10 мин.

Как устроен Футбол в Испании - от первого лица. Часть 2. CD Leganes

После перерыва более чем в полгода, возвращаюсь к продолжению рассказа о моем опыте обучения в университете Реал Мадрида и работы в футболе в Испании. За это время я успел вернуться из России в Мадрид и начать работу в академии Sporting Hortaleza с командой Ю13, постараюсь рассказать об этом в других постах.

С первой частью поста о футболе в Испании можно ознакомиться тут: 1 Часть

В этой части я расскажу о своем опыте работы тренером вратарей в команде Леганес С и Д (Ю23). Как устроен тренировочный процесс, методология, микроцикл команды, в чем основные различия с футболом в России.

Начав обучение в университете Реал Мадрида в первую же неделю часть студентов была определена на стажировки в различные футбольные клубы Мадрида и его пригородов, мне, а также 4 другим студентам, посчастливилось попасть на стажировку в сильнейший из возможных, клуб Сегунды Ла Лиги - Леганес.

После 3 сезонов в Ла Лиге, основная команда клуба начинала сезон во втором по значимости дивизионе Испании, упустив спасительную строчку в таблице сезона 19/20 в последнем туре, сыграв вничью 2-2 с Реал Мадридом. В связи с этим клуб ждали большие изменения и одним из них стал запуск международной академии, что и дало возможность мне и другим ребятам попасть к ним на стажировку. Основными задачами этой академии были: расширение популярности бренда "Леганес" в других странах, скаутинг игроков для основной команды и команды Б, а также дополнительный источник доходов для клуба. Международная программа включает в себя проведение драфтов/просмотров игроков в различных странах, обучение методологии клуба - когда команда тренеров Леганес приезжает в ваш клуб и обучает ваших тренеров, а также футбольный пансион для игроков, игроки команды Д платят клубу за тренировочный процесс и проживание, а лучшие из них поднимаются в команду С и освобождаются от всех плат.

«Легане́с» (Club Deportivo Leganés) — испанский футбольный клуб из одноимённого города, в пригороде Мадрида. Клуб основан в 1928 году, домашние матчи проводит на стадионе «Бутарке», вмещающем 11 000 зрителей.

На подходе к стадиону

Тренировочные занятия нашей команды и игры чемпионата проходили на поле малой арены "Бутарке", у которой также есть своя трибуна, всего в 20-30 метра от основной арены. Чувство близости к основной команде и стадиону дает ощущение сопричастности, тренерский штаб и игроки понимают, что являются частью клуба.

Я начал свою работу в качестве тренера вратарей с командами С и Д в конце октября, за несколько недель до начала чемпионата. Команда С, которая является по сути дублирующем составом второй команды, в том сезоне выступала в 5 по значимости дивизионе Испании - Preferente, это был наш дебютный сезон. Команда состояла, как из местных испанцев, так и из игроков из других стран, например из: Аргентины, Колумбии, Японии, США, Марокко и т.д. Основным языком коммуникации в команде и среди тренеров был Испанский, но все без исключения говорили на Английском, что мне очень помогло, так как уровень моего испанского оставлял желать лучшего.

Для меня работа в недельном микроцикле выглядела так: Понедельник - Пятница, 08:00 - 12:00, тренировка команды С, а затем и Д, воскресенье игровой день. Уровень команды "С" был достаточно высоким, по моим ощущениям мы смогли бы завершить сезон в М-Лиге во второй половине таблицы. Того же нельзя сказать об уровне команды Д, куда игроки приезжают, как раз за тем чтобы поднять уровень своей игры, далее в своем рассказе я сконцентрируюсь только на команде С.

Тренерский штаб нашей команды насчитывал более 8 человек: Главный тренер, обладатель лицензии Pro-UEFA; Главный ассистент + 2 ассистента; Тренер по физической подготовке; Тренер вратарей и ассистент тренера вратарей; 2 Скаута-аналитика, а также методист и начальник команды. Таким большим штабом обладает далеко не каждая команда РПЛ. На тренировке иногда присутствовало до 10 человек тренерского штаба, регулярно приходили кураторы "кантеры" и следили за процессами. Меня поразил уровень профессионализма на этом уровне, каждый из нас был занят своим делом и работал на благо команды.

Тренерский состав Международного департамента Леганес 20/21. Я в дальнем ряду второй справа.

В России, зачастую, работа тренера вратарей и работа главного тренера почти не пересекаются, каждый работает в своем микроцикле и выполняет свои задачи. Вратари - другой мир, часто можно услышать у нас, как на детско-юношеском уровне, так и в профессиональных командах. Работая в Леганес у меня был постоянный контакт с главным тренером и план моих тренировочных занятий напрямую зависел от целей и задач главной команды.

В моем распоряжении было 4 вратаря: 2 испанца, вратарь из Индии и вратарь из Тайланда. Ребята из Испании классно играли ногами, обладали поставленной длинной передачей, но имели недочеты в игре на выходах, ловкости и координации. Для двух вратарей из Азии набор качеств был диаметрально противоположным. В российском футболе многие тренеры хотят от вратаря одного, чтобы он был высоким и это является одним из главным факторов при выборе игрока на позицию или отборе ребят в Академии, СШОР и ДЮСШ. В Леганесе и в испании в целом при оценки вратаря главный тренер в основном полагался на игровые качества, а не на антропометрию или психологию голкипера, так в нашей команде первым номером стал испанец ростом 180 см, который увереннее всех играл ногами, а голкипер из Индии 190 см ростом, который привлекался в свою молодежную сборную стал только номер 2. При выборе основного голкипера на сезон главный тренер спрашивал и моего мнения, я указал на второго испанца, который выглядел более сбалансированным в игре и обладал отличной антропометрией, он как самый молодой голкипер был определен номером один в четвертой команде, а в следующем сезоне стал основным, как раз в команде С. Стоит сказать, что достаточно часто вратарей ротировали и другие тоже получили свои игровые минуты.

