11 мин.

Как устроен футбол: диагонали

The Athletic. Часть 7 из серии материалов «Как устроен футбол», в которой подробно рассматривается механика игры.

Если вы футбольная команда, которая хочет продвигать мяч минуя соперников и доводить его до сетки их ворот, то у вас есть три основных пути на выбор: через верх, вокруг или сквозь их оборону.

У каждого есть свои недостатки. Забросы верхом с большой вероятностью могут стать легкой добычей для вратаря. Пробираться через края — звучит умно, пока ты не оказываешься в ловушке у боковой линии. А это зигзагообразное продвижение через центр просто само по себе заутруднительно, учитывая агрессивно настроенных соперников, пытающихся отобрать мяч.

Но что, если бы существовал четвертый, секретный путь? Тот, который одновременно обходит оборону и сверху и через край. Команду, которая может это осуществить, сложно остановить. Возможно, она даже будет одним из лидеров лиги.

Любовь «Ливерпуля» к длинным диагоналям не является секретной информацией — она стала визитной карточкой стиля их игры под руководством Юргена Клоппа. В каждом из последних шести сезонов они чаще, чем любая другая команда Премьер-лиги, выбирали путь «верхом и вокруг», и по большей части это работало для них достаточно эффективно.

Вот Вирджил ван Дейк, который в среду застал врасплох «Челси» хрестоматийной диагональю, чтобы организовать третий гол «Ливерпуля» (таймкод: 08:54):

Что делает последовательность этих действий настолько эффективной? Помимо наличия игрока сзади, который действительно хорош в исполнении передач на 70 метров, есть семь ключевых тактических аспектов для создания идеальной диагонали.

Давайте пройдемся по списку.

1) Сначала доведите мяч до одной из сторон

Прежде чем вы сможете обойти защиту с края, будет полезно сначала перетащить линию обороны на одну из сторон поля, создавая пространство на противоположном фланге.

Как объясняет Пеп Гвардиола в книге Марти Перарнау «Секреты Пепа»: «Во всех командных видах спорта секрет состоит в том, чтобы перегрузить одну сторону поля, чтобы противнику приходилось перемещать туда собственную оборону, чтобы справиться с ситуацией. Вы перегружаете одну сторону и вытягиваете их так, что они оставляют другую сторону незащищенной».

В приведенной выше комбинации, которая закончилась голом, ван Дейк на деле не доводит мяч до самой боковой линии левого фланга, прежде чем развернуться направо, но его беспрепятственное продвижение из глубины все равно привлекает внимание «Челси». Своим взглядом и расположением он указывает на возможность того, что он может обойти защиту за счет короткой передачи левому защитнику Джо Гомесу, у которого будут варианты между линиями и Дарвин Нуньес, совершающий забег по флангу выше него.

Чтобы предотвратить возникающую опасность, «Челси» перемещается на сторону мяча — их крайний полузащитник и защитник находятся в пределах ширины центрального круга, когда Ван Дейк разворачивается и выполняет диагональ на другую сторону.

Ранее в игре Ван Дейк использовал тот же принцип, чтобы выполнить редкую (для него) диагональ справа налево.

Вместо того, чтобы продвигать мяч выше по левому флангу, он развернулся внутрь и повел мяч к центру, прежде чем передать Конору Брэдли, который «обстучался» с Кертисом Джонсом на правой бровке. Это не только отвело «Челси» в одну сторону, но и перестроило «Ливерпуль» на тройку защитников, так что теперь уже центральный Ван Дейк мог развернуться и выполнить диагональную передачу Луису Диасу на ослабленном левом фланге.

2) Перегруз середины

Помимо вытягивания защиты противника на край, правильная последовательность перед диагональю должна также выманить заднюю линию соперника выше в поле, чтобы освободить пространство для игры позади нее. Самый верный способ сделать это — насытить середину большим количеством игроков, чтобы другая команда захотела закрыть пространство между своими линиями.

При диагонали, которая привела к голу «Ливерпуля» именно правый защитник Брэдли получает пас от Ван Дейка. Это потому, что правый нападающий Диого Жота сместился полностью на левый фланг, чтобы создать перегруз между линиями. Единственный способ, с помощью которого «Челси» мог бы закрыть всех игроков в середине — это держать линию обороны очень высоко.

Когда диагональ проходит, ближайший защитник «Челси», Бенуа Бадиашиль, должен взять такой угол, который позволит сократить дистанцию до принимающего по горизонтали и даст ему возможность опуститься на 25 метров ближе к воротам. Он слишком далеко, чтобы встречать Брэдли на приеме, прежде чем тот возьмет мяч под контроль.

3) Создание пространства на мяче

Игроку, который хочет выполнить диагональ, нужно время, чтобы поднять голову и осмотреть поле, помимо того, что нужно еще развернуться и найти правильный адресат. Создание пространства при организации атак с помощью верных передач и перемещений – это командная работа.

Перед своей диагональю Ван Дейк отыгрывается в стенку с Алиссоном, который вынуждает Коула Палмера, опекающего Ван Дейка, выскочить на обратный пас и закрыть вратаря. Чтобы не дать Палмеру отрезать половину поля, Алексис Мак Аллистер опускается из середины под розыгрыш мяча и в касание отыгрывается обратно на Ван Дейка.

Этот небольшой размен отыгрывает первую линию прессинга «Челси» и дает Ван Дейку пространство, необходимое для продвижения вперед, разворота и выбора диагонали.

4) Наличие забегающего в центральном коридоре

Вероятно, самым важным игроком в большинстве диагоналей является не выполняющий и не принимающий передачу игрок, а партнер по команде, выполняющий забег по внутреннему коридору и создающий дилемму для обороны.

