6 мин.

Цари гор Игоры

В слегка морозный мартовский день один из горных склонов курорта "Игора" был отдан на растерзание сноубордистам. Со снежных трамплинов прыгали и на досках, и на снегоходах, и даже на боевом раллийном КАМАЗе – короле песчаных трасс "Дакара".

"Осознал, что выиграл, только когда меня объявили"

За пятнадцать минут до отправления на заказной автобус до "Игоры" от станции метро Девяткино удается купить 43-й из 45-ти билет. Два оставшихся забирают тут же, а тем, кто понадеялся на непопулярность маршрута и решил приехать впритык придется ждать следующего рейса. Недолго, но все же.

За час с небольшим дороги две девушки, которым повезло урвать последние места, осушают небольшую емкость спиртосодержащей жидкости, запивая ее газировкой. Рядом четверо друзей едят колбасу с томатным соком – публика на самом крупном в Восточной Европе сноуборд-контесте подобралась разношерстная, но исключительно молодая.

"Игора" для Quiksilver New Star 2012 выделила один из центральных склонов. Австрийский мастер Роланд Хофер намеревался построить и построил нестандартную и очень требовательную трассу. Дисциплина "слоупстайл" в сноубординге и так требует отменной технической подготовки, а тут нужно было даже сверх. В Сочи через два года в этом виде впервые будут разыграны олимпийские медали. Внимание у нему теперь особое.

Сложность "слоупстайла" в том, что сноубордист должен выполнить подряд несколько акробатических трюков, и если у него не достаточно хорошо получится один, для следующего может не хватить запаса дистанции и скорости.

Чтобы попасть в фан-зону, непривилегированному зрителю нужно сначала вскарабкаться с обратной стороны склона, а потом преодолеть всю ту дистанцию, что проходят спортсмены, пешком вниз. Именно там, у подножия, лучшая точка обзора. Судя по тому, как умело, в пример многим журналистам, справляются с заданием болельщики, они на этом склоне не впервые. Только на сей раз рассекать не им самим, а профессионалам.

Причем профессионалам самого высокого уровня. В этом году соревнования получили 4 звезды в мировом туре Ticket To Ride. Выше только пяти- и шестизвездные этапы, поэтому приезд самых авторитетных райдеров был заранее обеспечен. Однако на вершине итогового протокола лишь одно имя из тех, кого предстартовый релиз называл фаворитами – финн Нутти Ниемела стал пятым.

Естественно, на домашние соревнования в сильнейшем составе приехала сборная России: лицо российского сноуборда Андрей Москвин, обладатель золота на этапе Кубка Европы Сергей Лапушкин, а также победитель этапа Кубка мира в "слоупстайле" Алексей Соболев.

Как раз недавно получивший звание Мастера спорта международного класса Соболев и стал на склоне "Игоры" лучшим, опередив всех зарубежных фаворитов. Вторым стал девятнадцатилетний яркий швед Маттиас Вайнбахер, а бронза досталась чуть более опытному стабильному норвежцу Фредерику Аустбо.

- Осознал, что выиграл я только тогда, когда объявили "Алексей Соболев – первое место". Почувствовал как будто алкогольное опьянение. Хотя, настоящего алкоголя в вип-зоне мне не досталось. Все выпили, пока я был на награждении – в шутку расстраивался победитель.

"Как можно пропустить такой ивент?!"

В той самой вип-зоне сноуборд для многих – не более чем повод. Даже в решающие моменты основного турнира – соревнования проходили по нокаут-системе – "вип-домик" с едой и напитками был полон. На плазмах там можно было увидеть все происходящее за дверьми, но этой возможностью мало кто пользовался. У стойки, где можно было заказать Jameson, сколько пожелает душа, очередь не уменьшалась, а нередких сбоев картинки со склона почти никто не замечал.

- А ты почему один? Серега позже подъедет? Как это – его не будет? Как он мог пропустить такой ивент?! – для отдельных гостей ценность мероприятия заключалась далеко не в спортивной, а в тусовочной составляющей. Но были моменты, которые объединяли всех собравшихся.