Mis porteros

Моя работа строилась таким образом, в воскресенье от главного тренера я получал план микроцикла команды на неделю и ее задачи на каждой тренировке. В среднем у меня с вратарями было от 15 до 45 минут работы отдельно от общей группы, также после нескольких недель мы с ребятами договорились, чо будем начинать наши тренировки за 15-20 минут, чтобы уделить дополнительное внимание различным аспектам игры вратаря. Главный критерий игры наших вратарей была игра ногами, тренер хотел, чтобы вратарь был в высокой активной позиции, страховал защитников и начинал атаки адресными, длинными передачами. Этому аспекту игры уделялось время каждую тренировку.

Пример микроцикла вратарей команды С

План тренировки для вратарей строился с прицелом на задачи команды, если команда будет работать над завершением после доставки мяча с флангов, значит и мы с вратарями будем готовиться к игре на перехватах и завершению из штрафной площади, если команда работает над билд-апом, то и мы будет работать над техникой передач и перемещениями в штрафной. Имея все вводные по задачам команды, имея полноценное пространство для упражнений, имея обозначенное время, получается эффективно моделировать игровые упражнения и вводить вратарей полностью подготовленными для работы в основной группе.

Большое отличие от организации тренировочного занятия в Испании и в России, это чистое время тренировки. Из 1 часа 30 минут тренировочного занятия, игроки задействованы 1 час 25-27 минут, интенсивность и организация просто на запредельном уровне, чему способствуют все предоставленные условия. Каждое наше занятие проходило на все поле, у меня с вратарями была, как минимум штрафная площадь, а если мы работали над доставкой мяча, то и половина поля. Каждая тренировка начиналась с быстрого собрания, где тренер объявлял игрокам план тренировки и их задачи, все станции для упражнение, фишки, манекены уже были расставлены на поле. Каждый игрок знал в каком порядке он передвигается, какую манишку он одевает и какая у него роль в том или ином упражнение. Все члены штаба занимали позиции по бровкам и помимо подсказа игрокам, сбора вылетевших мячей, игроки никогда не бегали за мячами, которые покидали пределы поля, также выполняли подачу "второго мяча" - большинство упражнений в Испании построено на принципе второго мяча, переходных фаз, в атаку или оборону, то есть, после выхода мяча в упражнении один их тренеров на бровке обязательно вводит второй мяч в игру, заставляя команды сменить фазу. Чаще всего план тренировки команды выглядел так:

- Разминка: Легкий бег, подвижные игры

- Беговые упражнения, растяжка

- Рондо, работа на станциях

- Позиционные упражнения, квадраты

- Позиционная игра

- Динамическая растяжка

Структура тренировочного занятия от методиста Леганес

Почти отсутствуют изолированные упражнения, а также физическая нагрузка дается через упражнения с мячом, спринты или кроссы без мяча - отсутствуют! Главный тренер вместе с тренером по физической подготовке вместе планируют упражнения, нормируют нагрузку и интенсивность, строят упражнения соответственным образом. Методология в Испании строится на комплексном подходе, в России на аналитическом. Мы разделяем подготовку в футболе на: физическую, технико-тактическую (кто-то и эти два аспекта подготовки разделяет) и психологическую, и тренируем мы эти составляющие по раздельности, если техника, то дети обводят фишки без сопротивления, а если физическая подготовка, то бегут кросс 5-10 км по лесу. В комплексном подходе, который использует большинство испанских академий и клубов, принято брать футбол, как единое целое, соответственно и тренировать все составляющие надо вкупе, поэтому тут нет изоляции, а все упражнения проходят с мячом и при сопротивлении.

Отмечу, что игроки все таки работают над физикой, бегают кроссы, спринты и т.д., но делают это согласно индивидуально составленному плану, во время дополнительных занятий, вне тренировок команды.

Удивительным для меня оказалась любовь к футболу Испанцев. Когда видишь насколько все увлечены и погружены в футбол, как яро и искренне они поддерживают свои команды, становится понятно, почему их Сборная команда такая успешная. Мой сезон в команде пришелся на ковидный период и кучу ограничений, долгое время игрокам приходилось носить маски, как во время тренировочного процесса, так и во время игр чемпионата, а зрителей не допускали на трибуны. Учитывая все ограничения и невозможность посещения стадиона каждую игры мы видели десятки людей, которые залезали на деревья, заборы, чтобы посмотреть матч, и такие фанаты были даже во время тренировок, когда и смотреть то и собственно не на что. Здесь люди болеют за свои локальные команды и это удивительно круто!

Помимо профессионального подхода, наверное, это и есть главное различие с Россией, люди здесь с такой страстью отдаются футболу, так слепо верят и болеют за свои команды, это состояние всей нации - отсюда и успехи на клубном и международном уровне.

Про работу аналитиков в нашей команде, за что они отвечали и как была построена их работа можно почитать в блоге у ребят из Build-up School - тут

Больше материала можно найти в моем инстаграмм в актуальных историях и в постах: https://www.instagram.com/nfgoalkeepers/

Пишите ваши вопросы в комментарии!