6 мин.

Раскулачивание по-хоккейному. Что даст КХЛ введение потолка зарплат?

Континентальная хоккейная лига уже разменяла второй десяток лет своего существования. Срок, конечно, не Бог весть какой, но всё же достаточный для того, чтобы подметить какие-то общие тенденции её развития и предположить, в какую сторону она будет развиваться дальше.

Уже, кажется, мало кто вспоминает о наполеоновских планах «догнать и перегнать» НХЛ, которые кружили некогда голову инициаторам создания Континентальной хоккейной лиги. Эти идеи и тогда здравомыслящим людям казались, мягко говоря, авантюрными. Теперь же, на 12-м году существования КХЛ, вся та давнишняя маниловщина, как кажется, уже никого не в состоянии ввести в заблуждение. Всё стало слишком очевидным.

Вообще, если взять отечественное хоккейное медиапространство, то там КХЛ в последние годы обсуждается преимущественно в негативном контексте. И немудрено – у лиги очень много проблем, и такое ощущение, что их становится только больше. Низкая посещаемость, скучный хоккей, отсутствие спортивной интриги, большое расслоение между богатыми и бедными клубами – всё это является огромными минусами лиги, которые не только не устраняются, но с каждым годом всё больше усугубляются. Уже практически в открытую говорится о том, что интерес к КХЛ неуклонно снижается, что выражается в по большей части слабой заполняемости трибун. Конечно, есть приятные исключения в виде Минска, где заполняемость местного дворца, как правило, близка к 100%. Но таких примеров не так много. Преимущественно всё же мы видим несколько иную картину. Конечно, на уровень посещаемости влияет несколько факторов. Например, цены на билеты. К слову, в Минске, насколько мне известно, они самые низкие в лиге. В остальных городах они намного выше. А учитывая в среднем не самую высокую покупательную способность российских граждан, то неудивительно, что они не спешат расставаться со своими деньгами ради зрелища сомнительного качества. Да, в отдельных случаях есть свои местные особенности. Скажем, в Хельсинки, где народ в массе своей отнюдь не нищ, да и команда симпатичная, но тамошнюю аудиторию КХЛ попросту не слишком интересует. Но, если говорить в целом, то КХЛ уже довольно давно находится в системном и глубоком кризисе, и выхода из него пока не просматривается.

Многими в качестве оного видится вводимый со следующего сезона потолок зарплат. Безусловно, этот шаг должен оказать своё позитивное воздействие, прежде всего в плане нивелирования совершенно гигантского расслоения клубов, которое мы имеем сегодня. Но я далёк от мысли, что этот пресловутый потолок в 900 млн. будет панацеей от всех бед, которая решит все проблемы. К сожалению, шансов на это не так много.

Глава КХЛ Дмитрий Чернышенко уже довольно давно проталкивает идею введения потолка зарплат, и столь же давно этот проект торпедируется руководством клубов-олигархов, которым этот потолок очевидно невыгоден. В октябре с апокалиптическими прогнозами будущего лиги после введения потолка выступил президент «Авангарда» Максим Сушинский, теперь вот эту песню подхватил президент ЦСКА Игорь Есмантович. Мол, при потолке в 900 млн. он не сможет удержать главных звёзд своего клуба, прежде всего Кирилла Капризова. Плач Ярославны, не иначе.

В любом случае, все эти рассуждения уже лишены какого-то практического смысла. Решение принято, тем более что, насколько известно, его поддерживает такой человек, как Геннадий Тимченко. Поэтому, если не произойдёт чего-то экстраординарного, то можно констатировать, что введение потолка зарплат в следующем сезоне – неизбежная реальность, с которой нужно смириться. И проводить соответствующую подготовительную работу, ибо, если потолок действительно резко опустится, то клубам КХЛ придётся жить и работать в совершенно новых условиях. По-хорошему, готовиться к этим переменам нужно было начинать ещё вчера.

