9 мин.

Африканское дитя

Еще пару суток назад Дэрил Моури забрасывал различные клубы НБА разнообразными предложениями по поводу Кармело Энтони, Дерона Уильямса, Криса Пола и даже его тезки Боша, но уже сегодня он отдает капитана команды за Хашима Табита и лучшего игрока «Рокетс» прошлого сезона за травмированного Горана Драгича. Человек, считавшийся гениальным менеджером, умеющим лепить из дерьма пулю, бросил огромную тень на собственную репутацию.

В начале сезона «Хьюстон» приобрел у «Нетс» Терренса Уильямса, который, казалось, мгновенно усилит команду. Чейз Бадингер выглядел из рук плохо из-за проблем с лодыжкой, и всем было ясно, что Ти-Уилл должен занять его место в ротации. Но один из двух выпускниковв Аризоны-09, словно чувствовал это и выстрелил как раз тогда, когда ему это было нужно, моментально выскочив на прошлогодний уровень. Убирать одного из своих самых любимых исполнителей Адельман все-таки не захотел, ведь парень, напоминающий своей манерой игры Пежу Стояковича времен «Сакраменто» (действуя в схожем стиле, особенно в позиционном нападении), просто не заслуживал быть выброшенным восвояси, когда показывал ожидаемый уровень баскетбола. Так новоприбывший атлет, расписавшийся в любви к «ракетам», сел в глубокий запас. Прагматичный тренер не стал ломать ротацию и связки ради него.

Уильямс сидел долго, пошли даже опасения о том, что он, как и Джеральд Уоллес, просто не подходит под специфическую систему игры, не понимает ее, но он не строил козней, как в «Нетс» или в «Луивилле», и просто терпел. Терренс наверняка начал бы скандалить, но ему четко намекнули на то, что место под него освободится. «Хьюстон» планировал обмены, частью из которых наверняка должен был стать кто-то из тройки Баттье – Ли – Бадингер, в зависимости от пожелания клуба, отдающего «ракетам» своего игрока. И вот пришел дедлайн. Все сделки по звездам ушли в трубу. «Юта» не захотела отдавать Дерона Уильямса на Запад, Кармело уж очень сильно рвался в «Нью-Йорк», а остальные были просто недоступными. Владельцам других активов, наборы «Рокетс» были неинтересны, несмотря на то, что Моури прошерстил весь рынок НБА. Ему пришлось делать выбор.

В свое время он активно пытался заполучить Андре Игудалу, но этой осенью перед ним нарисовалась возможность забрать аналогичного по типажу исполнителя, но при этом за защищенный пик первого раунда. Он сразу же этим воспользовался. Позже Дэрил признался, что видит в Уильямсе баскетболиста с примерно таким же потенциалом, как и у форварда «Филадельфии», и с ним сложно спорить. Они практически идентичны по рисунку игры.

Атлетичные, но достаточно умные баскетболисты, с хорошим подбором, умением вести игру в качестве дирижера атаки, любящие и умеющие активно и качественно защищаться, невероятно агрессивные в отрыве и весьма посредственные с дистанции. Только вот представитель «Сиксерс» радуется 80-миллионному контракту, а Ти-Уилл стоит два с половиной. Разумеется, после привлечения Терренса в состав, никакого интереса к лучшему, но ограниченному игроку «76-х», «Хьюстон» уже не проявлял.

Однако исполнитель с такими задатками не мог сидеть и жевать поп-корн, поэтому обмен кого-то из этой тройки был неизбежен. Дэрил поставил ультиматум за Кортни («Или «большой», или домой»), не смог пристроить Бадингера в сделке за дорогого центрового, а значит, оставался только Шейн и его истекающий контракт.

Разумеется, в таком ветеране нуждались многие, и генеральный менеджер «Рокетс» поступил просто неправильно по отношению к самому игроку. Капитан неоднократно говорил о своем желании остаться в команде, закончить здесь карьеру, тем более, когда они с женой ждут ребенка и решили жить именно в Хьюстоне. Но, имея массу предложений, Моури отправил «душу и сердце» красной части Техаса в «Мемфис».

