвижения своего бренда. Говорят, что таланты находят селекционеры. Однако, в 1984 году Найт подписал контракт с молодым баскетболистом, о котором впервые и услышали-то в связи с этим соглашением. Звали паренька…Майкл Джордан.  

Девиз и лозунг Nike знают, пожалуй, все. «Just do it» - фраза, практически ставшая брендом.  

Логотип компании Nike (по-английски swoosh, что значит «звук рассекаемого воздуха») представляет собой крыло богини Ники. Он был разработан в 1971 году студенткой факультета рекламы Портлендского университета Каролиной Дэвидсон. Девушка нарисовала логотип, который можно было бы поместить на боковой части кроссовок. За эту работу она получила 35 долларов (!) А весной 1972 года свет увидела первая пара кроссовок Nike с логотипом… Остальное — достояние истории.  

В 1998 году Nike выходит на рынок международного футбола. И сразу по-крупному. Сборная Бразилии – великолепный мировой пиар. Именно в 1998 году состоялась футбольная битва между Nike и Adidas. Финал ЧМ-98. Франция в «трех полосках» против Бразилии «с крылом». Все мы прекрасно помним тот матч имени Зидана. Но уже в 2002 году Роналдо принес своей стране статус «пентакампеонов», а Nike получил еще пару миллионов с продажи атрибутики.

                                 

Однако рынок футбола всегда меньше привлекал американского гиганта. Они предпочитают действовать по принципу «редко, но метко». В данный момент, в «найках» одеты такие супер-клубы, как лондонский «Арсенал», «Манчестер Юнайтед», каталонская «Барселона», миланский «Интер» и туринский «Ювентус». Таким образом, за последние 5 лет, 4 раза именно эмблема «Найк» красовалась на футболках победителей Лиги Чемпионов.

                               

Нет, само собой, «Найк» сотрудничает не только с этими клубами, есть ещё. Например, -  аргентинская «Бока Хуниорс», украинский «Шахтер» или российский «Зенит» и множество других. Плюс, нельзя забывать про национальные сборные. Бразилия, Голландия, США, Франция (с 2011), Португалия, Сербия, Словения – только краткий перечень клиентов Nike. Однако основной акцент деятельности все равно направлен на другие виды спорта. Или же на личные контракты.

                           

Так, всё. На этом пока остановлюсь. В конечном итоге, нет у нас пока игроков, с которыми Nike могли бы заключить личный контракт, так что общей информации более чем достаточно.  

Я глянул на собранный материал и мысленно похвалил себя, убедив, что очень даже неплохо вышло. Возможно, это случилось потому, что вне работы я частенько обувал Nike Air, которые очень любил за удобство и  яркость. Но это сейчас не имело никакого значения, ведь не себе шопинг устраиваю. 

Решил, что заслуживаю отдых, хотя бы в полчаса, я нагло осмотрел ящики стола, разглядывая, что же там хранил предшественник. Итог найденного: бутылка виски, пара дисков с музыкой, фотография какой-то блондинки, огромное количество бумаг и презервативы. Разочаровавшись в Гарсии (хотя блондинка была очень даже ничего), я вернулся к работе.  

Adidas - Impossible is nothing  

История компании началась в 1920 году, когда молодой сапожник из Херцогенауэрах (Германия) Ади Дасслер, по причине отсутствия не то что сапог, а вообще хотя бы гроша в кармане, сшил свою первую пару спортивной обуви. Поняв, что одному сложно, расчетливый немец привлек к производству всю свою большую семью, мотивируя это незабвенным «Кто не работает – тот не есть». Женщины в семье Дасслер занимались выкройкой из холста, в то время как мужчины (Адольф (полная форма имени Ади), его брат Рудольф (Руди) и их отец, чье имя история не сохранила) занимались кройкой обуви. Скоро продукция Дасслеров стала набирать популярность. Спальные тапочки, которые разработал Ади Дасслер, начали пользоваться хорошим спросом. Уже через 4 года работы семья Дасслеров смогла открыть свою компанию, которая получила название «Обувная фабрика братьев Дасслер». На тот момент, включая всех членов семьи, в компании работало 20 человек.  

А в середине 30-ых годов Дасслер сделал поистине уникальную вещь. Он придумал прикрепить к подошве спортивной обуви шипы, чтобы сцепление с поверхностью было лучше. Позвав знакомого кузнеца, Ади выпустил первую партию шипованных бутс. И началось…  

                                             

В 1928 году прошла Олимпиада, на которой большинство спортсменов выступали в обуви от «Обувной фабрики братьев Дасслер». Растущую популярность прервала война. После ее завершения «Фабрику» пришлось создавать практически заново. А потом умер старший Дасслер. Неизвестно, что произошло дальше, но между братьями случилась ссора, которая привела к смерти «Фабрики Дасслеров» и к рождению Adidas(Ади Дасслер) и Puma (Ру Дасслер), ставшие злейшими конкурентами того времени.  

