8 мин.

Томаш Зогорна: «Нужно быть благодарным за то, что имеешь»

Чешский нападающий «Амура» любит потолкаться перед воротами, защищает вратаря и спорит с лайнсменами. В интервью журналу PRO Хоккей Томаш Зогорна рассказал о загадке русского языка, раскрыл секрет своего появления в Хабаровске и назвал лучшего игрока в составе «Амура».

- С чего все началось?

- Я из маленького города Хотеборж. Однажды мой дядя пришел к родителям и предложил им отдать меня в секцию. Мой кузен там занимался, у них был недобор детей. В общем, я начал играть в хоккей зимой, летом - в футбол. А когда пришло время сделать выбор, я выбрал хоккей. В моей семье никто профессионально спортом никогда не занимался, двоюродный брат уже закончил играть. Я первый спортсмен.

- В интернете пишут, что ты из Бригадницки. Как это?

- Это забавно, потому что Бригадницка - название улицы.

- Чем занимаются твои родители?

- У отца небольшая компания по производству мебели. Когда я был маленьким, мама не работала, она занималась воспитанием детей. А сейчас она работает в реабилитационной клинике.

- Ты столько времени проводишь с Яном Коларжем. Как вы познакомились?

- У нас небольшая разница в возрасте, мы познакомились, когда я вернулся из Канады в Пардубице и подписал свой первый контракт. Нас было четверо или пятеро молодых игроков и мы постоянно общались.

- Ян говорит, что был «капитаном молодых игроков».

- Не надо ему верить.

- Как ты попал в Канаду?

- Я неплохо выступал в Чехии на юношеском уровне, набирал достаточно очков. Агент сказал мне, что есть шанс выступать в Канадской Хоккейной Лиге, появился вариант с «Драммонвиллем». Они задрафтовали меня, и я поехал.

- У тебя был крепкий второй сезон там. Почему вернулся в Чехию?

- Откровенно говоря, это была ошибка. И я, наверное, всегда буду жалеть об этом решении. Я мог остаться в Канаде еще на два года. Но ни один клуб НХЛ меня не задрафтовал после того сезона. Мы поговорили с агентом и он посоветовал мне вернуться в Чехию, попробовать закрепиться во взрослой команде. Мнения родителей разделились, я вроде бы хотел вернуться. Короче говоря, я поехал в Чехию и подписал контракт с «Пардубице».

- Ты помнишь как получил приглашение в Россию?

- У нас с Яном один агент. Мною интересовались два клуба, один из них – «Амур». Агент сказал: «Они хотят, чтобы Ян перешел из «Адмирала», вероятно, он тоже будет в команде». Потом мне позвонил Ян, ха-ха: «Приезжай, ты мне нужен, ты обязательно должен поехать, ты же мой лучший друг, пожалуйста, приезжай». Ну как я мог ему отказать?

- Что поражает или удивляет тебя в России?

- Наверное, различия в менталитете. Но это нормально, я ведь из другой страны. Еще то, что люди отличаются друг от друга в разных частях России. Скажем, люди в Москве отличаются от людей в Хабаровске. В Хабаровске все более дружелюбные, на мой взгляд. И еще - постоянные рукопожатия. Я не знаю, сколько я в России жму рук каждый день. Тридцать? Может и больше. Я к этому не привык точно. Для меня это довольно странно. Вначале это меня слегка напрягало, потому что это вроде как не особенно гигиенично. Но это традиция, что поделать.

- Что с русским языком?

- Какая-то странная штука: когда я разговариваю с девушками - они меня понимают прекрасно. А я понимаю их. Но вот когда я говорю с мужчинами - начинаются трудности. Но я стараюсь. Думаю, постепенно я стану лучше в этом.

- Метсола говорит, что его очень расстраивает когда ты начинаешь выяснять у судей, почему тебя поменяли на вбрасывании.

- Если честно, то все как в Чехии. Чешские судьи ненавидели меня за это. Так что у русских есть преимущество - я пока не могу говорить с ними по-русски.

- И много штрафа ты получал в Чехии за разговоры?

- О, нет. Я спорю только с лайнсменами. Но вообще, рефери в КХЛ лучше, чем в Чехии. Да они и должны быть лучше.