В голевом эпизоде Доминик Собослай бежит по правому внутреннему коридору, а Ван Дейк готовится сделать передачу. Если «Челси» не отследит этот ход, «Ливерпуль» может прорваться за счет заброса через центр и оказаться у ворот; если же они следуют за вбегающим, это открывает пространство для диагонали.

Бадиашиле действует осторожно, делая несколько шагов в сторону Собослая, а затем неловко меняет направление, пока мяч находится в воздухе по пути к Брэдли. Этот момент колебания, вызванный ловким забегом, приводит к созданию задела в несколько метров, которое нужно Брэдли, чтобы продвинуться по флангу и доставить мяч в штрафную.

Когда партнер по команде не выполняет этого забега по центру, играть по диагонали намного сложнее.

В аналогичной ситуации в начале игры Жота даже не стал делать вид и просить передачу в коридор, в момент когда Ван Дейк готовился выполнить длинную передачу. Не имея угрозы заброса через центр, о которой стоило бы беспокоиться, Бен Чилвелл мог проследить весь путь диагонали и обрезать ее до того, как она дойдет до Брэдли.

5) Держать ширину

Данный пункт довольно очевиден, но диагональ работает только в том случае, если принимающий остается в ширине, в то время как все остальные смещаются в сторону мяча. Это тактический выбор. Некоторым командам нравится сохранять «минимальную ширину», располагая своего крайнего нападающего ближе к воротам для создания более прямой угрозы, в то время как другие «сохраняют ширину» или «увеличивают поле», удерживая игрока на фланге рядом с боковой линией, чтобы иметь возможность смены направления атаки.

Чтобы, как говорится: «и на елку влезть и рыбку съесть», - надо направить крайнего нападающего в створ, при выполнении диагонали с одной на другую сторону (минимальная ширина), одновременно поднимая крайнего защитника выше по флангу (сохранение ширины). Это именно то, что «Ливерпуль» делал с Жотой и Брэдли, чтобы достичь своей цели.

6) Передача на ход

Разница между «диагональю» и «переводом» заключается в вертикальности — хорошая диагональ посылает мяч не только на свободный фланг обороны, но и одновременно над ней. В идеале мяч должен встретить принимающего на ходу или, по крайней мере, на достаточном расстоянии, чтобы опустить его в ноги и продвинуть по флангу, как Брэдли.

«Ливерпуль» особенно хорош в этом в текущем сезоне. Они выполняют 0,91 диагонали за игру, которые принимающий получает «на ходу», где за диагональю следует вертикальное продвижение как минимум на 5 метров. Это на 33 процента больше, чем у следующей ближайшей команды Премьер-лиги в последних шести сезонах, что неудивительно, это также «Ливерпуль», в их чемпионском сезоне 2019–20.

7) Готовность играть второй мяч

Диагонали — это сложно. Они работают только в половине случаев — если быть точными, 57 процентов, при этом девять процентов диагональных передач в Премьер-лиги уходят за пределы поля, а оставшаяся треть достается сопернику. Когда случается последнее, созданное пространство в ширине, которое сделало атаку на свободном фланге столь привлекательной, может привести к опасной контратаке в обратную сторону.

Выполненные (синий), перехваченные (красные), ушедшие за пределы (серые) диагонали

Команда, пытающаяся использовать диагонали, должна иметь план, как вернуть мяч, если передача не прошла. В основном это сводится к «превентивной опеке» (rest defending) — тренерскому термину, означающему, что игроки должны оставаться в позиции, чтобы опекать соперников в переходной фазе, если они потеряют владение мячом.

При неудачной диагонали Ван Дейк - Брэдли, где Жота не стал выполнять забегание в центральном коридоре, «Челси» головой скинул мяч Рахиму Стерлингу, который был бы в состоянии контратаковать по флангу, если бы не Ибрагима Конате, выдвинувшийся в ширину и отрезавший его, в то время как Мак Аллистер проверил наличие игрока за плечом и стал смещаться, чтобы опекать бегущего сзади Конора Галлахера.

Многие тренеры вполне обоснованно опасаются, что длинные мячи подвергнут их команду контратакам, но «Ливерпулю» удается сочетать диагонали с эффективным контрпрессингом, чтобы отыгрывать потерянные мячи. В этом сезоне в лиге ни одна из 77 диагональных попыток в полузащите не привела к удару соперника в течение следующих 30 секунд.

8) Наличие качественных игроков

Хорошо, хорошо, этот пункт не относится к «тактике», но все остальные принципы построения диагонали имеют значение только в том случае, если у вас есть игроки, способные их реализовать. Как и большинство абстрактных игровых концепций, является ли диагональ хорошей идеей или нет, зависит от того, кто ее выполняет.

То, как команды используют диагонали, зависит от того, кто и на какой позиции играет. В течение многих лет любимой диагональю «Ливерпуля» была связка Ван Дейк — Трент Александер-Арнольд, поднимающийся по флангу из зоны правого защитника. За последние полтора года, когда Александр-Арнольд занял позицию правого полузащитника, он прошел путь от основного принимающего диагональных передач до ведущего диагонального распасовщика, в основном направляя передачи на Диаса на левом фланге.

Знание семи тактических принципов эффективной диагонали не принесет вашей команде наличия Ван Дейка или Александра-Арнольда в составе. Извините, жизнь несправедлива.

Но если у вас есть такие игроки, почему бы не воспользоваться этими удобными правилами, чтобы обойти защиту одновременно через верх и с краю?

Оригинал текста: https://theathletic.com/5249117/2024/02/04/how-football-works-diagonals/