Основная концепция, взятая на вооружение «Adidas» - бутсы. Именно на них сконцентрировали все внимание. Проходит немного времени, и появляются съемные резиновые шипы. Еще пара лет – выходит в свет обувь для игры в футбол по морозу и снегу.  

В начале 50-ых Дасслер знакомится с хозяином текстильной фабрики Вилли Зельтенрайхом. Они нашли друг друга, и с того времени «Adidas» становится не просто поставщиком обуви, а гигантским концерном по производству атрибутики и амуниции. В 1970 году начинается гегемония Adidas, как компании-производителя официальных футбольных мячей для чемпионатов Мира и Европы, а сборная Германии, обутая в бутсы «трилистника», через 4 года становится двукратным Чемпионом Мира.  

К концу 90-ых Adidas чуть было не канул в лету, но этого не случилось, и сейчас немецкая компания является главным партнером FIFA/UEFA касательно спортивного снаряжения. В их форме играют «Челси» и «Ливерпуль», «Реал» и «Милан». «Ривер Плейт», «Бавария» и «Динамо» Киев.  

        

А есть еще сборные Испании, Аргентины и, само собой, Германии. У всех игроков Бундестим заключены также и личные контракты с «тремя полосками». Хотя несколько лет назад, наглые американцы едва не перекупили право одевать немецкую сборную. Однако в итоге патриотизм сыграл свою роль. А вот Францию Nike все-таки перехватил.  Немцы ответили перехватом сборной России.

                       

Осталось только добавить, что в бутсах от «Адидас» играют, в том числе, и все два из трех лучших футболистов-2010 - Хави и Месси.

                                       

Ну, и хватит на этом про Adidas. Лучше перейти к сравнительной части.

Немцы, конечно, сейчас молодцы. Выкупили Reebok, сумели избежать разорения. Да и в футболе они на сегодняшний день играют роль намного более решающую, чем Nike. Немцы намного шире представлены на рынке футболок или бутс. Лига Чемпионов, Лига Европы, Чемпионаты Мира и Европы – это все более чем крупные соревнования, и Adidas является спонсором их всех.

Но Nike тоже не теряется. Именно американским мячом T-90 играют в самой богатой лиге мира – английской. Испанцы и итальянцы тоже предпочли T-90. Стоит отметить, что для каждого первенства предусмотрена своя расцветка мячей. Мелочь, а приятно.

                                                         

На последнем Чемпионате Мира Adidas экипировала 12 сборных, Nike — 9. В итоге чемпионство ушло к немцам. Точнее, ушло оно, конечно же, к испанцам, но германский концерн с этого определенно получил определенные дивиденды.

А еще, я вот что заметил: Если «Барса» в Nike, то «Реал» в Adidas. Аналогичная ситуация с противостояниями «Бока Хуниорс» – «Ривер Плейт», «Интер» – «Милан», «Шахтер» – «Динамо Киев. Принципиальное противостояние во всём, понимаете? Со сборными примерно также. Бразилия и Аргентина, к примеру. Даже среди игроков существует подобная тенденция. Про то, что Месси играет в обуви Adidas, уже выше сказал. 

А в противовес этому добавлю, что Роналду обувается в Nike и совсем недавно презентовал новые бутсы CR Mercurial Vapor Superfly II. Исходя из названия, делаем вывод, что они брендово-именные. Иметь дело с Nike – выгодно, если ты выгоден Nike. Зато Adidas после победы Испании на ЧМ, испытывает всплеск популярности. С другой стороны, лучший игрок мира играет в футболке с крылом. Черт, да чего я об этом думаю-то? Это дело Альвареса. Пусть он решает, с кем ему удобнее. Главное, чтобы пончиков хватило, а то ведь выбор – дело нервное.

С такими, прямо скажем, не самыми добрыми мыслями, я решил добавить в отчет парочку наглядного видео, демонстрирующего возможности современного рекламного бизнеса.

 

 

Сохранив это все единым документом, я откинулся на кресле и задумался, кого бы выбрал на месте Альвареса. Наверное, Nike. А вы?

Фото: imagehost.org, soccerlens.com, www.footy-boots.com, www.eukicks.com, www.nmauk.co.uk, fbcdn.net, www.juesatta.com, photobucket.com.

Видео: Youtube.com  

 

P.S.

Этот материал был опубликован на сайте ftbl.ru, но если будет интересно, то попробую сделать оригинальное продолжение об оставшихся фирмах уже специально для "Трибуны".