Персонаж калибра Баттье в таком возрасте не заслуживает того, чтобы отправиться в Теннеси и, возможно, если повезет, выйти в плей-офф. Его место, как и рассчитывал в свое время предшественник Дэрила Кэрролл Доусон – в коллективе-претенденте, где его задатки, опыт, интеллект и отдача нужны больше всего. И я никогда не поверю в то, что лишь «Бостон» проявлял серьезный интерес.

Тем не менее, Шейн уехал в «Гриззлис», отдав свои минуты Уильямсу и оставив Чака Хэйза в роли единственного игрока в команде, который был еще до Моури, при Ван Ганди. И ладно взамен пришло бы что-то стоящее или интересное. Пик «Мемфиса» 2013-го года, Хашим Табит и Демарре Кэрролл – вот такой улов за одного из лучших защитников на периметре в нынешней НБА.

То, что танзанийское чудовище простыло, провальным выбором догадаться несложно. Оно казалось таким уже еще задолго до драфта, а уж попав в команду, которая совершенно в нем не нуждалась, оно и вовсе загрустило.

Хашима вряд ли можно винить в том, что Уоллес – один из самых глупых генеральных менеджеров в лиге или в том, что Холлинс совершенно непоследователен в своих ротациях. Такие клубы должны быть в лиге, они веселят людей, показывают другим, как не нужно работать. Сейчас Табит перекрестился и должен начать все с чистого листа.

Перед ним идеальные условия: развивающий тренер, свободная позиция, прекрасные учителя. Хаким Оладжувон наверняка будет заниматься с ним летом и ставить работу ног, Дикембе привлекут для отработки действий в защите, а Джек Сикма будет отлаживать броски с разных дистанций и положений, чем он активно и удачно занимался с другими персонажами. Плохо лишь то, что ему 24 года. У африканца есть только одно, максимум, два межсезонья, чтобы кардинально изменить картину.

Работы у наставников «Рокетс» непочатый край. Парень не играл до пятнадцати лет, потерял последние два года в болоте и, несмотря на достаточно продуктивное лето, все равно не завоевал доверие тренерского штаба «Мемфиса». С чем имеет дело «Хьюстон»?

Рослый центровой, который чем-то смахивает на аватар, способный блокировать мячи за счет длины рук и внешней легкости и подвижности. Но он слабо ловит мяч как в атаке, так и на подборе, часто опаздывает, не зная, как пользоваться своим телом. Ни о каких задатках хорошей игры в атаке там не может быть и речи. Где-то пик-н-ролл, навес или мяч после отскока в нападении – вот набор того, что от него можно ждать.

Но, самое главное, при всем при этом, это неготовность (или самое страшное – неумение) соображать на этом уровне. В сочетании со всеми белыми пятнами это делает «Африканское дитя» столь ужасным. И лишь от него одного зависит, смогут ли именитые наставники и  личные тренера выжать из парня максимум за эти два года или же он просто не способен играть в высококачественный профессиональный баскетбол.

Параллельным курсом Моури все-таки решил избавиться от Аарона Брукса и сделал это не самым лучшим образом. Обладатель звания «самого прогрессирующего игрока» прошлого чемпионата стал заложником обстоятельств. Он уверенно начал сезон, но его подстерегла самая неприятная из травм – серьезный вывих лодыжки, который, по мнению некоторых врачей, вообще оказался стрессовым переломом, как и у Яо.

Для «Эй Би» это был приговор. Он игрок дальней артилерии и скорости, очень резвый растягивающий исполнитель, который, потеряв привычную работу ног, стал абсолютно бесполезен. Все его действия базируются именно на этом компоненте и зависят от первого шага, резкости в проходе и правильной механики броска. Все это самоуничтожилось в связи с травмой, и он до сих пор не смог вновь отыскать былые кондиции. Без них перед нашим взглядом предстал низкорослый защитник, слабо играющий в обороне, не способный поражать корзину из-за дуги и далеко не феерический в компоненте розыгрыша.

