9 мин.

Три матча имени Йохана Кройфа

alt

Когда автор этих строк, будучи совсем  юным болельщиком, решил узнать, кто из волшебников защищал  цвета каталонской Барселоны до Роналдиньо, он залез в футбольную энциклопедию, подаренную бабушкой на день рождения. Там ему впервые попалась на глаза фотография «Летучего голландца». Затем был документальный фильм про историю Чемпионатов мира с блистательными комментариями Юрия Розанова. Раз за разом пересматривая обзор Мундиаля, в ходе которого та самая сборная Голландии-74 ошарашила мир тотальным футболом, я осознал, что личность Йохана Кройфа привлекает меня куда сильнее, нежели другие небожители  спорта номер один в лице Марадоны и Пеле. Мне, как человеку, у которого в школе было два любимых предмета – литература и физика, не мог не понравиться подход тренера Михелса и его лучшего ученика Кройфа, где эстетика и многообразие футбола проявлялись с помощью самого что ни на есть научного подхода, досконального изучения собственных сильных сторон и уязвимостей оппонента.

Записи старых матчей и воспоминания современников говорят об одном -  Йохан Кройф-игрок практически не имел слабых мест. Да, в его эпоху играли куда более атлетичные и выносливые футболисты, но недостаток физической силы он компенсировал уникальным футбольным интеллектом. Скорость мысли и врожденная интуиция в совокупности с прекрасной техникой позволяли ему буквально управлять временем. Когда он уходил на широченном шаге от очередного соперника, который, видя перед собой лишь щуплую спину  номера 14, стелился в беспомощном подкате, замирало все: одноклубники, противоборствующая сторона, арбитр и, конечно, сердца болельщиков.

Вышеописанная картина встречалась даже в самых неудачных играх голландца, что уж говорить  о многочисленных  победных сражениях. Три матча, о которых пойдет речь ниже - капля в глубоком море под названием «карьера Йохана Кройфа». Но в таком море подробно стоит рассмотреть каждую каплю.  

1. АЯКС – ЛИВЕРПУЛЬ,

7.12.1966, второй раунд Кубка европейских чемпионов;

итоговый счет: 5 - 1

alt

Столица Голландии охвачена туманом – явлением, которое не слишком сочетается с футбольным матчем. Тренер гостей из Ливерпуля, великий Билл Шенкли, будто предчувствуя недоброе, настаивает на переносе встречи. А вот игроки и фанаты Аякса, напротив, жаждут проведения матча в установленное время. Последнее слово за невероятно зорким арбитром, которому непостижимым образом удалось разглядеть с центра поля и те, и другие ворота. Игре быть!

alt

Билл Шенкли

Несколько новоиспеченных чемпионов мира в составе Ливерпуля против юнцов неопытного тренера – таковым виделся предматчевый расклад сил. Однако едва ли в этих выкладках учитывалась погода. И кто бы мог представить, что пасмурные холодные условия окажутся настолько подходящими для проращивания семени тренерской мысли Ринуса Михелса. Голы в той встрече праздновали по очереди: начинали те, кто сидел близко к воротам, спустя пару минут слухи доходили до противоположной трибуны. Всего за матч фанаты увидели (или, что более вероятно, не увидели) аж шесть забитых мячей, пять из которых влетели в ворота несчастного Ливерпуля. Не остался без результативного удара и субтильный девятнадцатилетний юноша по фамилии Кройф, который спустя время наречет этот поединок  самым любимым за всю карьеру. В ответной игре он отличится уже дважды, и с общим счетом 7–3 дальше пройдет Аякс.

Значимость «Туманного матча» трудно переоценить. Пусть до громких побед на европейской арене оставалось еще несколько лет, но именно та игра возвестила о наступающей эре тотального футбола, именно та победа дала понять грандам, с командой какой силы им предстоит бороться за кубки в ближайшем будущем. В декабрьском густом тумане уже проявились силуэты игроков, которые в самом начале семидесятых совершат величайшую футбольную революцию…

2. АЯКС – ИНТЕР,

31.05.1972, финал Кубка европейских чемпионов;

итоговый счет: 2 - 0

alt

Задачи амстердамского Аякса на сезон 71/72 вытекали из сезона предыдущего – защитить звание обладателей Кубка европейских чемпионов и Кубка Голландии и прибавить к этим регалиям первое место в национальном чемпионате. Да, несмотря на историческую победу над Панатинаикосом в финале еврокубка и выдающуюся игру Кройфа, в минувшем чемпионате страны аяксиды стали лишь вторыми, уступив Фейеноорду. Планы, касавшиеся внутренней арены, были успешно реализованы. Последним препятствием на пути к желанному треблу стал  миланский Интер.