- Ты постоянно толкаешься перед воротами.

- Это первая вещь, которой меня научили в Канаде. Защищай вратаря.

- А кто будет защищать тебя в случае чего?

- Мои кулаки, очевидно.

- «Хабаровский» вопрос. Как ты переносишь перелеты?

- Я думал, будет хуже. Думал, будет тяжело. Я говорил с ребятами, которые играли в России, и представлял себе что-то ужасное. Но оказалось, что все не так уж и страшно. Я приятно удивлен.

- Есть что-то особенное в русских хоккеистах?

- Опять же, я разговаривал с чешскими игроками и был готов к тому, что русские очень любят обыгрывать один в один и здорово укрывают шайбу.

- Кто лучший игрок в команде?

- Том Ванделль. Он хорош. Когда шайба у него и он входит в зону - никто не может его остановить. Со стороны это выглядит очень просто. Просто взял шайбу и приехал в зону. Как будто он вообще не прикладывает усилий. Как змея - взял и просочился. Один шаг, два - и все, до свидания. Причем дело даже не в том, как он катается, а в том, как отталкивается при катании. Ян тоже хорош. И, конечно, Метсола.

- Как тебе нравится атмосфера в «Платинум Арене»?

- У нас отличные болельщики. Мне нравится, как в конце гимна они кричат «Славься, Амур!». Иногда у тебя вообще нет энергии, но ты слышишь их поддержку и хочется бежать вперед.

- Ясно, что команда не так много времени проводит дома. Но, может быть, уже появились какие-то любимые места в Хабаровске?

- Когда мы с Яном только приехали, у меня было ощущение, что я в отпуске. На улице тепло, да и сама атмосфера. Мне нравятся фонтаны перед ареной, площадь Ленина, река.

- Ты уделяешь большое внимание своему питанию. Расскажи об этом.

- Летом я захотел посоветоваться со специалистом по поводу своей диеты. И мой физиотерапевт в Чехии посоветовал обратиться к одному доктору. Он биолог, работает со многими чешскими атлетами. Мы поговорили, он дал несколько рекомендаций, что нужно есть, а что - не стоит. Мне его советы помогают. В течение сезона продолжаю консультироваться с ним по электронной почте.

- Ян говорит, доктор не обрадуется тому, что ты съел гамбургер.

- Ха-ха, наверное. Но я ему не скажу.

- Как ты общаешься с персоналом?

- На смеси русского, английского и чешского. Никаких проблем. До начала сезона я слегка волновался насчет коньков, потому что это действительно важно. Я слышал, что Ягр даже приглашал точильщика из Америки и он работал с ним в Омске. Но Тимо [Алексей Тимофеевич Маркин] все делает здорово. Я абсолютно доволен.

- Лучшая игра в сезоне на сегодняшний день.

- Сложно выбрать одну. Я бы сказал, что матч с Уфой. Но мы не так уж и классно играли, по правде говоря. Так что лучшая - впереди.

- Самая сильная команда из тех, с кем уже сыграли.

- «Динамо» Москва.

- Как и вся команда, ты много времени проводишь в воздухе. Какие фильмы смотришь?

- Сейчас мой любимый фильм – «Американский снайпер». Когда я играл в Чехии - на матчи мы добирались на автобусе. Иногда я смотрел по три фильма за одну поездку. Даже затрудняюсь сосчитать - сколько смотрел за год. Это были очень разные фильмы. Недавно я смотрел фильм про президента России, например. Но сейчас я уже неплохо ориентируюсь в Хабаровске, поэтому вместо того, чтобы смотреть кино, могу пойти куда-то прогуляться.

То же и с музыкой. Я ориентируюсь на настроение. Я слушаю много электронной музыки: Дэвид Гетта, Келвин Харрис. Но могу послушать и что-то потяжелее.

- Ты читаешь?

- Последнее время я читаю много мотивационных книг. Они мне помогают. Потому что иногда ты сомневаешься, начинаешь думать, а что если бы... Эти книги учат, что нужно быть благодарным за то, что имеешь.

 

***

Следить за информацией о клубе и команде можно в наших соцсетях: