4 мин.

Мутные воды детского хоккея

Когда начинаешь углубляться в мутные воды детского хоккея – главная задача, не запутаться в тине и выплыть на поверхность. Мне это удалось (в смысле выплыть), и пока сушится одежда, хочу поделится некоторыми наблюдениями. Речь пойдет о детских тренерах. Точнее о том, как ими становятся в России.

 Сразу скажу, что поиск в интернете, хоть какого-то документа, регламентирующего порядок получения статуса детского хоккейного тренера, ни к чему не привел. Подозреваю что его и не существует. Такое вполне может быть, учитывая общий уровень бардака в хоккейном хозяйстве. Зато на мой прямой вопрос – «как стать детским хоккейным тренером?» - гугл выдал мне массу протоколов заседаний различных комиссий, наверняка собравшихся по важнейшим вопросам. Что и говорить, собраться и поговорить о насущном, у нас очень любят. А вот практической пользы от этих заседаний, крайне мало.

 На сегодняшний день в России функционируют семь!!! ВУЗов по подготовке тренеров-преподавателей по хоккею (Москва, С. – Петербург, Омск, Екатеринбург, Смоленск, Набережные-Челны). В настоящее время обучение проходят около семисот студентов (включая заочников). За последние шесть лет, высшее педагогическое образование получили 836 специалистов. И это на всю страну! Если бы в России все делалось исключительно по единым правилам, и тренировать детей можно было бы только с дипломом одного из этих ВУЗов, то 80% детских центров и школ давно бы закрылись, ввиду нехватки специалистов. Но мы живем в стране, где теория и практика друг с другом не знакомы. Как ни странно, но именно плохая выполняемость принятых наверху решений и позволяет работать детским хоккейным школам, практически во всех регионах страны. Местные федерации закрывают глаза на недостаток специального педагогического образования. Я подчеркиваю – специального. Т. Е. того самого, которое дают указанные выше, учебные заведения. Подавляющая часть детских тренеров – бывшие игроки. Еще во время игровой карьеры они заочно учатся в Пед. Институтах по специальности преподаватель физкультуры и закончив играть, остаются в своих клубах на тренерской работе. Во-первых, на мой взгляд, невозможно стать профессиональным педагогом, обучаясь заочно. А во-вторых, бывшие игроки (пусть даже и очень хорошие) далеко не всегда становятся добротными преподавателями. Легендарный российский тренер Виктор Васильевич Тихонов, так высказался по этому поводу – «это совершенно другая профессия. Это все равно, что вы были академиком, а надо снова стать студентом. Вам надо знать физиологию, психологию, философию - этот предмет управления людьми. Это вопросы спортивные, вопросы тренировки, то есть столько моментов, о которых спортсмен, даже самый выдающийся, не имел представления. Он знал только свой характер, свою психологию. Он отыграл и уехал домой, а тренер должен проанализировать, снова опять выйти на этот уровень и опять все с начала».

Сейчас в России работают около 10 000 тренеров. Учитывая масштабы нашей страны и количество проживающих в ней людей, мягко говоря маловато. В той же Канаде, которая обыгрывает нас на всех серьезных турнирах в последние годы – 100 000 официально зарегистрированных тренеров. Система достаточно проста. При каждом клубе, а их там в каждом городе не один десяток, существуют пяти-шестимесячные курсы для всех желающих, с оговорками конечно. После окончания этих курсов, вас допускают к работе с небольшими детскими группами. По сути тут не нужно никаких дипломов или сертификатов. А если вы хотите двигаться выше, то заводите свой аккаунт на сайте «Hockey Canada», и можете регистрироваться на любой курс или семинар, которых в Канаде проходят тысячи. Занятия на льду и в классе. Стоимость такого курса не превышает 300 долларов. После чего рассылаете свои резюме в клубы своего города и вас приглашают на собеседование. А там, как говорится, все зависит от вас. Но это Канада…

Меня часто ругают за то, что пишу в критическом ключе. Ищу недостатки, сужу не по делу. А мне кажется, что способность критически мыслить, не самая плохая черта в человеке. Если все будут смотреть только вперед и упиваться оптимизмом, кто тогда заметит яму под ногами? Диагнозы ставить, мне вроде как не по рангу, но все же попробую. Все наши общественные и социальные институты, пережили тяжелейший кризис при переходе из одной страны в другую. Многим кажется, что 25-ти лет достаточно, чтобы все наладилось и встало на рельсы. Я уверен в том, что не хватит и сорока. Но это не значит, что не надо пробовать, экспериментировать, ошибаться. Главное не впадать в инертное состояние и помнить, что все большое начинается с маленького. Я убежден, что многих специалистов мы не досчитались именно из-за непонятной и непрозрачной системы подготовки тренеров. Огромное количество людей хотело бы попробовать себя в качестве наставника небольшой полу-любительской команды. Так почему не дать им шанс? Всего лишь упростить процедуру допуска к детским группам, создав соответствующие курсы при командах мастеров.

Предвижу нелестные отзывы, и даже надеюсь на них. Ведь моя задача породить дискуссию, а в каком она будет ключе, покажет только время.  

С уважением.