Если же возвращаться к аргументам г-на Есмантовича, то стоит признать, что они просто несостоятельны. Начать с того, что я вообще не понимаю, почему клубы КХЛ должны кого-то удерживать, разбрасываясь ради этого баснословными суммами. Мне эта постановка вопроса видится априори неверной. Но даже если согласиться с этим подходом, то при здравом размышлении становится очевидным, что никакие миллионы не смогут удержать от отъезда за океан того, кто этого хочет. Каждый год в направлении Северной Америки уезжает довольно большое количество хоккеистов, причём здесь как звёзды первой величины вроде Панарина, Дадонова, Щипачёва, Гусева, так и чуть менее звёздные хоккеисты вроде Плотникова, Киселевича или Антипина. Не у всех получается за океаном, многие спустя какое-то время возвращаются на родину. Но важен сам факт того, что все эти игроки, имеющие здесь шикарные условия, тем ни менее стремятся вырваться из местной золотой клетки и попробовать закрепиться в лучшей хоккейной лиге мира. Это было вчера и это будет завтра, вне зависимости от наличия либо отсутствия потолка зарплат. И в этом, к слову, коренное отличие наших хоккеистов от наших же футболистов, которые отнюдь не рвутся покорять лучшие европейские лиги, довольствуясь жирным куском пирога, что им гарантирован дома. Правда, справедливости ради, и спроса на наших футболистов за рубежом особо нет.

Конечно, можно обсуждать какие-то отдельные нюансы. Скажем, сам размер предельно допустимой зарплатной ведомости. 900 млн. – это много или мало? Как и всё в этом мире, ответ на этот вопрос относителен. Для условного «Адмирала» это заоблачная сумма, а для ЦСКА или «Ак Барса» данный потолок может оказаться низковат. Но, по идее, главная цель потолка – даже не в том, чтобы уравнять все команды КХЛ по классу – такого всё равно не будет. А в том, чтобы наши клубы-олигархи прекратили направо и налево раскидываться огромными суммами, а занялись улучшением качества собственного менеджмента. И именно в этом я лично вижу главную пользу вводимых ограничений – теперь наши клубные боссы не смогут заливать все проблемы безудержным денежным дождём. Ведь, сейчас как: есть деньги – и ты король. И не надо заморачиваться такими вопросами, как выстраивание долгосрочной стратегии, максимально эффективное использование внутренних резервов и т.п. Со следующего сезона, по-хорошему, картина должна стать иной. И очень хотелось бы, чтобы было именно так.

Но даже потолок сам по себе не решит всех проблем. Если совеем по-хорошему, то ни в одной нормальной лиге не должно быть такой ситуации, когда два клуба (не будем показывать пальцем) держат в составе по 50 человек и не скупятся на контракты не только звёздам, но и даже вполне себе рядовым хоккеистам, а все остальные находятся в положении бедных родственников. Как, скажем, тот же «Амур» - как по мне, чуть ли не самая симпатичная и интересная команда лиги, за которую хочется болеть, даже не будучи хабаровчанином. У «Амура» огромные финансовые проблемы, и команда буквально из последних сил держится на плаву. Даже удивительно, как в таких условиях команда продолжает бороться и имеет неплохие шансы на попадание в плей-офф. При этом, насколько известно, ситуация там близкая к критической – спонсор ушёл, содержать команду просто некому. Буквально на днях хоккеистам отдали долги по зарплате за июль и август, а на дворе конец ноября. И особо радужных перспектив у этой истории нет. Уже давно говорится о том, что «Амур» может прекратить своё существование из-за финансовых неурядиц. И такой сценарий на сегодня весьма вероятен.

Подобных историй в КХЛ быть не должно. Она должна стать по-настоящему конкурентной лигой равных возможностей, где любая команда может преподнести сюрприз и завоевать трофей. Но, увы, пока ничего похожего у нас нет. Это в НХЛ из года в год мы видим команды типа «Вегаса» и «Сент-Луиса», которые выходят в финал плей-офф и берут Кубок Стэнли, когда абсолютно никто от них этого не ожидал. У нас же обладателя главного приза с вероятностью в 95% можно назвать ещё до старта регулярного чемпионата. Да, и на нашей улице иногда бывают праздники в виде прошлогоднего «Автомобилиста» (который, конечно, тоже далеко не беден, платя двумя игрокам – Доусу и Дацюку – 250 млн. в год). В этом чемпионате мы видели спурт «Витязя», который одно время даже возглавлял Западную конференцию, но затем резко сдал. Многие, к слову, провал команды Михаила Кравеца связывают с тем, что подмосковный клуб потерял голкипера Самонова и форварда Швеца-Рогового, отправившихся в СКА. Конечно, можно не соглашаться с этой версией, но очевидно, что по психологии подольских хоккеистов эта история ударила прилично. Мы сегодня имеем некую реинкарнацию советской хоккейной системы, когда был гегемон в лице ЦСКА, а все остальные оказывались на вторых ролях. Не знаю, насколько это хорошо для сборной, но для нашего чемпионата это однозначно идёт во вред. И эту ситуацию, на мой взгляд, нужно радикально менять.

Но удастся ли это сделать?