Что интересно, к тому времени Аяксу уже приходилось играть в финале Кубка европейских чемпионов против итальянской команды. В сезоне 68/69 Милан с Джанни Риверой и Пьерино Прати камня на камне не оставил на молодняке Ринуса Михелса – 4-1. Впрочем, на матч с Интером выходила уже совсем другая команда – все еще  юная, но куда более опытная и психологически устойчивая. Йохан Кройф успел преодолеть путь от перспективного таланта до лучшего игрока планеты, центр поля выжигал Йохан «Второй» Неескенс (один из самых недооцененных футболистов в истории игры). Не сказалась отрицательно на команде и смена тренера: Михелс, выиграв все с Аяксом, отправился делать великий клуб из каталонской Барселоны, а бразды правления перешли к Штефану Ковачу, который сумел дополнить казавшуюся и без того безупречной систему своего предшественника.

alt
alt

Слева: Йохан Неескенс

Справа: Штефан Ковач

Все вышесказанное хорошо понимал тренер Интера Инверницци. Посему едва ли кого-то удивило, что итальянцы с первых минут финала отдали мяч аяксидам, сконцентрировавшись на обороне. Удар в штангу, несколько опасных рикошетов в штрафной площади Интера – Кройф и компания настроены решительно, пусть и не без толики осторожности. На шестой минуте апологеты катеначчо огрызнулись контратакой, но Маццола не попал из выгодного положения. Попал в конце первого тайма ветеран Аякса Шак Сварт, но гол не был засчитан. Забитых по правилам мячей в первом тайме зрители так и не увидели.

Все стало на свои места в самом начале тайма второго. Высокая подача обескуражила голкипера  Бордона, он столкнулся в воздухе со своим же защитником, а мяч оказался у Кройфа. Счет открыт. Для итальяцнев - практически приговор, несмотря на целый тайм впереди. Заиграть «по щелчку» в атакующий футбол против одной из лучших команд в истории не получится по определению, а продолжать контратаковать в надежде на стечение обстоятельств и невнимательность оборонцев – скорее способ не уступить крупно, нежели действенная тактика. Так или иначе, последние полчаса встречи опасные моменты создавали исключительно подопечные Ковача, а на семьдесят восьмой минуте «Летучий голландец» сделал дубль, воспарив над защитниками Интера. Изысканный мяч стал завершающим аккордом величайшего сезона в истории клуба. Аякс взял второй Кубок европейских чемпионов. Через год трофей снова останется в Амстердаме, и снова в финале будет повержен итальянский клуб, на сей раз Ювентус.

alt

Йохан Неескенс, Йохан Кройф, Штефан Ковач и второй Кубок европейских чемпионов

3. ГОЛЛАНДИЯ – БРАЗИЛИЯ,

3.07.1974, второй раунд Чемпионата мира по футболу;

итоговый счет: 2 - 0

alt

Театральная постановка, сеанс магии, лекция профессора высшей математики – все это, причем одновременно, игра сборной Голландии на Чемпионате мира по футболу-74. «Профессор» Михелс на своих предматчевых лекциях не щадил никого: у каждого игрока, без шуток, существовали конспекты с информацией о своем расположении на поле в зависимости от игровой ситуации. Все нужно было не только знать наизусть, но и понимать, иначе интегрироваться в команду было нельзя: слишком сложна система, слишком многое в ней заложено. Впрочем, подглядывать или недоучивать и так никто не рисковал. Было в великом тренере что-то и от режиссера-постановщика, в распоряжении которого  сплошь разноплановые и  универсальные актеры, которых он же, собственно, и научил «играть». И пускай главная роль была застолблена за Йоханом Кройфом, второстепенных ролей не было вовсе – важен был каждый винтик в механизме футбольной эстетики.

Организованному хаосу, творимому голландцами на Мундиале-74, никто ничего не мог противопоставить вплоть до финала, где они заигрались и уступили ФРГ. Так или иначе, подопечные Михелса, несмотря на итоговое лишь второе место, за время чемпионата подарили мировому футболу громадное количество тактических новшеств и просто красивых моментов. Львиная доля такого рода «подарков» пришлась на матч с действующими чемпионами мира, бразильцами.

Среди футбольных экспертов бытует мнение, что ни до, ни после той встречи «селесао» не проигрывали так унизительно. А ведь начало матча получилось вполне равным: выдержав фирменный стартовый натиск голландцев, Бразилия на какое-то время забрала мяч и попыталась наладить комбинационную игру. Но оборона «оранжевых» сбоя не дала, а дальше сказалась колоссальная разница в исполнительском мастерстве («трикампеоны» уступают кому-то в технике и фантазии – невиданное дело!) и в функциональной готовности. Южноамериканцы попросту перестали успевать за вихрем атак соперника. Итоговые нули после первого тайма – результат того, что бразильцы открестились от своего стиля и начали играть на грани откровенной грубости.

alt

«Летучий голландец» забивает второй мяч в ворота сборной Бразилии

После перерыва не спасала даже жесткость, которая ближе к концу матча переросла в откровеннейшую жестокость. При нулевом счете такая манера игры еще могла обуславлавливаться эфемерной неуступчивостью, при 2 – 0, что засверкали на табло к середине второго тайма, - это могло означать лишь бессилие. Забитые голы «оранжевых» своей красотой привели в восторг болельщиков из Голландии и заставили бразильскую торсиду испытать чувство оторопи. Йохан Кройф стал главным героем встречи, поучаствовав в обеих результативных атаках: сначала  выдал точнейший пас Неескенсу, затем сам забил прекрасным ударом в прыжке. 2:0, и в корне измененное представление людей о том, как нужно играть в футбол. С тех пор в игре номер один не было ни одного новшества, которое корнями не уходило бы в постулаты Ринуса Михелса и Йохана Кройфа.