3 мин.

О роли журналиста. Продолжение

Часть первая

Игра – вещь глубокая, и всегда тяжело слушать однозначное толкование, построенное на эмоциональном восприятии событий, происходящих на поле (это все-таки для болельщиков).

Рассмотрим пару примеров с чемпионатов мира. Какую оценку можно, например, дать атакующим действиям команды, наносящей 13 ударов в среднем за игру, если все команды – участницы турнира в среднем били около 16 раз за матч, и проникающих атак у этой команды было тоже заметно меньше (процентов на 20)? Оценку невысокую, если не знать, что это показатели чемпионов мира – итальянцев и если не будет рядом цифр других. Ну, например, сколько ударов из этих 13 наносились с пределов штрафной или с реально голевой позиции?

Или еще один пример, характерный для обсуждаемой проблемы, но с другого чемпионата мира, в котором побежденные команды имели в среднем за матч большее число проникающих атак, чем победители. Какое количество факторов могло на это повлиять? Изменение счета по ходу игры, способы ведения игры, выбранные тренерами, турнирные задачи, физическое состояние команды и т.д.

Заметьте, мы говорим не об одной игре, где роль случая весьма велика, а о нескольких десятках, где закономерности игры существенно просматриваются.

Цифры хороши тем, что их можно складывать, делить, умножать, выделять среднее число, находить зависимости между цифрами и, возвращаясь к ним через какое-то время, сравнивать их с днем сегодняшним, отмечая тенденции и, что важнее всего, использовать для прогнозирования хода развития игры. Но также очевидно, что далеко не все можно измерить, по крайней мере, в обозримом будущем, и поэтому сегодня приоритет качественного анализа все же сохраняется. А цифры должны помочь нам расширить свое представление об игре.

В конечном итоге, все в анализе цифр, скорее, станет проще и точнее. По одним цифрам будут говорить об активности, например по тем же процентам владения мячом, количеству ударов, «стандартов» и т.д. По другим – об эффективности. Например, число реальных голевых моментов у тех и других ворот, их реализация, удары с пределов штрафной площади, точность индивидуальных ТТД в непосредственной близости у штрафных площадок и т.д.

Другая, довольно часто обсуждаемая в СМИ проблема, интересующая всю футбольную общественность – где, на каком уровне сейчас находится российский футбол. Сопоставления с ведущими европейскими странами иногда выглядят реальными, когда например, в Кубке УЕФА побеждали ЦСКА, «Зенит», иногда отдаленными – когда анализируешь уровень организации в проведении соревнований, качество телетрансляций, стадионов, полей, число болельщиков, рекламу.

Не всегда мы видим объективную картинку на ТВ или в печатных изданиях, а периодически смотрим и читаем неподготовленные репортажи, в которых из обозрения выпадают главные события игры.

Полагаю, что в продаваемом телеканалами продукте, именуемом «российский футбол», несодержательная критика зашкаливает. При этом нередко слышна унылая, а порой далекая от корректности, ирония, перемешанная с самолюбованием: «Да я столько игр видел, столько комментировал матчей из Италии, Испании, Англии, да нашим так далеко до Роналдиньо»…

Уверяю, что скорости союзного чемпионата в пору Николая Озерова не были выше, но без эмоционального накала любители футбола не слышали и не видели ни одного его репортажа.

Чем еще выгодно отличались репортажи прошлого, так это объективностью по отношению к игрокам и тренерам. Трудно представить, чтобы зрители или слушатели по ходу репортажа, скажем, Озерова почувствовали его симпатию к какой-либо команде. Мне кажется, что освещение происходящих событий в любом случае должно быть объективным, и симпатии комментатора не должны резать слух болельщикам другой команды. Если без симпатий этих сложной обойтись, то следует, на мой взгляд, по крайней мере, объективно оценивать действия противоборствующей команды.

Другое дело – участие наших команд в международных соревнованиях. Здесь симпатии понятны и логически объяснимы.

Стремление найти причину тех или иных недочетов в игре само по себе похвально, если это делается в том ключе, который характерен, например, для Валерия Непомнящего, всегда корректно объясняющего суть происходящего. То, что для России больше характерны жесткая критика и даже критиканство, чем реальные конструктивные предложения, давно и хорошо известно еще с 19 века, поскольку касается всех сфер нашей жизни.

Я не за розовые очки, но хозяин любого продаваемого продукта в первую очередь говорит о его достоинствах. Футбол сегодня для СМИ – один из самых дорогих продаваемых продуктов. Так или нет?