Один из таких – экстремальная езда на снегоходе в исполнении многократного обладателя медалей Winter X-Games американца Калеба Мура. Машина весом в два центнера летала над склоном не хуже сноубордистов, а трюки в воздухе выделывала еще и пострашнее спортсменов. На эти выступления почти все вип-гости выходили посмотреть живьем, собственными глазами, заполняя всю площадку, которая позволяла им наблюдать за происходящим чуть свысока.

А гвоздем сопутствующей программы должно было стать показательное выступление на снежной горке боевой машины команды КАМАЗ-Мастер. Как выяснилось во время беседы с основным пилотом КАМАЗа, бронзовым призером Дакара-2011 Эдуардом Николаевым, эта машина после январской гонки по южноамериканским пескам еще даже не побывала дома в набережных Челнах – то есть предстала перед зрителями ровно в том же виде, что боролась за золотого бедуина в Аргентине и Перу.

"По снегу ездить сложнее, чем по пескам"

До Эдуарда Николаева в вип-зоне практически никому нет дела. То ли гости предпочитают не быть назойливыми, то ли аудитория сноуборда и автогонок настолько не пересекается. Хотя, в новогодние дни уже довольно давно ралли "Дакар" – одна из главных тем новостных выпусков. Хоть пилот КАМАЗа и самый главный вип, на контакт идет легко – вниманием прессы, видно, не избалован.

- Нам очень приятно, что наш партнер – компания Red Bull – пригласила нас сюда, на это красочное мероприятие. Для меня и для моей машины это впервые – езда по снегу. Обычно наши КАМАЗы ходят по пескам, по грязи, по твердой почве. По снегу, я бы сказал, ездить в каком-то смысле даже сложнее, чем по пескам – Николаев нашел в новом применении машины свои трудности.

Трамплин для прыжка КАМАЗа готовили отдельно и очень основательно: нужно было учесть и погоду, и геометрию, и требования безопасности – ведь такого простора, как в африканских или южноамериканских пустынях тут у машины нет. С одной стороны трамплины для сноубордистов, а с другой – зрители, которых вдоль всего склона по официальной информации собралось около десяти тысяч.

В строительстве трамплина принимал участие самый титулованный гонщик КАМАЗа – семикратный победитель "Дакара" Владимир Чагин, который совсем недавно объявил об уходе из большого спорта. Здесь он поступил в соответствии с новым курсом команды – помог организовать прыжок, поделился опытом, а главную роль оставил молодому пилоту.

 

- Грузовику для уверенного заноса нужна холодная погода, значительный минус, чтобы снег был жестким. Сегодня не так холодно, как нам бы хотелось, - желания болельщиков и гонщика в этом расходились. - Трамплин с трудом удалось сохранить в приемлемом состоянии. Мы бы, может быть, хотели что-то поменять, подрезать, но понимаем, что в такую погоду обратно трамплин не застынет, и девятитонный КАМАЗ его просто разобьет.

КАМАЗ выезжал на склон дважды. Изначально планировалось, что в один заход будут прыжки, а в другой – дрифт, пилотирование в управляемом заносе. Но для заносов в этот день была слишком мягкая трасса, поэтому зрители увидели двойную порцию полетов на грузовике. Машина с сигналом клаксона взбиралась в гору, с ним же набирала скорость вниз и пролетала каждый раз порядка десяти-пятнадцати метров.

 

- Нам приходилось перед каждой новой попыткой искать еще не разбитый участок, дорожку пожестче. При приземлении КАМАЗ с каждым разом клевал все больше и больше, потому что попадал в ямки от предыдущих приземлений. Но в целом все то, чего мы хотели, у нас получилось. Со спуска мы ехали около 100 км/ч, на трамплин въезжали при 60 км/ч. И меньше и больше – было бы опасно. Хотели бы попробовать прыгать вместе со снегоходом, как когда-то прыгали с мотоциклистом? Желание такое есть. Осталось все это организовать.