Здесь нужно вспомнить ситуацию со сравнением Аренаса и Рэя Аллена. Оба прекрасно атакуют с периметра, но ноги Гила потеряны в неизвестности (плачевный итог четвертьфинала тюремного чемпионата), а тело новоявленного рекордсмена, по утверждению Дока Риверса, находится в самой лучшей физической форме среди всех его подопечных.  Результаты, как видим, прямо противоположные.

Поэтому ставка на Лоури ясна: он лучше защищается, кормит всех вокруг, грамотнее сочетается с Мартином, и вдобавок за два года в команде он очень здорово поработал над своей слабостью: арсеналом бросков со средней и дальней дистанции.

«Ракетам» необходимо было ждать, терпеть. Рано или поздно, ужас от когда-то лидера техасского е коллектива все-таки ушел бы в небытие, как случилось с соседом Ману Джинобили, но выходки Аарона и его статус ограниченного свободного агента следующим летом, вынудили менеджера действовать. Получил он за сильного и больного баскетболиста, нормального и также нездорового. В чем проблема?

В том, что спустя каких-то пять-шесть-семь месяцев, Брукс под надзором замечательных врачей «Санс» выйдет на свой привычный уровень, тот самый, которого Драгич никогда не достигнет в силу ограниченности задатков. Горан и сегодня и завтра – не больше, чем подмена Кайлу. «Эй Би» же в здоровом виде – игрок основного состава.

«Хьюстон» декларировал желание укрепиться и стать коллективом уровня плей-офф сразу после дедлайна и до последнего момента питал надежды на это. Сочетание Кэмби и Уоллеса подарило бы «ракетам» привычный вылет в первом раунде, но «Портленд» не возжелал кормить конкурента, а взваливать соглашение Джеральда за закрытую позицию при условии, что он ничего не изменит, вряд ли было бы целесообразным решением.

«Рокетс» стали значительно слабее, оставив свое будущее под большим знаком вопроса. После этих приобретений у Моури в платежке будет 45 миллионов долларов следующим летом и дыра на позиции центрового. Три кандидата – Газоль-младший, Перкинс и Тайсон Чендлер – получат ровно столько от своих клубов, сколько нужно, чтобы там остаться всерьез и надолго. Кто-либо другой – неправильный и безумный ход.

Дэрил опять будет мутить воду в день драфта. Мешок пиков и много молодых игроков должны ему в этом помочь, но как показали последние дни, он вряд ли преуспеет с привлечением чего-то по-настоящему стоящего, тем более, когда активы стали значительно менее привлекательными, чем раньше.

Новый «Хьюстон» – это как Хашим Табит или Джордан Хилл. Они могут дать отрезок, у них есть задатки, но нет класса и стабильности, чтобы чего-то достичь. Потеряв двух суперзвезд за год, клубы обычно падают на уровень сегодняшнего «Кливленда». «Рокетс», худо-бедно, но все-таки стоят на ногах. Проблема лишь в том, что они по колено в болоте.

«Африканское дитя – худшее, что случалось с Африкой, после апартеида» (С) Моузес Мэлоун, Ральф Сэмпсон, Хаким Оладжувон, Яо Мин и …. Табит. Это внешне выглядит издевательством, но таковы реалии.

На пресс-конференции генеральный менеджер «Рокетс» уже дал понять о том, что Хашим – это риск, на который нужно идти, чтобы получить дивиденды. У техасцев сейчас есть право так поступать. Их будущее на ближайшие годы выглядит четким и предельно ясным.

Проблема у них лишь одна: захочет ли Рик Адельман, приходивший выигрывать чемпионат и сделавший для этого все от себя зависящее, работать с клубом, который погряз в трясине? Я буду очень удивлен и восхищен, если в июле он согласится на новый контракт.